Борьба с самостроями идет в регионы

Досудебный снос незаконных киосков и торговых павильонов, инициированный в феврале властями Москвы, может продолжиться и в регионах.
Борьба с самостроями идет в регионы

Досудебный снос незаконных киосков и торговых павильонов, инициированный в феврале властями Москвы, может продолжиться и в регионах. Представители малого бизнеса, которые, как правило, и занимают такие площадки, ждут, что столичный тренд будет подхвачен властями на местах, и уже считают возможные убытки, если их торговые точки пойдут под бульдозер. В Самарской области борьба с ларьками имеет собственную многолетнюю историю и давно обросла местной спецификой. Тем не менее до сноса в обход судов эта борьба пока не доходила. «Это пока!» - уверены бизнесмены и юристы. Как легализованный столицей тренд может отразиться на рынке коммерческой недвижимости и судьбе малого бизнеса, rs63.ru обсудил с экспертами и заинтересованными сторонами.

В ночь c 8 на 9 февраля Москву сотрясал гул бульдозеров и скрежет металла — это городские власти объявили войну самострою и за одну ночь снесли в досудебном порядке около сотни киосков и павильонов. Свои действия чиновники объяснили тем, что постройки расположены в полосах отвода инженерных сетей и могут мешать работе коммуникаций. Кроме того, самострой отнял у москвичей 50 тыс. кв. метров общественных пространств и предполагается, что на месте снесенных объектов могут появиться скверы, площади и парковки.

В свою очередь собственники снесенных объектов заявляют через СМИ, что у многих из них есть документы на собственность, подтверждающие легальность строений, и обещают оспорить действия чиновников в суде.

Готовят компенсации

Как пояснил rs63.ru заместитель директора НУН «Совет по комплексным правовым исследованиям» Андрей Черноталов, организуя снос, столичная мэрия руководствовалась ст. 222 Гражданского кодекса РФ, поправки в которую, принятые в 2015 году, дали органам местного самоуправления и региональным властям право самим, без обращения в суд, расправляться с самостроем.

«Эта статья регламентирует досудебный снос только в отношении тех объектов, владельцы которых не установлены, - пояснил юрист. - Однако, насколько мне известно, среди снесенных объектов, были и те, на которые имеются документы о собственности, зарегистрированные в уполномоченных органах».

Андрей Черноталов считает, что владельцы зарегистрированных объектов смогут в судебном порядке оспорить действия властей и претендовать на компенсацию понесенных убытков.

«Эти судебные процессы имеют хорошую перспективу. Сложности могут возникнуть лишь с точки зрения оценки нанесенного ущерба. Вместе с тем нужно понимать, что до реального возмещения ущерба пройдет, как минимум, полтора-два года», - рассказал Черноталов.

Председатель Самарского областного профсоюза предпринимателей Владимир Симбиркин считает, что суды не страхуют бизнес от потерь в случае сноса, ведь сумма компенсации может и не покрыть расходов на реанимацию уничтоженного дела.

«Сравнится ли компенсация с потерями, которые несет бизнес? И решится ли человек вкладывать деньги в новое дело, в экономику страны, зная, что завтра власти могут опять решить, что его торговая точка их не устраивает, и снесут ее без суда и следствия?», - вопросы бизнесмена остаются без ответа.

Снос самостроя

Региональный ответ

Пока указанные поправки в Гражданский кодекс успели применить лишь в столице, однако в различных структурах власти уже заговорили о том, что подобная практика может повториться и в регионах. Андрей Черноталов считает, что Москва показала способность занимать принципиальную позицию в вопросах развития города и реализовывать ее, несмотря на критические замечания и возможные споры.

«Это само по себе примечательно, поскольку позволяет надеяться на повышение эффективности местных властей в решении проблем развития городов. Ведь не секрет, что нерешительность должностных лиц, стремление «утопить» ответственность за решение важных вопросов в бесконечных межведомственных согласованиях, попустительство злоупотреблению своими правами собственников сильно тормозят реализацию важных градостроительных решений. Теперь этот пример может вдохновить другие регионы. Задача гражданского общества при этом проследить, чтобы энергия властей была использована в интересах городских сообществ, а не для решения корыстных задач», - рассуждает юрист.

Он отметил, что, так как Гражданское законодательство распространяется на все регионы России, городским или региональным властям, чтобы повторить опыт столицы, даже не нужно принимать никаких подзаконных актов.

В Самаре борьба с уличной торговлей развернулась еще несколько лет назад. Инициированная бывшим мэром города Дмитрием Азаровым, она продолжилась и при новом градоначальнике Олеге Фурсове. В конце 2015 года администрация Самары отчитывалась, что за год с территории города было вывезено порядка 1300 киосков. При этом всего, по информации Департамента потребительского рынка и услуг, на начало года в городе насчитывалось 2846 незаконных объектов торговли.

Самарский бизнес уже давно с осторожностью относится к оформлению документов на торговые объекты. Как рассказал коммерческий директор ГК «Камертон» Максим Рахман, в Самаре множество торговых объектов, на которые оформлены права собственности, но при этом земля под ними не оформлена или находится в аренде по бессрочным договорам, заключенным еще в 90-е годы. А это значит, что такой договор может быть расторгнут одной из сторон в любой момент.

«В нашей практике была ситуация, когда крупный сетевой игрок хотел зайти на торговый объект площадью в 300 кв. м., на который у владельца были права собственности, но вот права аренды на землю должны были закончиться в обозримом будущем. В итоге сетевой игрок отказался заходить на площадку, потому что договор аренды могут пролонгировать, а могут и нет», - рассказал эксперт.

Владимир Симбиркин считает, что происходящее в Москве стало болезненным сигналом для малого бизнеса. Он отмечает, что изначально нужно выяснить, кто-то же допустил строительство этих объектов, установленных на коммунальных сетях, с нарушениями.

«Вместо этого назначили виноватых — бизнес. Но малый бизнес не диктует властям свои условия, наоборот, ему всегда приходится играть по установленным правилам. И спрашивать нужно с тех, кто эти правила установил», - резюмирует профсоюзный активист-бизнесмен.

Снос самостроя

Фактор кризиса

Многие предприниматели и общественники говорят, что решение о сносе самостроев было принято несвоевременно. Властям, прежде чем организовывать массовый снос торговых площадей, следует иметь стратегию по созданию сети местной уличной торговли, чтобы обеспечить местных жителей магазинами шаговой доступности.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов согласен, что властям необходимо утверждать новую прозрачную политику в отношении таких объектов — и с точки зрения градостроения, и с точки зрения экономики.

«Но внедрение ее все же должно опираться на здравый смысл. Власти сейчас нужно любыми способами поддерживать экономическую активность населения. На всех этих площадях были магазины, рестораны, сервисы, которые располагались в удобном для граждан месте, их ликвидация - это не антикризисное, а прокризисное решение», - заявил омбудсмен.

Андрей Черноталов не видит в сносе самостроя существенных негативных последствий для экономики. С одной стороны, бюджет Москвы недополучит налог на имущество по этим объектам. Но для городского бюджета, налоговые доходы которого составляют более 1,3 трлн. рублей в год, это незначительные потери. С другой стороны, арендаторы снесенных объектов переведут свой бизнес на другие торговые площади. В краткосрочной перспективе возможны другие потери бюджетов, например, по налогам с индивидуальных предпринимателей.

Однако бизнесмены, объекты которых были снесены незаконно, смогут получить компенсацию и вложить ее в новое дело. Таким образом эти деньги вновь вернутся в экономику. Снос одних объектов должен подстегнуть строительство новых, со всеми необходимыми разрешениями и соблюдением положенных нормативов. А новое строительство – это новая занятость, новые налоги.


От первого лица


Максим Рахман

Максим Рахман, коммерческий директор ГК «Камертон»:

— «Если раньше, 4-5 лет назад, бессрочная или подходящая к концу аренда земли под торговой площадкой никого не смущала, то сейчас бизнес в Самаре относится к таким объектам крайне осторожно. Конечно, ситуация в Москве лишь усиливает тревожные настроения на региональных рынках, и сегодня инвесторы несколько раз подумают, прежде чем открывать бизнес в таких объектах».

Владимир Симбиркин

Владимир Симбиркин, председатель Самарского областного профсоюза предпринимателей:

«Конечно, незаконные торговые точки нужно сносить! Представителями честного бизнеса, которые платят налоги, это даже не обсуждается. Они составляют нездоровую конкуренцию, мешают развитию нормального бизнеса. Но зачастую сносят объекты зарегистрированные, а нелегальные ларьки продолжают плодиться вокруг. В Самаре мы видим такое регулярно. Теперь, когда снос можно проводить без суда, проворачивать подобное будет еще проще».

Нет фотографии

Андрей Черноталов, заместитель директора УН «Совет по комплексным правовым исследованиям»:

— «Даже с учетом состояния экономики, такие вещи должны способствовать развитию положительной динамики на рынке. Потому что те, кто лишился своего имущества, в большинстве случаев захотят продолжить бизнес — заняться чем-то другим или возобновить свою деятельность в другом месте. Обновление городской среды создает дополнительные возможности для бизнеса – меняются сложившиеся пешеходные маршруты потребителей, освобождается городское пространство для реализации новых идей и стартапов. Только со временем можно будет оценить соотношение издержек и положительных эффектов от политики московских властей». 


Комментарии
Комментариев нет

НОВЫЕ СПЕЦПРОЕКТЫ