Сделаем исторический центр Самары великим снова

Сделаем исторический центр Самары великим снова

Жителей и ценителей исторического центра объединит «Квинс»


В Самаре возникла новая общественная инициатива – «Квинс» – клуб владельцев исторической недвижимости. Городское сообщество объединит тех, кто хочет жить в историческом центре города, уже живет или работает там. 

В рамках авторской программы Олега Никитенко «Время недвижимости» на радиостанции «Эхо Москвы» основатели нового общественного движения рассказали о смысле инициативы и пользе, которой собственники и арендаторы недвижимости в центре могут делиться друг с другом. В финале разговора — важная информация для всех, кто хочет присоединиться к сообществу. 


Участники беседы:


●      Олег Федоров, владелец квартиры в историческом центре, продал квартиру на площади Славы в типовом многоквартирном доме и купил в историческом центре на углу Садовой и Некрасовской.


●      Александр Шуткин, архитектор, в течение последнего года занимается обустройством офиса в историческом центре.


●      Нина Казачкова, руководитель регионального отделения Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры, житель исторического центра, которая отстояла свое право жить в Доме Зеленко.


●      Олег Никитенко, главный редактор журнала «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale», совладелец офисного помещения на Хлебной площади. 


Олег Никитенко: 

— Возникла идея сформировать общественное движение, которое бы объединяло собственников, арендаторов исторического центра. Всех, кто работает и живет в этой части города, всех, кто хочет, чтобы исторический центр развивался. Многие из этих горожан ратуют за развитие исторического поселения и являются его жителями и пользователями. Сейчас хочу спросить у вас: почему жить и работать в историческом центре хорошо?


Олег Фёдоров:

— Городская среда в центре правильного масштаба: вся инфраструктура рядом, все общественные функции в зоне доступа. В историческом центре есть уникальные дома. И, в конце концов, жить здесь приятно на эмоциональном уровне! В центре нет пробок, он хорошо озеленен, если его сравнивать со спальными отдаленными районами.


Нина Казачкова:

— Волга и все культурные ценности в шаговой доступности. 

 


Александр Шуткин:  

— Историческая среда – самая качественная, которая у нас есть. Я пожил в Октябрьском районе на ул. Больничной, потом в Промышленном районе на ул. Димитрова, потом переехал в Самарский район. Могу сказать, что это лучшее из того, что доступно в нашем городе. Это и объекты инфраструктуры в шаговой доступности, и сложившиеся ценности города, и сервисы. Это самая удобная и человечная среда для жизни.

У меня был разговор с жителями Кинеля, которые приезжают на набережную погулять. Они готовы по полчаса тратить на дорогу. А я не готов, каждый раз по полчаса не наездишься.

 


Олег Никитенко: 

Исторический центр – это то место, где можно подойти к окну и всегда на чем-то задержать свой взгляд. И даже если передвигаешься на машине, сама мысль, что все находится в пешеходной доступности, очень греет и радует. Не всегда хочется ездить и искать парковку: можно просто выйти из дома и дойти пешком. Это правильная городская среда, в которой ощущаешь себя соразмерным. Здесь почти нет больших зданий, которые над тобой доминируют и определяют твой путь: запарковаться, пройти через лифты, очутиться на высоком этаже и выйти оттуда только вечером. Когда ты в компактном здании, встроенном в историческую среду, и вокруг много всего интересного, тебе хочется выйти в обед, общаться с людьми. Это совершенно другая атмосфера и настроение.

    

Нина Казачкова: 

— Мы живем в усадьбе Зеленко и все друг друга знаем: у кого что происходит, кому надо помочь. В многоэтажке я тоже жила – там не знаешь почти никого. Только в подъезде видим соседей, но не понимаем этих людей. Совсем другие отношения в доме.


Олег Никитенко: 

— И сегодня возникает такой симулякр: давайте жить в историческом центре, но построим здесь многоэтажку и совместим оба формата. Будем жить в инфраструктуре и все будет рядом в шаговой доступности, но квартира расположится в современном комфортном высотном доме. Я живу в доме меньшей этажности, но соседей не всех знаю, они меняются постоянно. В итоге во двор выходишь и хочется из него быстрее выйти. Близость набережной и скверов спасает, но порой хочется выйти и сразу оказаться в дружелюбной среде. 

Ведь сначала жизнь в новом доме нравится, но потом приходит осознание: хотелось бы высотность 3-4 этажа и свой двор, и пусть даже меньше площади. Важно, чтобы место и здание, в котором живешь и работаешь, было соразмерно среде. 


Олег Фёдоров: 

— В связи с этим хочется, чтобы у жителей города формировался информационный пласт: какие объекты недвижимости доступны в центре, какие из них заслуживают внимания, а какие — нет. Поэтому и возникла идея делать регулярные обзоры актуальных предложений в этой локации. 


Олег Никитенко: 

— Такие информационные обзоры станут одним из форматов работы общества Квинс. В течение ближайшего месяца мы планируем уладить все организационные моменты. Информационной площадкой станет сайт rs63.ru — будем регулярно информировать, что происходит с объединением, какая полезная информация доступна всем желающим, что удалось узнать и сделать. 

Уже сейчас к сообществу Квинс многие хотят присоединиться. У владельцев и арендаторов исторической недвижимости есть общие проблемы, которые можно решать сообща. 

Среди основных проблем — низкое качество коммунальных услуг из-за ветхой инфраструктуры, повышенные риски пожаров в силу объективных причин (ветхая проводка) и субъективных (поджоги), иногда токсичное соседство (не только люди с определенной моделью жизни, но и большие крупные здания, которые мешают функционировать небольшим домикам рядом). Как их решать? Вы с этими проблемами сталкиваетесь каждый день.

 

Олег Фёдоров: 

— Проблем действительно много. Я свою квартиру приобрел в сентябре, сразу возникла тема с кровлей и с аварийным деревом. Кровлю я изолировал сам. А насчёт опилки дерева надо просить помощи у администрации, хотя ветки я обрезал сам. Словом, если включать голову и действовать в коллаборации с властью, то все решаемо.


Нина Казачкова: 

— Проблемы есть и в новом городе, просто они другие. Например, в доме моей мамы в подъезде стоит вонь, потому что он замокает. При этом дом новый. Другое дело, что проблемы жителей старого города надо облегчать. Должны быть службы, куда можно обратиться.


Олег Никитенко: 

— В том числе одна из задач Квинс – сформировать лайфхаки, как эти трудности преодолевать.

 

Александр Шуткин: 

— Я считаю, что к проблемам нужно подходить с отношением, что это бытовые вещи, которые можно решить. У меня были проблемы с газовой трубой, возникали вопросы с кровлей. Мы подошли к ним как к эксперименту. Для нас это была идеологическая история: мы хотели попробовать, с какими трудностями столкнемся, во сколько нам в итоге обойдётся дом, который мы смогли себе позволить, сможем ли привести это пространство в нужное нам состояние. Мы уже год занимаемся ремонтом, но рук не опускаем. 

 

Олег Никитенко: 

— Кстати, одна из актуальных проблем – рабочие руки. Для тех, кто занимается строительно-ремонтными работами, проще прийти в новый дом, где все свежее, ничего не проваливается. В таких квартирах и офисах легче применить стандартные решения. А здесь нужно тонко работать, и не всякий этого хочет.

 

Александр Шуткин: 

— Строительно-ремонтный сектор заточен на масс-маркет, понятные и простые материалы. В центре же каждый объект уникален, нужно творчески подходить к каждой задаче.


Олег Никитенко: 

— Но чем больше в историческом центре будет собственников, которые начнут участвовать в его преображении, не бояться делать, рынок соответствующих услуг тоже возникнет. Появится конкуренция и люди, которые будут специализироваться на ремонте этих объектов. 

Мне, например, понравилась история, когда вы за небольшие деньги решили вопрос облицовочных элементов на цоколе своего офиса.

 

Александр Шуткин: 

— Мы ходили по городу, смотрели исторические дома: многие из них облицованы белым камнем, похожим на травертин. Я стал искать в интернете: увидел, что можно такой камень привезти из Армении, но это будет дорого. 

Вдруг оказалось, что такой травертин делается у нас в посёлке Богатырь рядом с Жигулевском, и этот материал настолько доступен, что доставка стоит дороже, чем он сам. За цоколь мы отдали около 6 тысяч рублей за камень и около 7 тысяч рублей за доставку. Нам напилили по размеру идеально ровные плиты, и это не увеличило стоимость. 


Нина Казачкова: 

— Я много лет общаюсь с жителями старого города, и есть еще одна проблема. 40 лет их готовили к расселению. У многих земля не в собственности: ее просто не давали оформить. И люди говорят, что если бы эта земля принадлежала им, они бы вкладывались в ее развитие и благоустройство. А так живут как на чемоданах и уже завтра готовы съехать. 

Можно купить дом в историческом центре, но где гарантия, что он не будет аварийным и тебя не отправят жить в «Кошелев-проект»? Эти нюансы хотелось бы как-то предусмотреть на законодательном уровне. Аварийный дом — значит аварийный дом. Но если человек покупает в нем квартиру и хочет там жить, то ему нужно дать время.

 

Олег Никитенко: 

— Признание аварийным дома является поворотной точкой. Сразу появляются ограничения на оборот такой недвижимости. И как все-таки быть с аварийностью, ведь зачастую все заканчивается сносом. Никто не хочет возиться с реконструкцией и ручным управлением.

Инициатива клуба Квинс – сформулировать прикладное решение для тех, кто живет и работает в историческом центре. В том числе, разработать и предложить механизмы для управления недвижимостью в таких домах. 


Олег Фёдоров: 

— Объективно инженерные сети: вода, тепло, свет — в центре изношены на 80%, а то и больше. Эту тему надо улучшать. 


Александр Шуткин: 

— Перспективным форматом решения в данном случае может стать коллаборация. У всех, кто живет и работает в историческом центре Самары, схожие проблемы. И то, кто уже решил свою локальную проблему, может помочь другому в схожем вопросе. 


Олег Никитенко:

— Но ведь у кого-то получилось решить один из таких вопросов, и этот успешный опыт можно тиражировать. Наша задача — найти лучшие практики и поделиться ими с другими собственниками недвижимости в историческом центре. Это могут быть вполне конкретные бытовые советы: что можно и нужно делать, если в вашем доме потекла крыша. Или готовое решение по подключению дома к современным инженерным сетям. Смысл в том, чтобы человек, уже прошедший через какую-то ситуацию и получивший опыт, смог поделиться информацией с другими. Это позволит всем остальным действовать по накатанной. 

Есть планы по комплексному благоустройству исторической части города, но это большие проекты, требующие серьезного финансирования, и их попросту можно не дождаться. При этом они не мешают двигаться маленькими шагами, обустраивая каждую конкретную точку, находя для этого ресурсы. 


Александр Шуткин:

— Основную задачу сообщества Квинс я вижу в том, чтобы переломить сложившееся отношение к историческому центру, придать ему ценность. Продавая жилье в историческом центре, застройщики позиционируют эту локацию как ценность. Но это не мешает горожанам покупать квартиры в микрорайонах. Хотя, по сути, современный самарский рынок жилья — это масштабированные советские хрущевские планировки, серийное и типовое жилье. У нас не сложился качественный рынок с разными типами недвижимости, у городских квартир нет взаимодействием с первым этажом. Именно эти преимущества и дает исторический центр, где все давно сложилось и объекты недвижимости уникальны сами по себе. 

Можно построить дворец на 9 Просеке, но это будет крепость за забором, вокруг которой пустота. 


Олег Никитенко: 

— При том, что на той же Просеке есть возможности для строительства качественного семейного жилья, выходя из такого дома, оказываешься в узком проезде. Нет городской среды, поэтому жители этой локации едут за городской средой в исторический центр. 

А как вы считаете, насколько востребованным будет появление компании, которая будет квалифицированно и недорого чинить исторические здания? 


Александр Шуткин:

— Я думаю, что это перспективная ниша. Поэтому если сейчас представители индустрии думают о создании такой строительной компании, можно браться за реализацию идеи. 


Олег Никитенко: 

— Иногда борьба за ценности исторического поселения выглядит как битва. Урбанисты и градозащитники против девелоперов, а на линии разведения органы публичной власти, которые понимают, что найти баланс интересов непросто. Может ли объединение владельцев недвижимости в историческом центре изменить эту расстановку сил? Помочь съехать с парадигмы войны? 


Александр Шуткин:

— Да, это возможно, если получится показать ценность исторического центра. 


Олег Фёдоров: 

— Нужны союзники: важно взаимодействовать с девелоперами и представителями власти, пробовать отыскать способы и механизмы, которые будут выгодны всем сторонам. 


Олег Никитенко: 

— Девелопер идёт на спрос. И если он его не видит, спрос надо формулировать. Это в том числе может быть какая-то форма заявки: «Хочу жить в историческом доме». Когда набирается какой-то объём таких заявок, появляется база для общения с девелоперами. Тогда и актуально будет взять старый дом и сделать в нем современные и удобные апартаменты. Спрос будет точечным, но четко оформленным. 

В городе есть много зданий, которые интересно было бы преобразить — такой опыт есть в Москве и Санкт-Петербурге. Да и в Самаре есть подобные примеры. Например, здание на углу Красноармейской и Чапаевской: оно историческое, хоть и сильно преображено. Стоимость квартир в результате такой трансформации получилась высокой, проект востребован рынком. Есть здание на ул. Фрунзе: в 90-е годы этот дом дореволюционной постройки был серьезно реконструирован, жилье получилось недешевым. Это точечные истории, но кто мешает вернуться к этому формату девелопмента? 


Александр Шуткин:

— Почему же потенциальные инвесторы не хотят переехать в исторический город? Может, до сих пор сохраняется стереотип, что состоятельным собственникам проще спрятаться за высоким забором на Просеке, чем отреставрировать усадьбу в центре города? Такое ощущение, что к частным инвесторам до сих пор не вернулась открытость. Если эта парадигма мышления изменится, люди смогут жить без забора в городской усадьбе. 


Олег Никитенко: 

— Эту позицию способно исправить время. Но вопрос сам по себе очень интересный: что должно произойти, чтобы исторический центр стал популярным местом приложения инвестиций? Сегодня есть точечные инвестиционные истории с ресторанами, но они все венчурные.

Нужно чтобы исторический центр стал понятным и даже стандартным направлением для инвестиций. Но что для этого можно и нужно сделать? 


Александр Шуткин:

— Этот механизм уже запущен. Качество среды улучшается, когда туда приходят новые инвестиции и бизнес. И важно, чтобы участники рынка переосмыслили повестку и ставили во главу угла не только экономическую сторону — хотя сейчас складывается ощущение, что многие проекты стремятся построить побыстрее и подешевле. Когда в этом уравнении появится вопрос качества среды, мы изменим ситуацию. 


Олег Никитенко:

— В частном строительстве для себя экономики тоже нет. Если в нынешних ценах построить коттедж на Просеке для себя, то потом его за половину этих денег не продать. И в этом смысле люди покупают идею. 

Например, архитектор Александр Шуткин решил разместить офис в историческом центре: он верит в это место и в то, что ему удастся сохранить свои инвестиции. Когда люди будут уверены, что они сохранят свои вложения, они пойдут в исторический центр. 


Александр Шуткин:

— Исторический центр позволяет вложиться в хороший дом со своим двором, где не будет много соседей. Это совсем другое качество жизни — это на самом деле люкс. Пока этого осознания у покупателей не будет,, тренд не изменится. Но рано или поздно мы к этому придём. 


Нина Казачкова: 

— Как раз реальные примеры людей, которые переселяются в старый город и начинают менять пространство вокруг, могут сподвигнуть других горожан на аналогичные изменения. 


Олег Никитенко: 

— Какой один совет вы бы дали тем, кто мечтает жить в историческом центре, как человек, который уже погружён в эту среду? 


Олег Фёдоров:

— Ребята, не бойтесь. И не сдавайтесь, если столкнётесь с трудностями. 


Александр Шуткин: 

— Действительно все преодолимо. Эти сложности можно решить. 


Как присоединиться к сообществу Квинс

Друзья! Если вам тоже небезразлична судьба исторического центра Самары: вы живете или работаете в этой части города, а может, мечтаете переехать сюда или просто регулярно вдохновляетесь прогулками по центру — присоединяйтесь к сообществу Квинс. Вместе мы сможем создать действительно полезное общественное объединение и прийти к большим целям через искусство маленьких шагов. 

Если вы хотите присоединиться к сообществу Квинс и узнать больше о планируемых инициативах и мероприятиях, пишите на почту naa@rs63.ru

Квинс — вместе мы можем больше! 

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

15 - 16 мая в Самаре пройдет Первый  форум по торговой недвижимости «Региональные достижения. ВСЯ...
25.04
Предварительный список номинантов сформирован, в апреле 2024 года члены экспертного жюри встретились,...
18.04

Уже на этой неделе завершается приём заявок на участие в VI региональной Премии в сфере строительства...

29.02