Строительство на политическом поле

Сфера строительства, плотно связанная с социальными задачами и при этом крайне капиталоемкая, всегда была благодатной для политических заявлений, игр и спекуляций.
Строительство на политическом поле

В последние несколько недель строительство стало лейтмотивом многих важных политических новостей в Самарской области. Последним из них оказалось остросюжетное противостояние депутата Государственной думы от Самарской области Александра Хинштейна и регионального правительства в лице министерства строительства. Началось все с сомнительного заявления Хинштейна об обысках в региональном правительстве, а закончилось сообщением о том, что он перестает представлять интересы Самарской области. Между тем, политизация сферы строительства может отрицательно сказаться на ее привлекательности для инвесторов.
Сфера строительства, плотно связанная с социальными задачами и при этом крайне капиталоемкая, всегда была благодатной для политических заявлений, игр и спекуляций. В преддверии выборной кампании 2016 года в Государственную думу РФ и Самарскую губернскую думу строительство оказалось и козырной картой, которую используют политические игроки, и разменной монетой, на которой можно зарабатывать электоральные баллы. Это особенно актуально для Самары, где, с одной стороны, представлено много крупных девелоперов и реализуются масштабные строительные проекты, а с другой стороны, так до сих пор и не наработана четкая нормативная система регламентации этой сферы. Все эти особенности прослеживаются и в противостоянии Александра Хинштейна с министерством строительства.
Обыски, о которых сообщил депутат, давшие начало затянувшегося противостояния, якобы прошли у первого замминистра Андрея Крикуненко и начальника управления капитального строительства Светланы Моравской.
«Областными властями фальсифицирована документация на строительство стадиона к ЧМ-18», — заявлял в своем аккаунте в Twitter Александр Хинштейн, обещая вскоре выложить соответствующие документы. Впрочем, из обрывочных сообщений в микроблоге не было вполне понятно, связаны ли обыски с подготовкой к ЧМ.
В самарском правительстве вскоре заявление депутата опровергли, информация об обысках не нашла подтверждения ни в ГУ МВД, ни в СУ СК РФ. Но Хинштейн продолжил настаивать на своем, обещая публиковать документы о фальсификациях.
Источник rs63.ru в региональном минстрое подтвердил, что в ведомство действительно наведывались следователи. Однако было это еще в марте, процессуально визит никаким образом оформлен не был, связан он был с уже закрытым делом, никак не относящимся к подготовке к спортивному празднику, и никаких обысков в кабинетах не проводилось. Следователи попросили показать несколько документов, которые были им тут же предоставлены.
Вскоре на сайте депутата появились и обещанные документы, щедро сдобренные «горячими фактами» разной степени достоверности. Хинштейн сообщил «о масштабных нарушениях, злоупотреблении и коррупционных проявлениях» в ведомстве, о чем заявил практически во все профильные надзорные органы федерального уровня. Депутат утверждает, что в губернии сложилась системная коррупционная практика распределения крупных бюджетных подрядов среди компаний, аффилированных с руководством министерства или пользующихся его покровительством. Прежде чем направить обращения он, конечно, продублировал публикацию в своем аккаунте в Twitter. Примечательно, что в само министерство за проверкой фактов депутат не обращался, предпочитая адресовать свое сообщение электорату.

Правительство Самарской области
Министерство строительство опровергло большую часть информации депутата, показав фактические несоответствия в опубликованных материалах

В начале прошлой недели истинность его информации оказалась под сомнением — правительство Самарской области опубликовало пресс-релиз, опровергающий большинство тезисов депутата.
«Детальный анализ изложенных А.Е. Хинштейном вопросов показал, что ни о коррупции, ни о многомиллиардном ущербе речи не идет. Мы выделили 23 позиции запроса, требующих пояснений, и представляем вашему вниманию настоящее, фактическое положение дел», - сообщается в пресс-релизе.
В качестве наиболее яркого примера региональной коррупции Хинштейн отмечает взаимодействие с ООО «С.И.Т.И.». По его информации, в 2014-2015 годах с компанией было заключено 14 госконтрактов на общую сумму свыше 5,5 млрд рублей. Также компания претендует на подряд по строительству линии метрополитена на участке «Российская»-«Алабинская» (998 млн руб.) и является субподрядчиком по многочисленным государственным и муниципальным контрактам.
Депутат отмечает, что ООО «С.И.Т.И.», учрежденное в 2008 году с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, не вело до 2014 года какой-либо серьёзной деятельности и не имело опыта крупных строительных работ. Годовой оборот компании не превышал 10 млн рублей, в штате компании состоит всего 28 человек, на балансе находится 3 единицы техники. Строительные работы по всем подрядам компания передает на субподряды, что приводит к их значительному удорожанию, получению генподрядчиком необоснованной выгоды и нанесению ущерба бюджету.
По информации депутата, в октябре прошлого года бывший заместитель генерального директора ООО «С.И.Т.И.» Артур Максимов был назначен на должность директора ГУП «Строительный контроль при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» и теперь контролирует ход строительства объектов, госконтракты по которым заключались в период его работы в компании. Хинштейн считает это явным свидетельством того, что региональные власти покровительствуют компании.
Министерство строительства опровергло большую часть этой информации, показав фактические несоответствия в материалах депутата. Согласно ответу ведомства, с ООО «С.И.Т.И.» было заключено 10 госконтрактов на 4,5 млрд руб. При этом «в 2016 году средства на продолжение строительства линии метро «Российская – Алабинская» не предусмотрены, следовательно,  ООО «С.И.Т.И.»  никак не может  претендовать на заключение госконтракта». В правительстве опровергают и данные о штате компании, сообщая, что в ней трудятся 256 квалифицированных специалистов со специализированным образованием. На балансе находится 70 единиц строительной техники, и компания собственными силами выполняет около 70% строительно-монтажных работ, привлекая субподрядные организации, как правило, на специализированные работы.
Далее в правительстве приводят длительный послужной список руководителя компании, опровергая суждение Хинштейна, что она ничем себя ранее не проявила. А привлечение на госслужбу менеджера компании в правительстве объяснили наличием у него важных практических компетенций.
«Максимов хорошо зарекомендовал себя при исполнении работ в рамках государственных контрактов и поэтому был приглашен на работу в качестве руководителя  ГУП СО «Стройконтроль», - говорится в сообщении.
Напомним, что изначально депутат заявлял о фальсификации властями документов на строительство стадиона к ЧМ-18. В последовавшем обращении говорится, что «при разработке технического задания Минстроем необоснованно были включены в проект избыточные решения, что привело к почти двукратному увеличению размеров стадиона (коммерческие площади составили 42% от общего объема) и, как следствие, к удорожанию строительства на сумму от 4 до 10 млрд руб.».
Здесь стоит отметить, что заказчиком строительства стадиона является не региональное министерство, а Федеральное государственное унитарное предприятие «Спорт-Инжиниринг», выступающее оператором строительства всех спортивных объектов к чемпионату. Именно федеральное предприятие ведет непосредственную работу с подрядчиками и госэкспертизой, включая принятие решения об удорожании проекта. Депутат Госдумы об этом, вероятно, должен был знать.
В ответе министроя отмечается, что в ценах 3 квартала 2013 года, когда утверждался проект стадиона, стоимость строительства оценивалась в 13 159 383,71 тыс. рублей. Коммерческие площади объекта не приводят к его удорожанию, а, напротив, позволят окупать расходы на содержание спорткомплекса после ЧМ-2018. В то же время в правительстве не исключают, что стоимость строительства может возрасти.
«Вероятно, стоимость строительства будет несколько увеличена в связи с необходимостью проведения мероприятий по повышению уровня безопасности объекта», - говорится в сообщении.
Во время визита в Самару совместной делегации Международной федерации футбола (ФИФА) и оргкомитета «Россия-2018» региональный министр спорта Дмитрий Шляхтин уже сообщил, что ориентировочная стоимость строительства стадиона «Самара Арена» увеличилась почти на четыре миллиарда и оценивается в настоящее время в 17 млрд рублей. Таким образом, сообщение депутата об удорожании подтвердилось, но кого он таким образом разоблачает, остается загадкой.
Противостояние, завязанное политиками в сфере строительства, уже дало электоральные результаты — Александр Хинштейн подал документы для участия в праймериз в Госдуму от Нижегородской области. Связанно ли это с  конфликтом с самарским правительством, депутат не пояснил, сославшись на занятость.
Однако, покидая Самарскую область, депутат, несомненно, оставит в регионе свой след. И помимо его неоспоримо ценных достижений, на самарской земле появится и не столь однозначное — вклад в политизацию сферы строительства и рост недоверия к официальным органам со стороны населения и потенциальных инвесторов.
Как политизация стройиндустрии отражается на ее развитии и инвестиционной привлекательности, rs63.ru опросил у аналитиков и непосредственных игроков рынка:



Никита Петухов
Никита Петухов
Генеральный директор консалтинговой компании REC,
Полномочный представитель ГУД 




«Политические процессы всегда влияют на инвестиционный климат в регионе, особенно на такую чувствительную отрасль как строительство. На сегодняшний день инвестиционную привлекательность Самарской области и без того нельзя оценить как очень высокую, а когда официальные органы на региональном и муниципальном уровне, депутаты играют в такие политические игры, да еще и втягивают в них реальный сектор экономики, это, конечно, отнимает очки у региона. Я считаю, что сфера строительства нуждается в более прозрачных, унифицированных механизмах регулирования, чтобы разрешения на строительство и разработку территории принимались по единым регламентам, строители находились в равных условиях. Процессы выдачи и согласования документации не затягивались. Однако пока механизмы регулирования строительства у нас только налаживаются. В этой ситуации втягивать сферу в политические игры опасно для ее развития».



Е.-Минченко.png
Евгений Минченко
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» 



«Для инвесторов со стороны ключевым индикатором привлекательности или непривлекательности региона является фигура губернатора. Если инвесторы находят взаимопонимание с руководством региона, внутренние политические процессы в этом регионе не слишком их беспокоят. На внутреннюю ситуацию на рынке эти процессы не оказывают значительного влияния. Я считаю, что этот процесс чисто политический и на бизнесе никак не сказывается».



Вячеслав Сидорович

Вячеслав Сидорович
Вице-президент Ассоциации строительных предприятий «Берег»



«Политические игры начинаются и заканчиваются, а наш бизнес год за годом продолжает свою работу. Когда раз за разом делаешь свое дело хорошо, честно и правильно, демонстрируешь результаты, вокруг формируется соответствующая среда, благоприятная для развития бизнеса. Она складывается из отношений с контрагентами, дольщиками, другими участниками рынка. И работа в этой среде продолжается, не смотря ни на какие политические процессы.
Напряжение в структуре власти, конечно, влияет на развитие бизнеса, но лишь как один из индикаторов. За этим напряжением идет реальная работа. И стабильность, которую демонстрируют большинство представителей строительного рынка в нашем регионе, позволяет отрасли развиваться параллельно всем политическим играм.  И напряжение в структуре власти не отражается на бизнесе. Бизнес развивается, если ему не мешают.
Новым инвесторам, которые приходят на рынок, нужно показывать качественную работу и качественный PR. Тогда вокруг инвесторов  появляется интерес, за которым приходят конкретные предложения. Застройщикам нужно одновременно и работать, и разговаривать, чтобы формировать имидж, а следом за ним — репутацию. Тогда и для новых инвесторов работа на рынке будет открытой и понятной».


Виталий Лукьянов

Виталий Лукьянов
Исполнительный директор ООО «Феникс»



«Строительный рынок в Самарской области как был неструктурированным, так и остается. В Самаре нет организованного рынка площадок под застройку, а значит, рынку некуда развиваться. Все, что демонстрируется в этой сфере, — это работа на телевизор, политические игры. И зачастую работа органов власти сводится к вставлению палок в колеса, либо просто к замыливанию процесса. Нет подписи - нет ответственности. И получается, что удобнее либо бездействовать, либо, для получения определенных выгод, создать проблему для последующего ее решения. Во многих других регионах уже давно поняли, что гораздо выгоднее развивать строительный рынок. Это создает дополнительные рабочие места, плюс бюджетные отчисления. И, как следствие, улучшает экономический климат и общее благосостояние региона».


Алексей Ульянин

Алексей Ульянин
Генеральный директор трастовой компании «Технология управления»



«Реальный сектор экономики работает, не вникая в эти политические процессы. У бизнеса на это просто нет времени. Это известный факт, что бизнес работает хорошо, когда государство не вмешивается в его работу. Политические заварушки и интриги бизнесу не интересны до тех пор, пока они не выливаются в конкретные нормативно-правовые акты. Исключение здесь, пожалуй, составляют лишь те компании, которые работают по государственным контрактам. Для них важны отношения с конкретными министрами, конкретными чиновниками. И компании, работающие на государство, к таким процессам гораздо более чувствительны. Но их доля на рынке не велика. Те, кто работает на широкого покупателя, даже не замечают эти политические игры».



 
Игорь Кадыров
Игорь Кадыров
Генеральный директор АО «Промышленное строительство» (ранее ОАО «Автозаводстрой»)



«На мой взгляд, эта история очень показательна для ситуации в строительной сфере. Я согласен с выводами Александра Хинштейна и поддерживаю его. Наша компании, которой уже почти 50 лет, одна из крупнейших компаний, которая занимается промышленным строительством, оказалась между строк его депутатского запроса, заявления. Те фирмы, которые он обозначает, в последние годы оказались в поле нашего зрения, в рынке промышленного строительства. И эти компании в последние годы заявили о себе на этом рынке, поэтому мы с ними пересекались. И я согласен с теми выводами, которые делает депутат в свое заявлении. А вот ответ правительства вызывает у меня множество вопросов. Когда говорят о фирме «С.И.Т.И.», которая имеет в своем штате 250 человек и при этом осваивает около 5 млрд рублей, у меня это вызывает сомнения. Это не укладывается в мои представления о строительном процессе. В последние 15 лет я руковожу предприятием, в котором поддерживалась численность в 1,5 тыс. человек, при этом мы осваивали заказы на сумму около 1 млрд рублей. Дело в том, что есть норматив производительности на одного конкретного человека. И когда мне говорят, что 250 человек осваивают 5 млрд рублей, причем, как написано в письме правительства, 70% работ проводятся собственными силами компании, то есть силами 250 человек, это вызывает у меня большие сомнения. Я считаю, что это говорит о том, что фирма «С.И.Т.И.» либо распродает объемы, а не исполняет их собственными силами, либо ее используют в качестве компании, через которые выводятся какие-то деньги. Конечно, это лишь мое предположение, реальное положение вещей должны выяснить следственные органы. Поэтому депутатский запрос в этой ситуации абсолютно правомерен».



Нет фото_ж

Елена Николаева

Заместитель директора по правовым вопросам ООО «С.И.Т.И.»



«Мы строители, и все эти политические процессы нам особенно не интересны. Они лишь отвлекают от основной работы, приходится писать очень много писем, реагировать на какие-то заявления и вопросы. Это влечет и проверки, которые тоже занимают много времени. Причем сколько проверок ни было, они не выявили никаких нарушений. Все работы иду в соответствии с госконтрактами и нормативами. Александру Хинштейну хотелось бы пожелать, чтобы он более тщательно подходил к проверке информации. Он мог обратиться за информацией напрямую, мы открыты и готовы эту информацию предоставлять. Более того, информация по контрактам, их стоимости, срокам есть в открытом доступе - все можно проверить. Однако информация в его заявлении не соответствует действительности. Например, он написал, что сумма нашего контракта по строительству сетей на стадионе якобы составляет 1 млрд рублей, в реальности наша сумма по обоим контрактам — 194 млн рублей. Видно, насколько его цифры завышены. Я считаю, что со стороны министерства было правило дать ответ на заявление депутата. Заявления Хинштейна носят популистский характер и нацелены на народ, на избирательные кампаний. Поэтому общественности со стороны министерства нужно было дать какие-то разъяснения. Я считаю, что это правильно. Сейчас сложно говорить, насколько эта ситуация окажет влияние на рынок — прошло еще слишком мало времени. Но вообще политизация экономических процессов, на мой взгляд, это не очень правильно. Эти вещи не стоит смешивать. По крайней мере, мы не хотели бы в этом участвовать».
 
В рамках подготовки к материалу корреспонденты rs63.ru связались с порядком 10 крупных региональных застройщиков, большинство из которых предпочли воздержаться от комментариев под предлогом того, что не готовы и не хотят участвовать в политической дискуссии. Они говорили о желании работать без препятствий, административных барьеров и участия в политических играх. «Мы хотим спокойно работать, чтобы нас не втягивали в политику. Пусть каждый занимается своим делам и делает это хорошо», - так можно сформулировать общую позицию опрощенных участников строительного рынка. Здесь можно добавить лишь, что, по мнению редакции, политические спекуляции на реальном секторе экономики не способствуют ни развитию этого сектора, ни политической культуры.

Комментарии
Комментариев нет

НОВЫЕ СПЕЦПРОЕКТЫ