Подпишись на наш Телеграм-канал!

Бездомные арендаторы

Бездомные арендаторы
Владельцы киосков в Самаре создали свой профсоюз предпринимателей. Бизнесмены-общественники протестуют против утвержденной в апреле этого года мэрией Самары схемы расположения нестационарных торговых объектов (НТО). Дело в том, что в схему было включено всего 94 объекта, тогда как, по данным властей, сейчас в городе только законных НТО порядка 3,5 тыс., еще около 2,6 тыс. киосков и мини-павильонов работает без разрешающей документации.
Министр имущественных отношений Юлия Степнова публично высказала свое мнение о противостоянии ряда владельцев киосков: «Главный организатор митинга сказал одну фра-
зу, которая мне видится показательной:  «Пожалуйста, не сносите мой ларек! Все снесите, мой – оставьте!» Я видела письмо губернатору, где написано, «выйдешь на набережную и купишь все, что нужно – от молока до носочков». Так вот на набережной торговать не нужно 
ни молоком, ни носочками…
«С 2014 года в Самаре начнет действовать схема размещения нестационарных торговых объектов, учитывающая архитектурные особенности города и благоустроенность прилегающих к объектам территорий. Нестационарные торговые объекты, которые не войдут в данную схему, будут ликвидированы», – сообщил председатель Комитета Самарского регионального профсоюза предпринимателей Владимир Симбиркин. Между тем, по его словам, ситуация вызывает опасения предпринимателей, которые, несмотря на законное размещение торговых точек, получают отказ на вхождение в данную схему… Над предпринимателями, даже теми, кто на законных основаниях занимает торговую площадь, нависла угроза потерять бизнес». ООО «Самарский хлеб», руководство которого вошло в состав инициативной группы, направило в арбитраж Самарской области иск о признании недействительным постановления мэрии № 377, утвердившего схему расположения НТО.
Как говорит Владимир Симбиркин, при масштабной ликвидации или сокращении торговых точек бизнес и работу потеряют не только местные жители, сократятся и доходы в бюджет. «Ежегодно от наших модульных магазинов идут поступления в бюджет – 800 млн рублей только от арендной платы, а с учетом налоговых выплат – до 2 млрд рублей», – пояснил Владимир Симбиркин.
Для защиты малого и среднего бизнеса в регионе был создан профсоюз, который в настоящее время включает 250 человек из числа предпринимателей и работников торговых точек.
Снос «ларьков» – заказ торговых сетей?
В последнее десятилетие крупные ритейлеры, гипермаркеты стали занимать большую долю в розничной торговле, что влечет массовое банкротство мелкорозничных торговцев. Опять же вступление России в ВТО дает карт-бланш торговым федеральным сетям. Тогда как на Западе, наоборот, вводятся ограничения на работу крупных торговых сетей – там им позволяют развиваться преимущественно за пределами крупных населенных пунктов.
Председатель профсоюза высказал свою версию об истинных причинах борьбы мэрии г. Самары с киосками: «И наступили времена, когда в наш город пришли большие иногородние деньги. Стали строиться торговые центры, «Магниты», «Перекрестки» и «Пятерочки», которые вывозят деньги, ослабляя экономику нашего города. И наш бизнес стал мешать данным предприятиям. Почему я так говорю? Смотрите сами: парикмахерские не убираются, шиномонтажки и кафе не убираются, хотя у них такой же внешний облик, как у наших торговых киосков. Стало быть, не надо быть очень умным, чтобы определить, в чьих интересах производится наша ликвидация!»
«Никакого лоббирования не было. Если бы была задача лоббировать объекты сетевой торговли, то никакой схемы размещения объектов потребрынка бы не было. Сказали бы зачистить все в течение трех суток, и мы бы зачистили, вот поверьте! Но задача так не стоит», – высказывался ранее представитель власти. 
Коммерческая недвижимость_115.jpgС юридической точки зрения нет препятствий для того, чтобы решать вопросы на добровольной основе. Проблемы – в организационной плоскости и в «штур-
мовщине». «В сложившейся ситуации для нас важно сесть за стол переговоров с представителями городской и региональной власти и найти компромиссное решение. Мы не против схемы – мы за то, чтобы в нее были внесены те, кто прошел все этапы согласования, связанные с архитектурными особенностями города, благоустроенностью прилегающих территорий, и имеет на это законное право». 
По оценкам профсоюза, основания для внесения в схему размещения нестационарных торговых точек в Самаре имеют порядка 1,5 тыс. торговых объектов. Зампредседателя СРПП Вениамин Михеев подтвердил, что профсоюз уже направил губернатору Самарской области Николаю Меркушкину письмо с инициативой создать в регионе координационный или совещательный 
орган в области развития малого и среднего бизнеса.
КУДА ПОДАТЬСЯ МАЛОМУ БИЗНЕСУ?
«Ларьки» как класс уничтожению не подлежат. Неспроста в октябре городской департамент строительства и архитектуры уже утвердил общую концепцию единого стиля оформления нестационарных объектов торговли. Следует ожидать, что, освободив площади, большая часть 
из которых находится в «проходных», выгодных для торговли местах, администрация городского округа, если у нее нет готового ответа на вопрос, кто займет золотые места, неминуемо окажется под прессом разного рода бизнеса. На наш вопрос руководителям профсоюза: «Не будет ли решением проблемы размещение своих торговых площадей в торговых центрах, коих в городе достаточно много?» – зампредседателя Илья Генсон пояснил, что размещаться там, где «нет наших покупателей, равносильно уничтожению своего дела, и мы просто не пойдем туда». Следует помнить, что в крупных торговых центрах непременно размещены торговые сети, у которых свой трафик, свой покупатель. Маленький магазин 
может существовать только в зоне шаговой доступности. Люди не поедут в супермаркет за булкой хлеба и пачкой сигарет, а пойдут и купят их во дворе, в ближайшем 
магазине. Так называемый «ларек» – это особый ассортимент. Принудительное удаление из ассортимента малых магазинов важных товарных групп приводит не к перепрофилированию торговых объектов, а к разорению предпринимателя. Все вышеуказанные процессы уже вызвали в предпринимательской среде желание изменить формат своего 
бизнеса. Но, как мы понимаем, большие ТЦ владельцам киосков не подходят. Что тогда?
Разговоры и демонстративный снос киосков уже подогрели спрос на торговые помещения так называемого «встроенно-пристроенного формата». Правда, в большинстве представителям малого бизнеса совсем непросто осилить аренду или тем более покупку таких торговых 
площадей.
Кроме того, количество свободных объектов площадью до 100 кв. м, располагающихся в проходных местах и пригодных для организации небольших магазинов формата «у дома», в Самаре сильно ограничено. Главная причина дефицита – дома в наших городах преимущест-
венно советской застройки. В них первые этажи отдавались под жилье, а магазин и «социалка» не обязательно были повсеместны и географически близки. А все квартиры на первых этажах, которые можно было перевести в нежилой фонд, уже переведены и «заселены» аренда-
торами. Востребованные места заняты, да и аренда на них держится высокой – от 800 руб. до 2 тыс. руб., – остались только квартиры под перевод в домах «второй линии», которые пока не представляют коммерческого интереса для инвесторов.
Если процессы по массовому удалению киосков с улиц будут продолжаться, следует ожидать, что предпринимателям будет крайне сложно найти такие же эффективные площади для ведения бизнеса. В результате объекты нестационарной торговли, составляющие достаточно обширный сегмент местного рынка недвижимости, стремительно теряют свою рыночную 
ликвидность.
Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

В конце года Поволжская Гильдия Риэлторов проводит межрегиональный Форум по недвижимости – мероприят...
11.12
Самым заметным событием в сфере коммерческой недвижимости этой осенью стала двухдневная конференция ...
25.11
Наше жилье давно перестало быть просто квадратными метрами. По признанию покупателей, им важно обустроить...
22.11