Эвелина Ишметова: «Кластеры, гастротема и событийный маркетинг как важные тренды редевелопмента»
Одним из самых ярких событий 2019 года в сфере коммерческой недвижимости Самары стала осенняя двухдневная конференция по редевелопменту при поддержке московской Школы девелопера. Мы побеседовали с директором по консалтингу и развитию компании KEY CAPITAL, членом Экспертного совета по редевелопменту при РГУД Эвелиной Ишметовой об актуальных трендах и самых перспективных проектах редевелопмента в Самаре.
- Во время property-тура вы увидели несколько проектов Самарского редевелопмента - завершенных и реализуемых. Какой из них больше зацепил?
- Больше шансов запомниться у готового проекта, когда можно оценить результат. В этом плане могу выделить гранд-кафе «Пастернак» и «8 студий». Мне из этих двух проектов ближе оказались «8 студий». Кстати, это не совсем завершённая история: уверена, что там ещё будет ротация арендаторов. К тому же когда они почувствуют свою силу и возможность влиять на своё окружение, они выплеснутся за рамки своих помещений и начнут предлагать фееричные способы украшательства всего вокруг. Этим и отличаются настоящие арт-кластеры.
Ещё могу отметить проект редевелопмента - ТЦ «Лого Молл». Найти объект по такой цене, в таком окружении и с такой простой концепцией в Москве почти невозможно. В процессе реализации этого проекта нужно просто сделать все по совести, без нарочитых усложнений. Если девелоперу удастся сделать так, чтобы всем было удобно, объект станет примером, на который будут равняться.
- Можно ли оценить перспективы редевелопмента, когда перед тобой полуразрушенное здание?
- Есть люди, которые могут выбирать на вторичном рынке совершенно «убитую» квартиру и при этом живо представлять, какой она станет после ремонта. Я так не умею: мне сложно за выцветшими обоями и разрухой увидеть перспективу, сложно поверить, что за небольшую сумму на входе можно из этого помещения сделать конфету. Но у меня есть насмотренность в редевелопменте: я захожу во двор заброшенного здания или в помещение и вижу, как они могут заиграть.
- Развитие арт-кластеров в Самаре началось совсем недавно: буквально год-два назад. Ещё одна популярная тенденция, связанная с появлением фуд-моллов и фуд-маркетов, к нам пока никак не придёт. Как считаете, в чем причина и стоит ли в ближайшее время ждать таких проектов?
- Даже в Москве фуд-моллы как формат только начинают развиваться. И вовсе необязательно этот формат должен идти в регионы. Важно другое: в крупных городах меняется само отношение к еде. Так, в Москве есть очень большое количество людей, которые едят не дома. Этот тренд влияет на размер кухни и квартирографию новых проектов. Такие горожане активно потребляют уличную еду, на пике популярности еда других стран. Восточные лапшичные сейчас развиваются так же, как несколькими годами ранее развивались пивные рестораны, а ещё раньше - суши.
Есть огромные фуд-моллы, типа «ДЕПО», но есть и удачные примеры, когда несколько ресторанных концепций уживаются на маленьком пространстве. И часто такие объекты возникают в неоднозначных местах.
Интересный проект – фуд-корт в бизнес-парке «Станколит». Локация напоминает многие региональные территории: это так называемая транспортная «рыбка», которая находится в окружении железнодорожных путей. Долгое время это препятствовало развитию территории, но потом к ней вплотную подошло Третье транспортное кольцо, начали строить жилье. Началось развитие, закипела жизнь, появился фуд-корт. Казалось бы: кому он здесь нужен? Бывшая промтерритория, рядом строят высотное жильё. Но люди потянулись из офисных зданий, из близлежащих ЖК. Проект оказался успешным.
- Как дублировать современный фуд-формат в регион?
- Для начала нужно, чтобы появилось определенное количество гастроэнтузиастов. А они растут за счёт маркетов: отрабатывают навыки, проверяют продукт, потом расширяются. Кто-то открывает ресторан, кто-то уходит на фудкорты в ТЦ, кто-то остаётся в стрит-ритейле. По щелчку фудмолл не появится, нужна предварительная работа.
Какие основные тренды регионального редевелопмента вы можете выделить в целом?
Самое модное слово сейчас - кластеры, развитие происходит в этих форматах: фуд-кластер, арт-кластер, IT-кластер. Это однородные компании, создающие синергию за счёт близкого расположения.
Гастротема тоже звучит у многих регионов в том или ином формате. И чем дальше, тем больше мы все стали говорить о событийном маркетинге. Уверена, он продолжит развитие и в 2020 году.
|