Ваш советник по недвижимости
270x75.gif

Бездомные арендаторы

Бездомные арендаторы
Владельцы киосков в Самаре создали свой профсоюз предпринимателей. Бизнесмены-общественники протестуют против утвержденной в апреле этого года мэрией Самары схемы расположения нестационарных торговых объектов (НТО). Дело в том, что в схему было включено всего 94 объекта, тогда как, по данным властей, сейчас в городе только законных НТО порядка 3,5 тыс., еще около 2,6 тыс. киосков и мини-павильонов работает без разрешающей документации.
Министр имущественных отношений Юлия Степнова публично высказала свое мнение о противостоянии ряда владельцев киосков: «Главный организатор митинга сказал одну фра-
зу, которая мне видится показательной:  «Пожалуйста, не сносите мой ларек! Все снесите, мой – оставьте!» Я видела письмо губернатору, где написано, «выйдешь на набережную и купишь все, что нужно – от молока до носочков». Так вот на набережной торговать не нужно 
ни молоком, ни носочками…
«С 2014 года в Самаре начнет действовать схема размещения нестационарных торговых объектов, учитывающая архитектурные особенности города и благоустроенность прилегающих к объектам территорий. Нестационарные торговые объекты, которые не войдут в данную схему, будут ликвидированы», – сообщил председатель Комитета Самарского регионального профсоюза предпринимателей Владимир Симбиркин. Между тем, по его словам, ситуация вызывает опасения предпринимателей, которые, несмотря на законное размещение торговых точек, получают отказ на вхождение в данную схему… Над предпринимателями, даже теми, кто на законных основаниях занимает торговую площадь, нависла угроза потерять бизнес». ООО «Самарский хлеб», руководство которого вошло в состав инициативной группы, направило в арбитраж Самарской области иск о признании недействительным постановления мэрии № 377, утвердившего схему расположения НТО.
Как говорит Владимир Симбиркин, при масштабной ликвидации или сокращении торговых точек бизнес и работу потеряют не только местные жители, сократятся и доходы в бюджет. «Ежегодно от наших модульных магазинов идут поступления в бюджет – 800 млн рублей только от арендной платы, а с учетом налоговых выплат – до 2 млрд рублей», – пояснил Владимир Симбиркин.
Для защиты малого и среднего бизнеса в регионе был создан профсоюз, который в настоящее время включает 250 человек из числа предпринимателей и работников торговых точек.
Снос «ларьков» – заказ торговых сетей?
В последнее десятилетие крупные ритейлеры, гипермаркеты стали занимать большую долю в розничной торговле, что влечет массовое банкротство мелкорозничных торговцев. Опять же вступление России в ВТО дает карт-бланш торговым федеральным сетям. Тогда как на Западе, наоборот, вводятся ограничения на работу крупных торговых сетей – там им позволяют развиваться преимущественно за пределами крупных населенных пунктов.
Председатель профсоюза высказал свою версию об истинных причинах борьбы мэрии г. Самары с киосками: «И наступили времена, когда в наш город пришли большие иногородние деньги. Стали строиться торговые центры, «Магниты», «Перекрестки» и «Пятерочки», которые вывозят деньги, ослабляя экономику нашего города. И наш бизнес стал мешать данным предприятиям. Почему я так говорю? Смотрите сами: парикмахерские не убираются, шиномонтажки и кафе не убираются, хотя у них такой же внешний облик, как у наших торговых киосков. Стало быть, не надо быть очень умным, чтобы определить, в чьих интересах производится наша ликвидация!»
«Никакого лоббирования не было. Если бы была задача лоббировать объекты сетевой торговли, то никакой схемы размещения объектов потребрынка бы не было. Сказали бы зачистить все в течение трех суток, и мы бы зачистили, вот поверьте! Но задача так не стоит», – высказывался ранее представитель власти. 
Коммерческая недвижимость_115.jpgС юридической точки зрения нет препятствий для того, чтобы решать вопросы на добровольной основе. Проблемы – в организационной плоскости и в «штур-
мовщине». «В сложившейся ситуации для нас важно сесть за стол переговоров с представителями городской и региональной власти и найти компромиссное решение. Мы не против схемы – мы за то, чтобы в нее были внесены те, кто прошел все этапы согласования, связанные с архитектурными особенностями города, благоустроенностью прилегающих территорий, и имеет на это законное право». 
По оценкам профсоюза, основания для внесения в схему размещения нестационарных торговых точек в Самаре имеют порядка 1,5 тыс. торговых объектов. Зампредседателя СРПП Вениамин Михеев подтвердил, что профсоюз уже направил губернатору Самарской области Николаю Меркушкину письмо с инициативой создать в регионе координационный или совещательный 
орган в области развития малого и среднего бизнеса.
КУДА ПОДАТЬСЯ МАЛОМУ БИЗНЕСУ?
«Ларьки» как класс уничтожению не подлежат. Неспроста в октябре городской департамент строительства и архитектуры уже утвердил общую концепцию единого стиля оформления нестационарных объектов торговли. Следует ожидать, что, освободив площади, большая часть 
из которых находится в «проходных», выгодных для торговли местах, администрация городского округа, если у нее нет готового ответа на вопрос, кто займет золотые места, неминуемо окажется под прессом разного рода бизнеса. На наш вопрос руководителям профсоюза: «Не будет ли решением проблемы размещение своих торговых площадей в торговых центрах, коих в городе достаточно много?» – зампредседателя Илья Генсон пояснил, что размещаться там, где «нет наших покупателей, равносильно уничтожению своего дела, и мы просто не пойдем туда». Следует помнить, что в крупных торговых центрах непременно размещены торговые сети, у которых свой трафик, свой покупатель. Маленький магазин 
может существовать только в зоне шаговой доступности. Люди не поедут в супермаркет за булкой хлеба и пачкой сигарет, а пойдут и купят их во дворе, в ближайшем 
магазине. Так называемый «ларек» – это особый ассортимент. Принудительное удаление из ассортимента малых магазинов важных товарных групп приводит не к перепрофилированию торговых объектов, а к разорению предпринимателя. Все вышеуказанные процессы уже вызвали в предпринимательской среде желание изменить формат своего 
бизнеса. Но, как мы понимаем, большие ТЦ владельцам киосков не подходят. Что тогда?
Разговоры и демонстративный снос киосков уже подогрели спрос на торговые помещения так называемого «встроенно-пристроенного формата». Правда, в большинстве представителям малого бизнеса совсем непросто осилить аренду или тем более покупку таких торговых 
площадей.
Кроме того, количество свободных объектов площадью до 100 кв. м, располагающихся в проходных местах и пригодных для организации небольших магазинов формата «у дома», в Самаре сильно ограничено. Главная причина дефицита – дома в наших городах преимущест-
венно советской застройки. В них первые этажи отдавались под жилье, а магазин и «социалка» не обязательно были повсеместны и географически близки. А все квартиры на первых этажах, которые можно было перевести в нежилой фонд, уже переведены и «заселены» аренда-
торами. Востребованные места заняты, да и аренда на них держится высокой – от 800 руб. до 2 тыс. руб., – остались только квартиры под перевод в домах «второй линии», которые пока не представляют коммерческого интереса для инвесторов.
Если процессы по массовому удалению киосков с улиц будут продолжаться, следует ожидать, что предпринимателям будет крайне сложно найти такие же эффективные площади для ведения бизнеса. В результате объекты нестационарной торговли, составляющие достаточно обширный сегмент местного рынка недвижимости, стремительно теряют свою рыночную 
ликвидность.
Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Официально этап выдвижения номинантов на Премию RS-AwaRdS-2019 стартовал 7 августа, на праздновании ...
15.08
ООО «Центр радиационной безопасности» проводит все необходимые исследования, по результатам которых ...
12.08
Розничные продажи часто идут за новостройками. Это хорошо заметно не только по продуктовому ритейлу,...
06.08