Торговый центр идеален для музея
Торговый центр идеален для музея
10:00, 30 июня 2016

Торговый центр идеален для музея

О том, почему торговый центр, испытывающий недостаток в арендаторах, оказался максимально подходящей площадкой для размещения частного музея, каким должен быть музей как бизнес-проект и музеи будущего в Самаре, а также о проблемах взаимодействия представителей арт-пространства с муниципальными властями журналисту ММЦ «Строительство. Недвижимость.Rent&Sale» рассказал руководитель «Музея коллекций» Николай Страшнов.

О превращении торгового пространства в музейное — Николай, как случилось, что ваш музей стал первым культурным проектом, развернувшимся на территории торгового центра? Чем бы продиктован выбор именно этой площадки?
— Наш музей несколько лет искал площадку. Не получив никакой помощи от городских властей, обратились к предпринимателям. Как-то я зашёл в ТЦ «МегаСити» и увидел, что многие торговые помещения пустуют: видимо, сказался кризис. И я обратился к руководству с предложением открыть здесь музейное пространство. Могу сказать, что вопрос был решён за 20 минут, и нам предоставили площадку метражом около 500 кв. м. Здесь мы разместили небольшую часть нашей коллекции (всего у музея более тысячи экспонатов), здесь же проводим мастер-классы. Например, у нас единственный в городе музей, где вы можете посетить красную комнату и самостоятельно проявить и напечатать фотографии, сделанные на плёнке.

— Насколько удобно существование музея внутри торгового центра?
— Более чем удобно. Я считаю, это отличное решение как для частного музея (каким являемся мы), так и для муниципальных. Ведь, приходя в торговый центр, люди получают, что называется, «пакет услуг»: могут заняться шопингом, пообедать на фудкорте и посетить интересный музей. Торговые центры уже некоторое время работают как «город в городе»: здесь можно не только купить продукты или товары, но и интересно провести время. Поэтому расположение музея в рамках торгово-развлекательного центра — это логичное продолжение тенденции.
Кроме того, мы получаем больший поток посетителей, чем если бы мы работали в отдельно стоящем здании. К нам заглядывают и люди, которые ещё не слышали о нашем существовании, и приходят снова, и становятся добрыми друзьями.

— А другие торгово-развлекательные центры вы рассматривали в качестве возможных площадок?
— Торговый центр «МегаСити» удобен тем, что расположен на Ново-Садовой - центральной улице, которая соединяет старую и новую части города. Здесь удобная парковка, а это немаловажно как для посетителей, так и для туристических групп. Напротив — Самарский государственный университет, и к нам оттуда приходит немало студентов. Недалеко Загородный парк, где мы часто проводим акции. Одна из них - «Оранжевый скворечник» - пользуется особой популярностью. Мы в музее делаем заготовки для скворечников, а потом раздаем их посетителям парка. Те собирают своими руками готовый скворечник и вешают его там, где им нравится.
Кстати, в качестве альтернативы компания «Виктор и Ко» предлагала нам помещение в торговом центре «Гудок». Возможно, с сентября мы будем работать и там.

«Музей коллекций»
Торговые центры уже некоторое время работают как «город в городе»: здесь можно не только купить продукты или товары, но и интересно провести время 

— На каких условиях вам предоставили площадку?
— С меня не берут платы за аренду - мы оплачиваем только электроэнергию. Дело в том, что арендная плата нам, как и большинству самарских музеев, просто не по карману. Заработанных на билетах средств хватает только на развитие экспозиций и проведение мероприятий.

— Получается, что со стороны Виктора Суркова, владельца ТЦ «МегаСити», размещение «Музея коллекций» - шаг лояльности навстречу арендаторам и жителям города?
— Безусловно. И этот шаг особенно значим, поскольку в городе не хватает галерей, где жители могли бы представить свои проекты, поучаствовать в интерактивных программах. Заметили, что в последнее время стали открываться частные художественные школы? Люди хотят развивать свои художественные навыки, реализуют себя в искусстве, достигают неплохих результатов. И при этом в Самаре нет площадок, где они могли бы выставить свои работы. Для сравнения, в Казани более 20 галерей искусства.
В «Музее коллекций» у нас прошёл конкурс скетч-рисунков, и вы можете оценить уровень работ. Здесь же любой желающий может нарисовать птицу, и его работа будет висеть на витрине музея. У нас немало детских рисунков. Часто юные художники, посетив музей с родителями, возвращаются, ведя за собой бабушку, чтобы с гордостью показать свой рисунок, который стал частью музейной экспозиции.
Кроме того, появились дарители, которые предоставляют свои частные коллекции, чтобы самарцы могли их посмотреть. Так, друг нашего музея Оксана Ларешина принесла коллекцию автомобилей, которые собирал её дед. Мальчишки, которые приходят в «Музей коллекций», просто не могут оторваться от этих моделек, и мы думаем осенью провести фестиваль моделистов, чтобы показать, насколько интересные модели хранятся в частных коллекциях самарцев.

«Музей коллекций»
Николай Страшнов: «Появились дарители, которые предоставляют свои частные коллекции, чтобы самарцы могли их посмотреть»

О музейном настоящем и будущем Самары
— Музей в Самаре вряд ли можно назвать удачным бизнес-проектом. А в Европе есть опыт создания прибыльных музеев?
— Конечно. В Европе немало музеев, которые стали удачными бизнес-проектами - можно вспомнить хотя бы музей Кон-Тики в Норвегии. Однако у нас в Самаре приходится сталкиваться с тем, что горожане зачастую избалованы культурными проектами, бесплатными фестивалями и не готовы покупать билеты даже по минимальной цене. К сожалению, мы сталкиваемся с несколько потребительским отношением к искусству, когда люди предпочитают потратить деньги на поход в кино или на чашку кофе, но не на собственное образование в музейном пространстве. А между тем качественные художественные и творческие проекты требуют немалых средств.

 При каких условиях самарский музей мог бы стать доходным предприятием? Чего в принципе не хватает для развития этой сферы в городе?
— В Самаре, к сожалению, городская власть не вкладывает средств в развитие культурной сферы. Мы не продвигаем даже успешные проекты. Когда-то в городе проводили карнавал, проходил «Рок над Волгой», которые могли стать визитной карточкой региона и привлечь к нам большой туристский поток. Однако мы не смогли сохранить их. Более того, через две недели на Мастрюковских озёрах пройдёт Грушинский фестиваль. Вы видели по городу хотя бы одну афишу мероприятия?
Культура сегодня, к сожалению, развивается только с помощью частных инициатив. Примерно так же, кстати, дела обстояли и много лет назад, когда меценаты (Альфред фон Вакано, Алабин) вкладывали средства в создание художественных коллекций.

«Музей коллекций»
Когда-то в городе проводили карнавал, проходил «Рок над Волгой», которые могли стать визитной карточкой региона и привлечь к нам большой туристский поток. Однако мы не смогли сохранить их

— Может ли изменить ситуацию приближающийся семимильными шагами чемпионат мира по футболу?
— Безусловно, спортивные мероприятия привлекут и туристов, которые захотят посмотреть достопримечательности города. Но нужно помнить, что европейские туристы приезжают не ради того, чтобы осмотреть здания и посетить классические художественные музеи. Гораздо интереснее для них музеи технической направленности, где можно увидеть предметы старины, подержать в руках механизмы, которыми наши предки пользовались века назад.
Например, в нашем музее вы можете увидеть уникальную коллекцию фототехники и поучаствовать в мастер-классе, сняв, проявив и напечатав собственные плёночные фотографии. Это уникальная услуга. К нам, например, приезжала семья из Тольятти. Родители привезли в музей сына, который заинтересовался плёночной фотографией. Приезжают и иностранные туристы, и целые туристические группы.

 Каких музейных проектов, на ваш взгляд, не хватает городу?
— Прежде всего интерактивных, требующих активности посетителей. Но, кроме того, у нас есть немало замечательных музеев, о которых самарцы ничего не знают. Уже несколько лет без помещения страдает Музей игрушки. Похожая история с Музеем благоустройства, а между тем в нем собраны интереснейшие материалы, по которым можно увидеть, как складывался облик Самары. Фотографии старинных фонарей, виды асфальта и методы его укладки. Посмотрев материалы, можно, например, увидеть, с какими нарушениями кладется асфальт в современной Самаре. Ведь очень часто можно наблюдать, что дорожные рабочие укладывают асфальт прямо на грязь, тогда как обязательно должна быть подложка.
Возможно, для подобных музейных проектов размещение в торговом центре стало бы отличным решением.

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

15 - 16 мая в Самаре пройдет Первый  форум по торговой недвижимости «Региональные достижения. ВСЯ...
25.04
Монастырская набережная в Сызрани и парк культуры и отдыха «Молодежный» в Самаре вошли Федеральный реестр...
22.04
Предварительный список номинантов сформирован, в апреле 2024 года члены экспертного жюри встретились,...
18.04