«Отчет о проделанной работе»: выставка к 60-летию А. И. Баранникова

«Отчет о проделанной работе»: выставка к 60-летию А. И. Баранникова

В апреле в Доме архитектора открылась выставка, приуроченная к 60-летию главного архитектора Самарской области Анатолия Ивановича Баранникова. «Творческий путь от сегодняшних дней до самых первых работ», — ​так обозначил формат экспозиции сам автор. Мы поговорили с Анатолием Ивановичем о любимых проектах и об архитектуре, которой не хватает в Самаре.

– Для многих посетителей ваша выставка стала по-настоящему долгожданным и радостным событием. А чем она является для вас?

– Выставки в архитекторской среде раньше были обычным делом, было заведено в таком формате делиться результатами своей работы. Я помню, как мы помогали Алексею Григорьевичу Моргуну, главному архитектору города, развешивать его работы. Сейчас эта традиция постепенно уходит. Сам я считаю нынешнюю свою экспозицию не столько профессиональной выставкой, сколько отчетом о проделанной работе. Здесь представлены самые разные работы — ​и хорошие, и плохие. А в итоге это мой образ, который каждый воспримет по-своему.

– Какими критериями вы руководствовались при отборе работ?

– Я просто показал то, что я смог собрать. Это работы разных лет в порядке обратной хронологии — ​от недавних к ранним.

– Многие люди творчества называют себя самыми строгими судьями по отношению к своим же работам. Вы разделяете такое отношение к своим проектам? Можете сами для себя определить, какие из них близки к вашему идеалу?

– Идеальных нет: в любом проекте, особенно если он воплощается в строительстве, находишь массу ошибок. Думаю, с этим согласится каждый архитектор, построивший объект. Если бы я встретил того, кто искренне считает свой объект идеальным, я бы подивился.

– А еще можно относиться к своим проектам, как к любимым детям. В вашей творческой биографии есть такие замыслы, которые потребовали много времени и сил, но результат вас приятно радует до сих пор?

– Конечно, такие проекты есть. Это и здание областного онкоцентра, над которым мы работали вместе с канадцами, и новое здание театра «СамАрт», и здание глазной больницы — ​проект, который пока, к сожалению, не реализован. Сами по себе объекты приходят и уходят, но дело не только в них. Каждый из них — ​это целый отрезок жизни с людьми, а ведь именно люди создают идеологию объекта. Не только архитекторы — ​это всегда продукт коллективного труда. И чем более чутко архитектор слушает окружающую его среду, которая его подпитывает, тем более успешным может быть объект.

– Какой архитектуры вам не хватает? Какие проекты хотите видеть в Самаре?

– Хотелось бы увидеть современное качественное жилье, причем не в единичных экземплярах, а в средовом окружении, когда оно формирует целые фрагменты городской среды.
Мы начинали работу в период массовой типовой застройки, когда каждый проект получал разрешение в Госстрое. А сейчас другая ситуация. Мне кажется, пришло время, когда переход к более качественному жилью просто необходим. Растет социальная ответственность заказчиков, когда они не боятся истратить лишний рубль на фасады и на более достойный уровень отделки. Растут требования к качеству проектировочных решений, ведь построенное здание никуда не спрячешь. Плохую музыку можно выключить, неудачный холст перевернуть другой стороной. С архитектурой так не получится.

Будучи купеческим городом, Самара не создавалась архитектурными ансамблями, как Санкт-Петербург. Но сейчас назрела задача, связанная с развитием старого города и сохранением уцелевшей исторической среды. Люди начинают больше задумываться об экстерьерных и средовых решениях центра города — ​время для этого давно пришло.  

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Можно ли вдохнуть новую жизнь и наполнить актуальным функционалом исторический квартал в центре города? ...
28.02
Проект SamaRanta участвует в региональной Премии RS-AwaRdS-2022 в номинации «Свой дом». Строительные...
04.10
Девелоперские проекты из Тольятти участвуют в региональной Премии в сфере строительства и недвижимости...
13.10