Законы инвестиционной привлекательности
Понятиями «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат» довольно активно оперировали участники круглого стола, организованного ММЦ «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» совместно с министерством строительства Самарской области 21 июля. Подробнее о самых острых темах и наболевших вопросах, поднятых на мероприятии, можно прочитать здесь, а сама тема инвестиционного потенциала, ожиданий и реальности в этой сфере заслуживает отдельного внимания.
Предпосылка для размышлений Одной из самых недавних попыток измерить инвестпривлекательность разных регионов стал рейтинг, составленный на федеральном уровне: Самара в этом списке российских городов заняла 41 место по общему уровню инвестиционной привлекательности и степени благоприятности климата для инвесторов. Динамика, безусловно, есть: в прошлом году наш город занимал в этом же рейтинге 44 место. Однако темпы роста определенно оставляют желать лучшего: очевидно, что по уровню привлекательности для вложения средств в разномасштабные проекты столица региона далеко не в авангарде. Заслуживает ли город и область такой строчки в рейтинге и таких отзывов самих инвесторов? А главное, устраивает ли нас самих такое положение дел?
При этом вовсе нельзя сказать, что в городе и регионе не делается ничего для формирования этой самой инвестиционной привлекательности. Сами участники строительного рынка – девелоперы, застройщики – отмечают положительные сдвиги в работе муниципальных и региональных властей. Объективным отражением этих настроений являются данные проведенных опросов, экспертные оценки участников рынка. В то же время представители строительного сектора и те, кто вкладывает средства и идеи в развитие этой сферы, приходят к осознанию, что предпринимаемых мер для улучшения ситуации с привлечением инвесторов в регион недостаточно. Чего же не хватает городу и региону для заметного рывка вперед, для зигзагообразного, а не чересчур плавного и поступательного развития?
Составляющие благоприятного климата О том, как участники строительного сектора в Самаре, Тольятти и Москве понимают привлекательность инвестиционного климата, много говорилось в процессе организованной дискуссии. Однако основные характеристики дружелюбной инвестиционной среды в восприятии ее участников все же можно перечислить.
Самара занимает 41 строчку в рейтинге из самых инвестпривлекательных регионов
1) Без административных барьеров Длительные и сложные процедуры согласования проектов с органами власти, административные сложности, возникающие на всем пути реализации проекта вплоть до ввода в эксплуатацию, - такова одна из самых распространенных жалоб самарских девелоперов, мечтающих об улучшении инвестклимата в регионе.
Ответом на этот запрос уже стали действия властей по оптимизации всех согласовательных процессов. «В строительной сфере действительно функционирует много подразделений и департаментов, которые проводят согласование той же разрешительной документации, - отметил и.о. министра строительства Самарской области Андрей Крикуненко. - Сейчас мы прорабатываем вопрос, как можно сделать так называемое единое окно, что позволит одному органу власти выдавать всю разрешительную документацию, согласовывать проекты, что позволит уменьшить сроки и количество согласующих инстанций и сократит сроки ожидания для участников строительного сектора».
2) С «упакованными» и понятными предложениями на аукционах «Самара, пытаясь привлечь инвесторов под развитие застроенных территорий, в 2015 году провела 19 аукционов на развитие застроенных территорий, вхолостую прошли 14 из них. Только пять инвесторов пришли на аукционы, потому что все умеют считать. А в сегодняшней ситуации кризиса это еще больше усугубляется», - сообщает заместитель руководителя департамента градостроительства городского округа Самара Елена Бондаренко.
Однако у самих инвесторов и девелоперов, а также у тех, кто регулярно общается с ними на профессиональные темы, есть объяснение столь низкой активности: подавляющее большинство земельных участков, поступающих на аукционы, предлагаются без проведенной предварительной подготовки, без пакета информации и документации об участке. «Не хочется покупать кота в мешке», - признаются девелоперы и игнорируют аукционы. «Земельные участки не упакованы как инвестпродукт, доступный и понятный для сторонних игроков рынка, - озвучила общую претензию представитель АО «Российский аукционный дом» в Поволжском регионе Мария Иванова. – Инвестор приходит и не знает, сколько он должен людей расселить, с сервисной компанией диалог вести невозможно, потому что у него нет прав на участок. Наверно, снятие барьеров – это прекрасно, это драйвер роста инвестиционной активности. Но вопрос еще и в том, чтобы научиться готовить площадки для аукционов, чтобы были прозрачными и предсказуемыми условия на входе».
3) С усовершенствованным механизмом взаимодействия с сетевыми компаниями Работа с сетевыми компаниями по вопросам подключения к инженерной инфраструктуре самыми оптимистично настроенными девелоперами воспринимается как необходимое зло, а все прочие уже давно имеют сформированное негативное отношение к работе ресурсоснабжающих организаций, убежденность в том, что основная цель их существования – выжать максимум денег из девелопера.
Представители органов власти видят выход в создании некоей межведомственной организации, которая служила бы связующим звеном между «ресурсниками» и застройщиками, столичный опыт также зачастую связан с работой таких «агентств» с двойной природой, успешно взаимодействующей и с властью, и с бизнесом. Ясно одно: в нынешнем состоянии застройщики и представители сетевых компаний вряд ли готовы к конструктивному диалогу и сотрудничеству – нужен грамотный и «хладнокровный» посредник.
В 2015 году Самара провела 19 аукционов на развитие застроенных территорий, вхолостую прошли 14 из них
А в долгосрочной проекции подход к финансированию строительства новых сетей явно должен иметь градостроительную природу. «Нужно менять сам подход: куда пойдет финансирование и развитие сетевой инфраструктуры, туда за ней пойдет и строительство. По сути, это один из способов регулировать и направлять процесс жилищного строительства, - отметил председатель Общественного совета при министерстве строительства Самарской области, директор ООО «ОКТОГОН», главный редактор журнала «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» Олег Никитенко. – Вопрос в том, какое ведомство будет выступать регулятором этого процесса. Но ясно одно: ситуация, при которой развитие сетей полностью игнорирует принципы территориального планирования, строительную отрасль не устраивает».
4) С доверием и поддержкой участников строительного процесса Здоровый инвестиционный климат подразумевает еще и понятные, прозрачные отношения между всеми участниками строительного сектора, выстроенные на поддержке новых проектов, в том числе масштабных и амбициозных. Девелоперам и представителям органов власти давно пора начать мыслить категориями общего дела, ведь только такой общий идеологический настрой способен кардинально изменить общие социальные настроения в регионе. Новые строительные проекты рождают новые рабочие места, создают приток населения, дают основания для людей жить, учиться и работать в этом регионе. Именно поэтому позиция «это ваш бизнес – вы и разбирайтесь» давно и безнадежно устарела.
Инвестклимат для «своих» или для всех? Сравнение оптимальных условий для работы инвесторов с погодными условиями не случайно: в идеале инвестиционный климат в городе и области должен быть таким, чтобы авторы строительных проектов, инвесторы и девелоперы, при выборе локации для работы выбирали именно эту местность, чтобы им здесь работалось комфортно и продолжительно, чтобы реализованные проекты были не единичными, а образовывали череду успешно и эффективно воплощенных замыслов. Как можно оценить Самару с этой точки зрения? В нашем городе действительно реализуются многие строительные проекты, есть среди них и крупные инвестиционные замыслы, связанные с комплексным освоением больших территорий, есть успешные проекты, растиражированные в другие регионы или пришедшие из других регионов, есть девелоперы-«долгожители», которые реализуют строительные проекты на протяжении десятилетий.
Девелоперам и представителям органов власти давно пора начать мыслить категориями общего дела, ведь только такой общий идеологический настрой способен кардинально изменить общие социальные настроения в регионе
Однако если проанализировать основной вектор настроений, которые транслируют участники строительного сектора, картина вовсе не получится столь радужной. А если к этому добавить, что основная масса реализуемых сегодня в городе проектов была начата несколько лет назад, а новых проектов сегодня возникает все меньше по ряду причин, то получится и вовсе динамика постепенного сокращения рынка. Девелоперы и застройщики жалуются на взаимоотношения с властью, ресурсоснабжающими организациями, кредиторами, конкурентами. Очевидно, что в улучшении инвестиционного климата и повышении мотивации реализовывать новые строительные проекты на территории региона нуждаются сами девелоперы и застройщики Самарской области.
Но здесь возникает вопрос: может ли улучшение инвестклимата касаться только «своих»? И должно ли оно распространяться лишь на местных игроков строительного рынка? Ведь логика подсказывает, что инвестиционное «потепление» во всех своих воплощениях должно касаться всех без исключения инвесторов, которые захотят прийти на территорию, чтобы ее развивать. При этом местные девелоперы должны быть готовы к конкуренции на новом уровне: когда регион не дружелюбен к сторонним инвесторам и потому неинтересен им, внутренний строительный рынок развивается и существует сам по себе. Безусловно, все проблемы с административными барьерами в строительстве, во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями, с необходимостью развивать застроенные территории и расселять внушительные объемы жилья, сохраняются, но решать их застройщику приходится в условиях развития собственного бизнеса, не особо затрачивая время на конкурентную борьбу с инорегиональными игроками. А в ситуации благоприятного инвестклимата барьеров и преград на пути строительства меньше, но их меньше для всех – не только для «доморощенных» инвесторов и девелоперов. И в этом – новый вызов рыночной реальности, которому нужно будет соответствовать.
Предпосылка для размышлений Одной из самых недавних попыток измерить инвестпривлекательность разных регионов стал рейтинг, составленный на федеральном уровне: Самара в этом списке российских городов заняла 41 место по общему уровню инвестиционной привлекательности и степени благоприятности климата для инвесторов. Динамика, безусловно, есть: в прошлом году наш город занимал в этом же рейтинге 44 место. Однако темпы роста определенно оставляют желать лучшего: очевидно, что по уровню привлекательности для вложения средств в разномасштабные проекты столица региона далеко не в авангарде. Заслуживает ли город и область такой строчки в рейтинге и таких отзывов самих инвесторов? А главное, устраивает ли нас самих такое положение дел?
При этом вовсе нельзя сказать, что в городе и регионе не делается ничего для формирования этой самой инвестиционной привлекательности. Сами участники строительного рынка – девелоперы, застройщики – отмечают положительные сдвиги в работе муниципальных и региональных властей. Объективным отражением этих настроений являются данные проведенных опросов, экспертные оценки участников рынка. В то же время представители строительного сектора и те, кто вкладывает средства и идеи в развитие этой сферы, приходят к осознанию, что предпринимаемых мер для улучшения ситуации с привлечением инвесторов в регион недостаточно. Чего же не хватает городу и региону для заметного рывка вперед, для зигзагообразного, а не чересчур плавного и поступательного развития?
Составляющие благоприятного климата О том, как участники строительного сектора в Самаре, Тольятти и Москве понимают привлекательность инвестиционного климата, много говорилось в процессе организованной дискуссии. Однако основные характеристики дружелюбной инвестиционной среды в восприятии ее участников все же можно перечислить.
Самара занимает 41 строчку в рейтинге из самых инвестпривлекательных регионов
1) Без административных барьеров Длительные и сложные процедуры согласования проектов с органами власти, административные сложности, возникающие на всем пути реализации проекта вплоть до ввода в эксплуатацию, - такова одна из самых распространенных жалоб самарских девелоперов, мечтающих об улучшении инвестклимата в регионе.
Ответом на этот запрос уже стали действия властей по оптимизации всех согласовательных процессов. «В строительной сфере действительно функционирует много подразделений и департаментов, которые проводят согласование той же разрешительной документации, - отметил и.о. министра строительства Самарской области Андрей Крикуненко. - Сейчас мы прорабатываем вопрос, как можно сделать так называемое единое окно, что позволит одному органу власти выдавать всю разрешительную документацию, согласовывать проекты, что позволит уменьшить сроки и количество согласующих инстанций и сократит сроки ожидания для участников строительного сектора».
2) С «упакованными» и понятными предложениями на аукционах «Самара, пытаясь привлечь инвесторов под развитие застроенных территорий, в 2015 году провела 19 аукционов на развитие застроенных территорий, вхолостую прошли 14 из них. Только пять инвесторов пришли на аукционы, потому что все умеют считать. А в сегодняшней ситуации кризиса это еще больше усугубляется», - сообщает заместитель руководителя департамента градостроительства городского округа Самара Елена Бондаренко.
Однако у самих инвесторов и девелоперов, а также у тех, кто регулярно общается с ними на профессиональные темы, есть объяснение столь низкой активности: подавляющее большинство земельных участков, поступающих на аукционы, предлагаются без проведенной предварительной подготовки, без пакета информации и документации об участке. «Не хочется покупать кота в мешке», - признаются девелоперы и игнорируют аукционы. «Земельные участки не упакованы как инвестпродукт, доступный и понятный для сторонних игроков рынка, - озвучила общую претензию представитель АО «Российский аукционный дом» в Поволжском регионе Мария Иванова. – Инвестор приходит и не знает, сколько он должен людей расселить, с сервисной компанией диалог вести невозможно, потому что у него нет прав на участок. Наверно, снятие барьеров – это прекрасно, это драйвер роста инвестиционной активности. Но вопрос еще и в том, чтобы научиться готовить площадки для аукционов, чтобы были прозрачными и предсказуемыми условия на входе».
3) С усовершенствованным механизмом взаимодействия с сетевыми компаниями Работа с сетевыми компаниями по вопросам подключения к инженерной инфраструктуре самыми оптимистично настроенными девелоперами воспринимается как необходимое зло, а все прочие уже давно имеют сформированное негативное отношение к работе ресурсоснабжающих организаций, убежденность в том, что основная цель их существования – выжать максимум денег из девелопера.
Представители органов власти видят выход в создании некоей межведомственной организации, которая служила бы связующим звеном между «ресурсниками» и застройщиками, столичный опыт также зачастую связан с работой таких «агентств» с двойной природой, успешно взаимодействующей и с властью, и с бизнесом. Ясно одно: в нынешнем состоянии застройщики и представители сетевых компаний вряд ли готовы к конструктивному диалогу и сотрудничеству – нужен грамотный и «хладнокровный» посредник.
В 2015 году Самара провела 19 аукционов на развитие застроенных территорий, вхолостую прошли 14 из них
А в долгосрочной проекции подход к финансированию строительства новых сетей явно должен иметь градостроительную природу. «Нужно менять сам подход: куда пойдет финансирование и развитие сетевой инфраструктуры, туда за ней пойдет и строительство. По сути, это один из способов регулировать и направлять процесс жилищного строительства, - отметил председатель Общественного совета при министерстве строительства Самарской области, директор ООО «ОКТОГОН», главный редактор журнала «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» Олег Никитенко. – Вопрос в том, какое ведомство будет выступать регулятором этого процесса. Но ясно одно: ситуация, при которой развитие сетей полностью игнорирует принципы территориального планирования, строительную отрасль не устраивает».
4) С доверием и поддержкой участников строительного процесса Здоровый инвестиционный климат подразумевает еще и понятные, прозрачные отношения между всеми участниками строительного сектора, выстроенные на поддержке новых проектов, в том числе масштабных и амбициозных. Девелоперам и представителям органов власти давно пора начать мыслить категориями общего дела, ведь только такой общий идеологический настрой способен кардинально изменить общие социальные настроения в регионе. Новые строительные проекты рождают новые рабочие места, создают приток населения, дают основания для людей жить, учиться и работать в этом регионе. Именно поэтому позиция «это ваш бизнес – вы и разбирайтесь» давно и безнадежно устарела.
Инвестклимат для «своих» или для всех? Сравнение оптимальных условий для работы инвесторов с погодными условиями не случайно: в идеале инвестиционный климат в городе и области должен быть таким, чтобы авторы строительных проектов, инвесторы и девелоперы, при выборе локации для работы выбирали именно эту местность, чтобы им здесь работалось комфортно и продолжительно, чтобы реализованные проекты были не единичными, а образовывали череду успешно и эффективно воплощенных замыслов. Как можно оценить Самару с этой точки зрения? В нашем городе действительно реализуются многие строительные проекты, есть среди них и крупные инвестиционные замыслы, связанные с комплексным освоением больших территорий, есть успешные проекты, растиражированные в другие регионы или пришедшие из других регионов, есть девелоперы-«долгожители», которые реализуют строительные проекты на протяжении десятилетий.
Девелоперам и представителям органов власти давно пора начать мыслить категориями общего дела, ведь только такой общий идеологический настрой способен кардинально изменить общие социальные настроения в регионе
Однако если проанализировать основной вектор настроений, которые транслируют участники строительного сектора, картина вовсе не получится столь радужной. А если к этому добавить, что основная масса реализуемых сегодня в городе проектов была начата несколько лет назад, а новых проектов сегодня возникает все меньше по ряду причин, то получится и вовсе динамика постепенного сокращения рынка. Девелоперы и застройщики жалуются на взаимоотношения с властью, ресурсоснабжающими организациями, кредиторами, конкурентами. Очевидно, что в улучшении инвестиционного климата и повышении мотивации реализовывать новые строительные проекты на территории региона нуждаются сами девелоперы и застройщики Самарской области.
Но здесь возникает вопрос: может ли улучшение инвестклимата касаться только «своих»? И должно ли оно распространяться лишь на местных игроков строительного рынка? Ведь логика подсказывает, что инвестиционное «потепление» во всех своих воплощениях должно касаться всех без исключения инвесторов, которые захотят прийти на территорию, чтобы ее развивать. При этом местные девелоперы должны быть готовы к конкуренции на новом уровне: когда регион не дружелюбен к сторонним инвесторам и потому неинтересен им, внутренний строительный рынок развивается и существует сам по себе. Безусловно, все проблемы с административными барьерами в строительстве, во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями, с необходимостью развивать застроенные территории и расселять внушительные объемы жилья, сохраняются, но решать их застройщику приходится в условиях развития собственного бизнеса, не особо затрачивая время на конкурентную борьбу с инорегиональными игроками. А в ситуации благоприятного инвестклимата барьеров и преград на пути строительства меньше, но их меньше для всех – не только для «доморощенных» инвесторов и девелоперов. И в этом – новый вызов рыночной реальности, которому нужно будет соответствовать.
Комментарии
Комментариев нет
|
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
Уже на этой неделе завершается приём заявок на участие в VI региональной Премии в сфере строительства...
29.02
Можно ли вдохнуть новую жизнь и наполнить актуальным функционалом исторический квартал в центре города? ...
28.02
Уже сейчас вы можете проверить, какие девелоперские проекты, компании в сфере строительства и недвижимости,...
13.02