Самарская точка зрения на высотное строительство
Самарская точка зрения на высотное строительство
14:54, 7 ноября 2016

Самарская точка зрения на высотное строительство

С 5 по 7 октября всероссийской площадкой для обсуждения современных тенденций в высотном строительстве и урбанистике стал Екатеринбург. Здесь состоялся 100+ Forum Russia, участниками которого стали представители многих российских и зарубежных городов. Делегат ММЦ «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» также принял участие в работе этой крупнейшей дискуссионной площадки. Мы готовы рассказать о самых интересных, важных и перспективных темах, которые обсуждались в ходе работы Форума.

О развитии современных урбанизированных территорий и городов

Многие региональные города развиваются компактно, и происходит это по объективной причине - из-за дефицита ресурсов. Одной из общих проблем российских городов является объективная невозможность или субъективное нежелание уплотнять центр города. Между тем городское население уплотняется, стремится жить ближе к центру, за ними подтягиваются бизнес и культура. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли сформировать современный плотный город и его ближайшее окружение, сохранив при этом эффективное управление и не пожертвовав транспортной доступностью.

2016-10-05_10-52-15_geometria_0_0.jpg

Как отметил в своём выступлении директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, профессор Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Михаил Блинкин, с точки зрения плотности дорожной сети российские города находятся в африканском кластере. «Крупные и крупнейшие города России по параметрам застройки и планировки относятся к азиатскому типу с выраженной постсоветской спецификой. Изначально они не были спроектированы под сегодняшнее количество автомобилей и необходимых для них дорог. Советские нормы 70-х годов игнорировали реалии «века автомобилизации». Спикер выразил мнение, что этажность зданий в городской среде следует увеличивать к центру, а не к периферии - любопытное суждение, с которым наверняка поспорят многие представители строительно-архитектурного сообщества.
100+_1





Впоследствии участвовавший в обсуждении эксперт международного уровня - старший партнер компании MIC - Mobility in Chain Федерико Паролотто - согласился с тезисом о том, что именно транспортная сеть лежит в основе любого крупного городского проекта. Поэтому важнейший вопрос, который нужно решить на старте, - финансирование транспортного проекта. «Например, мы в своей работе стремимся делать модели транспортных развязок, учитывая скорость трафика и пешеходные дорожки. Такая система позволяет перераспределить транспортные потоки и сделать дороги более комфортными. Это позволяет просчитать и продумать транспортную сеть до начала реализации проекта, - рассказал эксперт. - Особенность большинства российских дорог в том, что они отдают все пространства автомобилям - это неправильно. Нужно перераспределить пространство и автомобильные потоки».

Одним из узловых выступлений в процессе обсуждения стал доклад руководителя Центра прикладной урбанистики, Московской высшей школы социальных и экономических наук Святослава Мурунова. «Градостроительство в России - это просто девелопмент», - так прозвучала важнейшая аксиома спикера. Между тем, по его мнению, для градостроительства и функционирования города необходим диалог городских сообществ, которые сегодня практически отсутствуют. «Проблема состоит в том, что бизнес хочет заработать здесь и сейчас, не думая на перспективу, администрация не хочет экспериментов и риска, горожане пассивны и занимают «спящую» позицию. Создать комфортные условия для всех в таком городе практически невозможно. Города развиваются хаотично - нужно самостоятельно зафиксировать границы города и сформировать стратегию развития в зависимости от идентичности тех, кто их населяет. Современный горожанин, способный изменить сложившуюся ситуацию, должен обладать четырьмя качествами, среди которых наличие свободного времени, социальной компетенции и социальных связей, а также наличие мечты и цели».

2016-10-07_11-39-50_geometria_0_0.jpg

Участники обсуждения сошлись и в том, что развитие вширь неспособно решить основные городские проблемы, а потому не может считаться перспективным направлением развития для любого города. Между тем именно экспансивный путь развития сегодня типичен для многих регионов, включая Самару.

Далее в ходе обсуждения генеральный директор ООО «Краснодар Сити» Андрей Сигидин на примере Краснодара рассказал об опыте городского развития вширь. Спикер выразил убежденность, что магистрали необходимо отделять от городских дорог, а развитие городского полотна без экспансивного выхода за городские границы возможно лишь с решением проблемы расселения существующего ветхого жилья и решения проблем с коммуникациями. Все эти вопросы актуальны для многих региональных городов, и для Самары в том числе. «Запросы жильцов из ветхого фонда типичны: все хотят из ветхого жилья переехать в новое, а старые коммуникации для обеспечения высотного строительства не подходят. Все эти вопросы ложатся на девелопера, - поделился спикер. - Так, в Краснодаре ввели норму, что девелопер обязан создавать на одну квартиру одно парковочное место. Но проблему дефицита парковок это нововведение так и не решило. Получается, город растёт вширь по простой экономической причине: строить в центре куда затратнее».
Еще одной важной проблемой, которую затронули участники круглого стола, стала проблема отсутствия коммуникационного каркаса в российских городах. Именно отделение дорожного полотна от коммуникационного каркаса президент Союза архитекторов России Андрей Боков в своём выступлении назвал основной проблемой наших городов. Между тем городу и пригороду необходима модель взаимодействия, коммуникации. Двумя доступными моделями промежуточного пространства между городом и загородными территориями являются город-сад и сабербия (под этим пространством подразумевалась американская модель пространства, включающая дома с участками, торговым центром и школой и расположенная в зоне автомобильной доступности). «Показательно, что 60% граждан России хотят жить за городом, - подчеркнул Андрей Боков. - Поэтому развитие промежуточного пригородного пространства имеет такое значение».

100+_2










Иными словами, полноценное развитие как стратегия и путь возможно лишь для тех городов, которые работают над социально-экономической стратегией своего роста. Причём эта стратегия должна быть «живой», не зафиксированным раз и навсегда документом, а постоянным взаимодействием всех участников градостроительного процесса.

О потенциале высотного строительства 

На одном из пленарных заседаний Форума обсуждалась актуальная для Самарской области тема - строительство высотных зданий и уникальных сооружений. Кстати, в обсуждении участвовали делегаты из нашего региона: о самарском опыте рассказал заместитель министра строительства Самарской области – главный архитектор Самарской области Анатолий Баранников.
Первыми о своём опыте высотного жилищного строительства рассказали хозяева Форума - представители Свердловской области. Применение новых технологий в сфере высотного и уникального строительства здесь оказалось возможным после разработки дорожной карты, новых правил и нормативов для согласования строительства высотных зданий. Власти Екатеринбурга приложили немалое усилие, чтобы высотная застройка воспринималась жителями как органичная. В итоге теперь на рынке покупателям недвижимости доступен выбор из жилья разных форматов и разной высотности. Такая альтернатива исключает ажиотаж: смещения спроса только в сторону высоток нет.

2016-10-07_11-40-18_geometria_0_0.jpg

Как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, процесс возведения жилых высотных зданий зависит от стратегии развития и экономики, которой придерживаются муниципальные образования. «В Екатеринбурге высотные здания вписываются в городской облик органично, создают доминанты и не переуплотняют застройку. С общественными высотными зданиями все сложнее.

100+_3








Их реализация в новой экономической реальности зависит от амбиций бизнеса и власти. При этом важно сделать максимально прозрачным вхождение в проект для девелопера». Важен не только инвестиционный климат, но и человеческий фактор, поскольку зачастую строительные процессы тормозятся на уровне принятия решений в профильных ведомствах и министерствах.

Причина общая для многих городов: представители органов власти не рискуют брать на себя ответственность и принимать решения по согласованию разрешительной документации. Как итог - реализация проекта «подвисает» на неопределённый срок. 

Что же может стать стимулом для высотного строительства? По мнению президента РААСН, генерального директора АО «НИЦ «Строительство» Александра Кузьмина, чтобы такие объекты появились, необходимо стремление архитекторов реализовывать подобные строительные проекты. «Это должно быть не просто высотное здание, а объект с конкретной функцией. В последнее время появился новый стиль жизни — жизнь по вертикали. Это значит, что люди в этой плоскости работают, и живут и отдыхают. В таком проекте все эти функции были увязаны по вертикали».
Ещё одна сложность, возникающая при строительстве высотных зданий, состоит в том, что земля - это частный ресурс. А значит, строительство неминуемо оказывается связано с необходимостью увязать множество интересов. 

Высотный опыт Самары

В ходе обсуждения заместитель министра строительства Самарской области – главный архитектор Самарской области Анатолий Баранников рассказал об одном из самых обсуждаемых проектов высотного жилищного строительства в Самаре - ЖК «На Вилоновской». Всего в нашем городе насчитывается пять зданий высотой более 100 метров. Спикер оценил общественный фон, существующий в сфере высотного строительства, как негативный. «Между девелоперами и представителями власти существует ряд противоречий - например, по вопросам охранных зон. В связи с этим основным условием реализации высотных проектов является настойчивость застройщика, - подчеркнул Анатолий Баранников. — При этом спрос на высотное жильё в Самаре огромный, но новых проектов в этой сфере практически нет из-за существующих ограничений». Кстати, присутствовавший на обсуждении руководитель департамента градостроительства города Сочи признался, что у них нет ни одного высотного здания по тем же причинам, которые тормозят строительные процессы в этой сфере в Самаре. Отсутствие свободной земли и множество законодательных ограничений дают такие результаты. 
Стремление развивать высотное строительство и интегрировать этот формат в существующую городскую среду есть не только в крупных федеральных городах, проекты этого типа интересны и перспективны и для городов-миллионников. И, тем не менее, высотное строительство - это не тренд, а менталитет, для каких-то регионов этот формат применим, для каких-то нет. Хорошие перспективы развития даёт понимание направления спроса в каждом конкретном регионе. Если интерес к высоткам у покупателей жилья и представителей бизнеса есть, то профессиональному девелоперскому сообществу логично продвигать этот строительный формат как способ расширить ассортимент предложений на рынке. При этом для девелопера стратегически верно мыслить на десятилетия вперёд, просчитывая роль и функцию своего проекта в будущем, решая вопрос о том, как это здание впишется в общий облик района и города. 

RS_INVESTАзиатский опыт: для небоскребов нужно население 

Основатель CRG Architecture Consultants Карлос Гомез рассказал об одном из центров мирового высотного строительства - Гонконге. По мнению эксперта, главное, что нужно учесть при проектировании небоскребов, - наличие потенциальных жильцов, которые смогут их населить. Важно думать о перспективах использования высотного здания через 20 лет: будет ли оно востребовано и в какой функции. 
Репортажи портала RS63.ru с форума:
Комментарии
5 комментариев
Guest
Pharmacie Internationale en ligne trouver un mГ©dicament en pharmacie or pharmacie en ligne livraison europe
http://www.lw00.com/q/phenligne.com vente de mГ©dicament en ligne
pharmacie en ligne sans ordonnance Pharmacie Internationale en ligne and pharmacie en ligne acheter mГ©dicament en ligne sans ordonnance
Имя Скрыть Удалить
Guest
vente de mГ©dicament en ligne: cialis sans ordonnance - п»їpharmacie en ligne france
Имя Скрыть Удалить
Guest
Имя Скрыть Удалить
Guest
Имя Скрыть Удалить
Guest
trouver un mГ©dicament en pharmacie: Pharmacie sans ordonnance - Pharmacie en ligne livraison Europe
Имя Скрыть Удалить

Ваша сессия истекла. Отправьте сообщение повторно.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

В региональном правительстве утвердили документацию по внесению изменений в проект планировки территории...

17.05
15 - 16 мая в Самаре пройдет Первый  форум по торговой недвижимости «Региональные достижения. ВСЯ...
25.04