
Самарская точка зрения на высотное строительство
С 5 по 7 октября всероссийской площадкой для обсуждения современных тенденций в высотном строительстве и урбанистике стал Екатеринбург. Здесь состоялся 100+ Forum Russia, участниками которого стали представители многих российских и зарубежных городов. Делегат ММЦ «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» также принял участие в работе этой крупнейшей дискуссионной площадки. Мы готовы рассказать о самых интересных, важных и перспективных темах, которые обсуждались в ходе работы Форума.

Как отметил в своём выступлении директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, профессор Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Михаил Блинкин, с точки зрения плотности дорожной сети российские города находятся в африканском кластере. «Крупные и крупнейшие города России по параметрам застройки и планировки относятся к азиатскому типу с выраженной постсоветской спецификой. Изначально они не были спроектированы под сегодняшнее количество автомобилей и необходимых для них дорог. Советские нормы 70-х годов игнорировали реалии «века автомобилизации». Спикер выразил мнение, что этажность зданий в городской среде следует увеличивать к центру, а не к периферии - любопытное суждение, с которым наверняка поспорят многие представители строительно-архитектурного сообщества.

Впоследствии участвовавший в обсуждении эксперт международного уровня - старший партнер компании MIC - Mobility in Chain Федерико Паролотто - согласился с тезисом о том, что именно транспортная сеть лежит в основе любого крупного городского проекта. Поэтому важнейший вопрос, который нужно решить на старте, - финансирование транспортного проекта. «Например, мы в своей работе стремимся делать модели транспортных развязок, учитывая скорость трафика и пешеходные дорожки. Такая система позволяет перераспределить транспортные потоки и сделать дороги более комфортными. Это позволяет просчитать и продумать транспортную сеть до начала реализации проекта, - рассказал эксперт. - Особенность большинства российских дорог в том, что они отдают все пространства автомобилям - это неправильно. Нужно перераспределить пространство и автомобильные потоки».
Одним из узловых выступлений в процессе обсуждения стал доклад руководителя Центра прикладной урбанистики, Московской высшей школы социальных и экономических наук Святослава Мурунова. «Градостроительство в России - это просто девелопмент», - так прозвучала важнейшая аксиома спикера. Между тем, по его мнению, для градостроительства и функционирования города необходим диалог городских сообществ, которые сегодня практически отсутствуют. «Проблема состоит в том, что бизнес хочет заработать здесь и сейчас, не думая на перспективу, администрация не хочет экспериментов и риска, горожане пассивны и занимают «спящую» позицию. Создать комфортные условия для всех в таком городе практически невозможно. Города развиваются хаотично - нужно самостоятельно зафиксировать границы города и сформировать стратегию развития в зависимости от идентичности тех, кто их населяет. Современный горожанин, способный изменить сложившуюся ситуацию, должен обладать четырьмя качествами, среди которых наличие свободного времени, социальной компетенции и социальных связей, а также наличие мечты и цели».

Участники обсуждения сошлись и в том, что развитие вширь неспособно решить основные городские проблемы, а потому не может считаться перспективным направлением развития для любого города. Между тем именно экспансивный путь развития сегодня типичен для многих регионов, включая Самару.
Далее в ходе обсуждения генеральный директор ООО «Краснодар Сити» Андрей Сигидин на примере Краснодара рассказал об опыте городского развития вширь. Спикер выразил убежденность, что магистрали необходимо отделять от городских дорог, а развитие городского полотна без экспансивного выхода за городские границы возможно лишь с решением проблемы расселения существующего ветхого жилья и решения проблем с коммуникациями. Все эти вопросы актуальны для многих региональных городов, и для Самары в том числе. «Запросы жильцов из ветхого фонда типичны: все хотят из ветхого жилья переехать в новое, а старые коммуникации для обеспечения высотного строительства не подходят. Все эти вопросы ложатся на девелопера, - поделился спикер. - Так, в Краснодаре ввели норму, что девелопер обязан создавать на одну квартиру одно парковочное место. Но проблему дефицита парковок это нововведение так и не решило. Получается, город растёт вширь по простой экономической причине: строить в центре куда затратнее».
Еще одной важной проблемой, которую затронули участники круглого стола, стала проблема отсутствия коммуникационного каркаса в российских городах. Именно отделение дорожного полотна от коммуникационного каркаса президент Союза архитекторов России Андрей Боков в своём выступлении назвал основной проблемой наших городов. Между тем городу и пригороду необходима модель взаимодействия, коммуникации. Двумя доступными моделями промежуточного пространства между городом и загородными территориями являются город-сад и сабербия (под этим пространством подразумевалась американская модель пространства, включающая дома с участками, торговым центром и школой и расположенная в зоне автомобильной доступности). «Показательно, что 60% граждан России хотят жить за городом, - подчеркнул Андрей Боков. - Поэтому развитие промежуточного пригородного пространства имеет такое значение».

Иными словами, полноценное развитие как стратегия и путь возможно лишь для тех городов, которые работают над социально-экономической стратегией своего роста. Причём эта стратегия должна быть «живой», не зафиксированным раз и навсегда документом, а постоянным взаимодействием всех участников градостроительного процесса.
Первыми о своём опыте высотного жилищного строительства рассказали хозяева Форума - представители Свердловской области. Применение новых технологий в сфере высотного и уникального строительства здесь оказалось возможным после разработки дорожной карты, новых правил и нормативов для согласования строительства высотных зданий. Власти Екатеринбурга приложили немалое усилие, чтобы высотная застройка воспринималась жителями как органичная. В итоге теперь на рынке покупателям недвижимости доступен выбор из жилья разных форматов и разной высотности. Такая альтернатива исключает ажиотаж: смещения спроса только в сторону высоток нет.

Как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, процесс возведения жилых высотных зданий зависит от стратегии развития и экономики, которой придерживаются муниципальные образования. «В Екатеринбурге высотные здания вписываются в городской облик органично, создают доминанты и не переуплотняют застройку. С общественными высотными зданиями все сложнее.

Их реализация в новой экономической реальности зависит от амбиций бизнеса и власти. При этом важно сделать максимально прозрачным вхождение в проект для девелопера». Важен не только инвестиционный климат, но и человеческий фактор, поскольку зачастую строительные процессы тормозятся на уровне принятия решений в профильных ведомствах и министерствах.
Причина общая для многих городов: представители органов власти не рискуют брать на себя ответственность и принимать решения по согласованию разрешительной документации. Как итог - реализация проекта «подвисает» на неопределённый срок.
Что же может стать стимулом для высотного строительства? По мнению президента РААСН, генерального директора АО «НИЦ «Строительство» Александра Кузьмина, чтобы такие объекты появились, необходимо стремление архитекторов реализовывать подобные строительные проекты. «Это должно быть не просто высотное здание, а объект с конкретной функцией. В последнее время появился новый стиль жизни — жизнь по вертикали. Это значит, что люди в этой плоскости работают, и живут и отдыхают. В таком проекте все эти функции были увязаны по вертикали».
Ещё одна сложность, возникающая при строительстве высотных зданий, состоит в том, что земля - это частный ресурс. А значит, строительство неминуемо оказывается связано с необходимостью увязать множество интересов.
Стремление развивать высотное строительство и интегрировать этот формат в существующую городскую среду есть не только в крупных федеральных городах, проекты этого типа интересны и перспективны и для городов-миллионников. И, тем не менее, высотное строительство - это не тренд, а менталитет, для каких-то регионов этот формат применим, для каких-то нет. Хорошие перспективы развития даёт понимание направления спроса в каждом конкретном регионе. Если интерес к высоткам у покупателей жилья и представителей бизнеса есть, то профессиональному девелоперскому сообществу логично продвигать этот строительный формат как способ расширить ассортимент предложений на рынке. При этом для девелопера стратегически верно мыслить на десятилетия вперёд, просчитывая роль и функцию своего проекта в будущем, решая вопрос о том, как это здание впишется в общий облик района и города.
Основатель CRG Architecture Consultants Карлос Гомез рассказал об одном из центров мирового высотного строительства - Гонконге. По мнению эксперта, главное, что нужно учесть при проектировании небоскребов, - наличие потенциальных жильцов, которые смогут их населить. Важно думать о перспективах использования высотного здания через 20 лет: будет ли оно востребовано и в какой функции.
Репортажи портала RS63.ru с форума:
О развитии современных урбанизированных территорий и городов
Многие региональные города развиваются компактно, и происходит это по объективной причине - из-за дефицита ресурсов. Одной из общих проблем российских городов является объективная невозможность или субъективное нежелание уплотнять центр города. Между тем городское население уплотняется, стремится жить ближе к центру, за ними подтягиваются бизнес и культура. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли сформировать современный плотный город и его ближайшее окружение, сохранив при этом эффективное управление и не пожертвовав транспортной доступностью.
Как отметил в своём выступлении директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, профессор Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Михаил Блинкин, с точки зрения плотности дорожной сети российские города находятся в африканском кластере. «Крупные и крупнейшие города России по параметрам застройки и планировки относятся к азиатскому типу с выраженной постсоветской спецификой. Изначально они не были спроектированы под сегодняшнее количество автомобилей и необходимых для них дорог. Советские нормы 70-х годов игнорировали реалии «века автомобилизации». Спикер выразил мнение, что этажность зданий в городской среде следует увеличивать к центру, а не к периферии - любопытное суждение, с которым наверняка поспорят многие представители строительно-архитектурного сообщества.

Впоследствии участвовавший в обсуждении эксперт международного уровня - старший партнер компании MIC - Mobility in Chain Федерико Паролотто - согласился с тезисом о том, что именно транспортная сеть лежит в основе любого крупного городского проекта. Поэтому важнейший вопрос, который нужно решить на старте, - финансирование транспортного проекта. «Например, мы в своей работе стремимся делать модели транспортных развязок, учитывая скорость трафика и пешеходные дорожки. Такая система позволяет перераспределить транспортные потоки и сделать дороги более комфортными. Это позволяет просчитать и продумать транспортную сеть до начала реализации проекта, - рассказал эксперт. - Особенность большинства российских дорог в том, что они отдают все пространства автомобилям - это неправильно. Нужно перераспределить пространство и автомобильные потоки».
Одним из узловых выступлений в процессе обсуждения стал доклад руководителя Центра прикладной урбанистики, Московской высшей школы социальных и экономических наук Святослава Мурунова. «Градостроительство в России - это просто девелопмент», - так прозвучала важнейшая аксиома спикера. Между тем, по его мнению, для градостроительства и функционирования города необходим диалог городских сообществ, которые сегодня практически отсутствуют. «Проблема состоит в том, что бизнес хочет заработать здесь и сейчас, не думая на перспективу, администрация не хочет экспериментов и риска, горожане пассивны и занимают «спящую» позицию. Создать комфортные условия для всех в таком городе практически невозможно. Города развиваются хаотично - нужно самостоятельно зафиксировать границы города и сформировать стратегию развития в зависимости от идентичности тех, кто их населяет. Современный горожанин, способный изменить сложившуюся ситуацию, должен обладать четырьмя качествами, среди которых наличие свободного времени, социальной компетенции и социальных связей, а также наличие мечты и цели».

Участники обсуждения сошлись и в том, что развитие вширь неспособно решить основные городские проблемы, а потому не может считаться перспективным направлением развития для любого города. Между тем именно экспансивный путь развития сегодня типичен для многих регионов, включая Самару.
Далее в ходе обсуждения генеральный директор ООО «Краснодар Сити» Андрей Сигидин на примере Краснодара рассказал об опыте городского развития вширь. Спикер выразил убежденность, что магистрали необходимо отделять от городских дорог, а развитие городского полотна без экспансивного выхода за городские границы возможно лишь с решением проблемы расселения существующего ветхого жилья и решения проблем с коммуникациями. Все эти вопросы актуальны для многих региональных городов, и для Самары в том числе. «Запросы жильцов из ветхого фонда типичны: все хотят из ветхого жилья переехать в новое, а старые коммуникации для обеспечения высотного строительства не подходят. Все эти вопросы ложатся на девелопера, - поделился спикер. - Так, в Краснодаре ввели норму, что девелопер обязан создавать на одну квартиру одно парковочное место. Но проблему дефицита парковок это нововведение так и не решило. Получается, город растёт вширь по простой экономической причине: строить в центре куда затратнее».
Еще одной важной проблемой, которую затронули участники круглого стола, стала проблема отсутствия коммуникационного каркаса в российских городах. Именно отделение дорожного полотна от коммуникационного каркаса президент Союза архитекторов России Андрей Боков в своём выступлении назвал основной проблемой наших городов. Между тем городу и пригороду необходима модель взаимодействия, коммуникации. Двумя доступными моделями промежуточного пространства между городом и загородными территориями являются город-сад и сабербия (под этим пространством подразумевалась американская модель пространства, включающая дома с участками, торговым центром и школой и расположенная в зоне автомобильной доступности). «Показательно, что 60% граждан России хотят жить за городом, - подчеркнул Андрей Боков. - Поэтому развитие промежуточного пригородного пространства имеет такое значение».

Иными словами, полноценное развитие как стратегия и путь возможно лишь для тех городов, которые работают над социально-экономической стратегией своего роста. Причём эта стратегия должна быть «живой», не зафиксированным раз и навсегда документом, а постоянным взаимодействием всех участников градостроительного процесса.
О потенциале высотного строительства
На одном из пленарных заседаний Форума обсуждалась актуальная для Самарской области тема - строительство высотных зданий и уникальных сооружений. Кстати, в обсуждении участвовали делегаты из нашего региона: о самарском опыте рассказал заместитель министра строительства Самарской области – главный архитектор Самарской области Анатолий Баранников.Первыми о своём опыте высотного жилищного строительства рассказали хозяева Форума - представители Свердловской области. Применение новых технологий в сфере высотного и уникального строительства здесь оказалось возможным после разработки дорожной карты, новых правил и нормативов для согласования строительства высотных зданий. Власти Екатеринбурга приложили немалое усилие, чтобы высотная застройка воспринималась жителями как органичная. В итоге теперь на рынке покупателям недвижимости доступен выбор из жилья разных форматов и разной высотности. Такая альтернатива исключает ажиотаж: смещения спроса только в сторону высоток нет.

Как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, процесс возведения жилых высотных зданий зависит от стратегии развития и экономики, которой придерживаются муниципальные образования. «В Екатеринбурге высотные здания вписываются в городской облик органично, создают доминанты и не переуплотняют застройку. С общественными высотными зданиями все сложнее.

Их реализация в новой экономической реальности зависит от амбиций бизнеса и власти. При этом важно сделать максимально прозрачным вхождение в проект для девелопера». Важен не только инвестиционный климат, но и человеческий фактор, поскольку зачастую строительные процессы тормозятся на уровне принятия решений в профильных ведомствах и министерствах.
Причина общая для многих городов: представители органов власти не рискуют брать на себя ответственность и принимать решения по согласованию разрешительной документации. Как итог - реализация проекта «подвисает» на неопределённый срок.
Что же может стать стимулом для высотного строительства? По мнению президента РААСН, генерального директора АО «НИЦ «Строительство» Александра Кузьмина, чтобы такие объекты появились, необходимо стремление архитекторов реализовывать подобные строительные проекты. «Это должно быть не просто высотное здание, а объект с конкретной функцией. В последнее время появился новый стиль жизни — жизнь по вертикали. Это значит, что люди в этой плоскости работают, и живут и отдыхают. В таком проекте все эти функции были увязаны по вертикали».
Высотный опыт Самары
В ходе обсуждения заместитель министра строительства Самарской области – главный архитектор Самарской области Анатолий Баранников рассказал об одном из самых обсуждаемых проектов высотного жилищного строительства в Самаре - ЖК «На Вилоновской». Всего в нашем городе насчитывается пять зданий высотой более 100 метров. Спикер оценил общественный фон, существующий в сфере высотного строительства, как негативный. «Между девелоперами и представителями власти существует ряд противоречий - например, по вопросам охранных зон. В связи с этим основным условием реализации высотных проектов является настойчивость застройщика, - подчеркнул Анатолий Баранников. — При этом спрос на высотное жильё в Самаре огромный, но новых проектов в этой сфере практически нет из-за существующих ограничений». Кстати, присутствовавший на обсуждении руководитель департамента градостроительства города Сочи признался, что у них нет ни одного высотного здания по тем же причинам, которые тормозят строительные процессы в этой сфере в Самаре. Отсутствие свободной земли и множество законодательных ограничений дают такие результаты.Стремление развивать высотное строительство и интегрировать этот формат в существующую городскую среду есть не только в крупных федеральных городах, проекты этого типа интересны и перспективны и для городов-миллионников. И, тем не менее, высотное строительство - это не тренд, а менталитет, для каких-то регионов этот формат применим, для каких-то нет. Хорошие перспективы развития даёт понимание направления спроса в каждом конкретном регионе. Если интерес к высоткам у покупателей жилья и представителей бизнеса есть, то профессиональному девелоперскому сообществу логично продвигать этот строительный формат как способ расширить ассортимент предложений на рынке. При этом для девелопера стратегически верно мыслить на десятилетия вперёд, просчитывая роль и функцию своего проекта в будущем, решая вопрос о том, как это здание впишется в общий облик района и города.
Азиатский опыт: для небоскребов нужно население
Основатель CRG Architecture Consultants Карлос Гомез рассказал об одном из центров мирового высотного строительства - Гонконге. По мнению эксперта, главное, что нужно учесть при проектировании небоскребов, - наличие потенциальных жильцов, которые смогут их населить. Важно думать о перспективах использования высотного здания через 20 лет: будет ли оно востребовано и в какой функции.
Репортажи портала RS63.ru с форума:
Комментарии
100 комментариев
![]()
Guest
|
![]()
Guest
Farmacia Asequible:
|
![]()
Guest
enclomiphene
|
![]()
Guest
phar modafinil
|
![]()
Guest
enclomiphene testosterone
|
![]()
Guest
worldwide pharmacy kamagra
|
![]()
Guest
enclomiphene online
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
RxFree Meds:
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
farmacia online envio gratis
|
![]()
Guest
buy enclomiphene online:
|
![]()
Guest
enclomiphene buy
|
![]()
Guest
farmacias 24 horas badajoz:
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
edpills buy
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
farmacia en lГnea:
|
![]()
Guest
casenlax 4 g 30 sobres precio
|
![]()
Guest
enclomiphene testosterone
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
edmeds buy
|
![]()
Guest
enclomiphene best price
|
![]()
Guest
Кпт курган.
|
![]()
Guest
men’s health:
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
Доброго!
Купите авто из Америки с растаможкой в Минске по выгодной цене! Мы предлагаем автомобили с хорошим состоянием и проверенной историей. Все авто из Америки прошли полную проверку и готовы к эксплуатации. Выберите авто, которое идеально соответствует вашим предпочтениям. Более подробно на сайте - авто с америки в минске, авто с америки в минск, доставка авто америки минск битый авто из америки в минск, купить в минске авто из америки, авто из америки в минске в наличии Удачи! |
![]()
Guest
enclomiphene for men:
|
![]()
Guest
Greetings all!
The psychology of online gaming focuses on how players are driven by emotional fulfillment, social engagement, and competition. Why people play online games is often due to the excitement, rewards, and the ability to connect with others. Seasonal eating offers several benefits, such as stronger immunity, better digestion, and increased energy levels by eating foods in season. Online games influence relationships by fostering teamwork and communication, which can enhance social bonds. Time management for business leaders ensures that both professional and personal obligations are met efficiently, maximizing productivity. More information here - traveling with pets tips, modern approaches to time management, pet-friendly travel tips for families seasonal eating for sustainable living, advantages of mentoring programs, leadership development through mentoring Good luck! |
![]()
Guest
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
Greetings all!
The psychology of online gaming is based on how players find emotional fulfillment, excitement, and social connection through virtual worlds. Why people play online games is often linked to the pursuit of challenge, enjoyment, and building relationships. Seasonal eating offers health benefits, such as better digestion and immunity, by eating foods that are aligned with the seasons. Online games impact relationships by promoting social interaction and helping players connect across distances. Time management for business leaders ensures a smooth workflow, helping them balance work demands and personal priorities. More information here - volunteering as a cultural experience, time management for entrepreneurs, balancing gig work with personal goals planning a spiritual journey, benefits of spiritual retreats, pet-friendly travel guides Good luck! |
![]()
Guest
Farmacia Asequible
|
![]()
Guest
edpills buy
|
![]()
Guest
farmacia economica
|
![]()
Guest
Greetings all!
Sexy chat brings people together instantly. Flirt online and feel the thrill. Say hello and spark excitement. Connect with real users now. Your next adventure starts here. More information here - sexy stories live chat, seductive live video, flirt with cam model webcam flirt today, sexy quick chat, meet horny people Good luck! |
![]()
Guest
Сервис по подбору психолога
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
enclomiphene for men:
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
edmeds buy
|
![]()
Guest
Психотерапевт Киров.
|
![]()
Guest
RxFree Meds
|
![]()
Guest
oral b pro 3 pack 2:
|
![]()
Guest
Greetings all!
Flirt online to meet new and exciting people. Sexy chat rooms are filled with fun energy. Start talking and feel the spark grow quickly. No pressure, just pure enjoyment. Your next thrilling connection is waiting. More information here - message erotic stranger, hot chat for adults, flirt without commitment flirt without limits, how to flirt in English, sexy texting ideas Good luck! |
![]()
Guest
mexican xlpharmacy
|
![]()
Guest
RxFree Meds:
|
![]()
Guest
buy enclomiphene online
|
![]()
Guest
enclomiphene buy
|
![]()
Guest
Доброго!
Купите авто из Америки в Минске с растаможкой и не переживайте о дополнительных расходах. Мы предлагаем только проверенные автомобили, готовые к эксплуатации. Все наши машины проходят тщательную проверку перед продажей. У нас есть авто из Америки с растаможкой по выгодной цене. Более подробно на сайте - авто минск америк доставка, авто в минске с америки, купить авто в америке минск авто с америки в минск, авто из америки в минске купить, минск авто из америки Удачи! |
![]()
Guest
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
pharmacies
|
![]()
Guest
nizoral shampoo uk pharmacy
|
![]()
Guest
RxFree Meds:
|
![]()
Guest
mexican xlpharmacy
|
![]()
Guest
Добрый день!
Купите авто из Америки с растаможкой в Минске по выгодной цене! Все наши автомобили прошли проверку качества и готовы к эксплуатации. Мы предлагаем авто с проверенной историей и отличным состоянием. Купите авто из Америки с растаможкой и забудьте о проблемах с ремонтом. Более подробно на сайте - авто америки минск, авто америка в минске, битый авто из америки в минске доставка авто из америки в минске, купить авто из америки в минск, авто америки минск Удачи! |
![]()
Guest
farmacia murcia cerca de mi
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
relenza online pharmacy:
|
![]()
Guest
enclomiphene for men
|
![]()
Guest
buy enclomiphene online:
|
![]()
Guest
mexican xlpharmacy
|
![]()
Guest
Привет всем!
Если вы хотите купить авто из Америки в Минске с растаможкой, мы предложим вам лучшие предложения! Все наши автомобили прошли полную проверку и готовы к эксплуатации. Купите авто с растаможкой в Минске и получите надежный транспорт. Мы поможем вам выбрать авто по выгодной цене. Более подробно на сайте - авто из америки купить минске, авто из америки минск в наличии, авто из америки минске авто битые из америки в минске, авто из америки наличие минск, авто из америки купить в минске Удачи! |
![]()
Guest
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
enclomiphene best price
|
![]()
Guest
online pharmacy chat:
|
![]()
Guest
enclomiphene testosterone
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
enclomiphene buy
|
![]()
Guest
valtrex easy
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
mexico pharmacy cialis:
|
![]()
Guest
enclomiphene:
|
![]()
Guest
cariban embarazo precio
|
![]()
Guest
valtrex easy
|
![]()
Guest
tadalafil 40 mg precio
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
enclomiphene best price:
|
![]()
Guest
RxFree Meds:
|
![]()
Guest
valtrex easy
|
![]()
Guest
enclomiphene best price:
|
![]()
Guest
RxFree Meds
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
enclomiphene price
|
![]()
Guest
valtrex easy
|
![]()
Guest
enclomiphene:
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
enclomiphene for men
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
|
![]()
Guest
enclomiphene price
|
![]() |
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
В четверг, 3 июля, члены экспертного жюри встретились, чтобы утвердить перечень номинаций и их участников...
08.07
Инорегиональная Группа Компаний «Паритет» выступит застройщиком на участке площадью 16,5 га, расположенном...
02.07
Строительный рынок Самарской области стоит на пути перемен
18.04