Заклятые друзья

Многие самарские представители бизнеса негласно занимают позицию: рядом с конкурентами не размещаться. Однако в других городах немало примеров выгодного симбиоза сразу нескольких продавцов одной группы товаров на одной территории, в Самаре такие попытки тоже есть, но более робкие. Когда конкурентное соседство может не только не навредить, но и помочь бизнесу?

Улица из конкурентов

Торговые коридоры, занятые представителями одной и той же или смежных сфер бизнеса, для крупных городов – не редкость. Целые улицы бутиков, банков, автосалонов, ресторанов воспринимаются привычно не только в Москве и Санкт-Петербурге – похожие примеры, пусть и меньшей протяженности, есть и в Самаре. Однако большинство представителей бизнеса при выборе коммерческой площади в нашем городе все же настороженно относятся к соседству с конкурентами. «Среди многих арендаторов в Самаре действительно есть предубеждение против расположенения поблизости от конкурентов, - подтверждает генеральный директор АН «Гербер» Владимир Мурзин. – Часто первым делом такие клиенты интересуются, кто у помещения «в соседях», и если обнаруживают там конкурентов, интерес к помещению могут быстро потерять». Между тем для других региональных городов подчас характерна обратная тенденция. Показательный пример из Воронежа: в городе почти целую улицу занимают магазины свадебных товаров и атрибутики. В Самаре такое арендаторское «братство» больше типично для торговых центров, которые часто функционируют концептуально, объединяя арендаторов одной группы товаров на одной территории. Но в данном случае речь идет о стрит-ритейле, и ситуация, когда буквально в ряд на первых этажах жилых домов располагается три-четыре магазина оптики (пример из того же Воронежа), показательна.

Стоит ли бояться конкурентов по соседству?

Самарские представители бизнеса к соседству с конкурентами относятся по-разному, резюмирует руководитель отдела коммерческой недвижимости ГК «Бизнес-Гарант» Сергей Бей. «Внимания заслуживают две полярные точки зрения – когда такое соседство идет бизнесу на пользу и когда оно мешает. По опыту работы с арендаторами могу сказать, что соседство с конкурентами не пугает представителей продуктовых сетевых магазинов, это самый очевидный пример удачного симбиоза, который генерирует посетительский трафик. Схожий пример – магазины алкогольной продукции, которые, как и «сетевики», четко сегментированы по цене и целевой аудитории, так что могут спокойно работать вместе, не мешая друг другу. Из примеров удачного симбиоза, который к тому же создает эффект синергии, я бы отметил, к примеру, цветочные магазины. В рамках внутреннего маркетинга представители этого бизнеса борются за своего клиента качеством обслуживания, подходом к реализации, ассортиментом. В городе есть немало таких цветочных «конгломератов» - например, на пересечении улиц XXII-го Партсъезда и Победы». Рассматривая эти и другие похожие случаи удачного коммерческого соседства, можно отметить, что их объединяет одно: покупатель идет не в конкретный магазин, а за конкретным товаром, и где он его найдет – там и приобретет. Например, покупателю нужны красные розы, и благодаря созданному торговому коридору он сможет выбрать те цветы, которые ему понравятся больше других. Кстати, в итоге это могут оказаться вовсе не розы. Очевидно, что такое соседство идет на пользу всем участникам процесса, поскольку генерирует вокруг их магазинов трафик.

«В то же время для многих групп товаров присутствие конкурента рядом является серьезным основанием для принятия отрицательного решения относительно соседнего вакантного помещения, - продолжает Сергей Бей. - Скажем, два магазина текстиля едва ли откроются рядом, потому что основная их масса работает с одними и теми же поставщиками, и размещаться по соседству – значит, жертвовать доходностью. Еще из практического опыта компании стоит отметить, что ревностно к наличию конкурентов относились суши-бары: помимо факторов проходимости и покупательской способности населения они оценивают ближайшее окружение на предмет успешных конкурентов». Этот список дополняет Владимир Мурзин: «Многие представители сферы услуг опасаются соседства с конкурентами: два агентства недвижимости едва ли расположат офисы рядом, как и две турфирмы, реализующие туры одних и тех же крупных операторов. Если конкуренту, расположенному по соседству, удастся убедить потенциального покупателя в своих преимуществах, то такое соседство будет нерентабельным. Показательным примером является размещение магазина у дома рядом с крупным продуктовым «сетевиком» или обратный случай, когда сетевой магазин приходит и забирает трафик у маленького продуктового».

Когда представителям бизнеса, находящимся в поиске подходящего помещения, стоит отодвинуть боязнь конкурентного соседства и остановить свой выбор именно на этом помещении? Все просто – место определяет принятие решения. «Для любого торгового бизнеса на первом месте всегда было и будет местоположение, так что если сама по себе локация удачная, то бизнес будет туда стремиться, невзирая на наличие конкурентов в непосредственной близости», - отмечает Сергей Бей.

В целом, политику спецификации сегодня выбирают многие торговые центры окружного и районного масштаба. В Самаре такие примеры были и есть: из недавних решений можно вспомнить планы по грядущей реконцепции ТЦ «Вертикаль» в специализированный торговый центр спортивных товаров и философии спорта. По сути, организация торгового коридора в стрит-ритейле с размещением в нем товаров и услуг одной группы – это примерно то же самое, во всяком случае, цели у подобных концепций одинаковые – за счет количества арендаторов повысить качество трафика, привлечь посетителей богатством выбора. Однако вполне справедливы рассуждения экспертов и опасения арендаторов относительно того, что такой «рецепт» размещения бизнеса подходит далеко не всем представителям торговой сферы.

Мы отобрали несколько актуальных предложений об аренде торговых помещений в Самаре и проанализировали, какой бизнес уже функционирует в шаговой доступности от этих объектов. Свою стратегию выбирает каждый арендатор самостоятельно: бежать от такой аренды или бежать арендовать?

Актуальная экспозиция объектов торговой недвижимости (август, 2015 г.):

Описание объекта

Общая площадь

Арендная ставка

Бизнес по соседству

Помещение на ул. Ташкентской, 220 (Промышленный р-н)

1-й этаж 9-этажного дома, свежий ремонт, все коммуникации (мощность 5кВт), парковка перед зданием

30 кв. м

500 руб./кв. м

Стоматологический центр, салон-парикмахерская, продуктовый магазин, оператор связи

Помещение на ул. Ново-Садовой, 198 (Промышленный р-н)

1-й этаж 9-этажного дома, торговая галерея с отдельным входом, евроремонт, все коммуникации (мощность 15 кВт, возможно увеличить до 25 кВт)

80,4 кв. м

746 руб./кв. м

Ресторан, банк, салон цветов, хлебный магазин, центр изучения иностранных языков, аутпосты интернет-магазинов

Помещение на пр. Кирова, 201 (Кировский р-н)

1-й этаж 10-этажного дома, ремонт, все коммуникации, витринное остекление

85 кв. м

990 руб./кв. м

Агентство недвижимости, салон красоты, беби-клуб, салон оптики, аптечная сеть, ломбард, магазин рыболовных товаров, медицинская компания, нотариальные услуги, рекламное агентство, флористический салон

Помещение на ул. Дачной, 13 (Ленинский р-н)

1-й этаж 12-этажного дома, все коммуникации (мощность 5 кВт), ремонт, витринное остекление

22 кв. м

900 руб./кв. м

Детский клуб, два event-агентства, магазин японской кухни, студия загара, кофейня, магазин одежды, туристическое агентство, салон красоты

Помещение на ул. Дыбенко, 29 (Советский р-н)

Свободная планировка, ремонт, все коммуникации (мощность 15 кВт)

34 кв. м

1470 руб./кв. м

Банк, магазин товаров для здоровья, магазины женской одежды, магазины электротоваров,

Помещение на ул. Пензенской, 71 (Железнодорожный р-н)

Все коммуникации (мощность 15 кВт), ремонт

34,6 кв. м

850 руб./кв. м

Беби-клуб, магазины алгоколя, магазины продуктов и сладостей, ателье-салон, аутпост интернет-магазина, медицинская клиника

Помещение на ул. Ерошевского, 19 (Октябрьский р-н)

1-й этаж, 1-я линия, все коммуникации

58,6 кв. м

700 руб./кв. м

Поликлиника, стоматология, автошкола, медицинский центр, аптека, типография, бистро, фитоцентр, магазин мужской одежды, магазин алкоголя





Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Офисные площади открытого формата теряют свою эффективность. За что такие офисы без границ попали в ...
16.10
Пять лет - полет нормальный. Юбилей в европейском формате. Бизнес-встреча руководства торгового комплекса...
16.10
Новый сезон принес яркое открытие, объединившее сразу три актуальных тренда. Реновация, исторический...
14.10