Андрей Живайкин: «Бизнесу нужны союзники»
Андрей Живайкин: «Бизнесу нужны союзники»
10:00, 29 июля 2016

Андрей Живайкин: «Бизнесу нужны союзники»

О том, как привлечь инвесторов в города, как бизнесу научиться эффективно взаимодействовать с органами власти и какую роль в этих процессах играет московская Технологическая платформа в сфере строительства и архитектуры,
ММЦ «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» рассказал генеральный директор московской Технологической платформы «Строительство и архитектура»
Андрей Живайкин.
О задачах Технологической платформы и инновациях в строительстве
— Андрей Леонидович, прежде всего, расскажите о специализации вашей деятельности: что такое Технологическая платформа и как её участники работают с девелоперами и властью?
— Сама по себе Технологическая платформа в сфере строительства и архитектуры - это не очень известный людям формат, который был создан правительством РФ лет пять назад. Полтора года назад нашу техплатформу зарегистрировали. Эта организация призвана выступать для правительства экспертом по поддержке инновационной деятельности. По факту мы занимаемся не столько тем, что транслируем проблемы, которые есть у бизнеса, и настаиваем на важности внедрения инноваций, сколько занимаемся работой с законодательством, которое может либо поддерживать, либо сдерживать инновационную деятельность. Это работа в сфере регулирования законодательства.
Так получается, что у нас не так много проблем в сфере внедрения разработок в строительной сфере и самого строительства, сколько в регулировании этой деятельности. Причем даже в тех сферах, которые касаются стройматериалов, потому что наша стекольная промышленность очень сильно проигрывает, например, китайским производителям. У них стекло плохое, но дешевое. И если не ввести нормальные регулирующие факторы, которые определяют качество, то невозможен рост, внедрение новых технологий и т.д. У нас регулирующая сфера немного отстает.
— Как Технологическая платформа работает в градостроительной сфере?
— Действительно, целый большой блок нашей работы сейчас связан с регулированием градостроительной деятельности во всех сферах, начиная от информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, информационных систем территориального планирования. У всех этих информационных систем есть две задачи. Первая - это обеспечить управляемость для города, чтобы он следил и мог планировать свое развитие, а с другой стороны, необходимо обеспечивать прозрачность информации для всех участников, потому что, когда не отлажена информационная среда, на всех конкурсах выигрывает тот, кто ближе к власти, потому что он раньше получает информацию.
После интернет-форума в декабре вышел целый пакет поручений президента по развитию информационных ресурсов. Одно из направлений называлось «интернет +город». Этим направлением я занимаюсь для администрации президента. В его рамках создана рабочая группа с несколькими направлениями: интернет+медицина, интернет+транспорт, интернет+образование и т.д. Я как раз занимаюсь тематикой интернет+город, и мы готовим сейчас следующий пакет поручений. Очевидно, он будет связан с информационной системой в сфере градостроительства.

becikowe-formalnosci-po-urodzeniu-dziecka.jpg
Инвестору важно общее отношение и понимание администрацией региона того, как будет развиваться промышленность, городская среда, будут ли новые инвестиционные проекты



Об инвестклимате, инвесторах и власти — Сейчас много говорится о необходимости улучшать инвестиционный климат и способствовать притоку инвесторов в города. Все понимают, что это планомерный виток развития города. Какие основные преграды на пути инвесторов и их капитала вы сегодня видите?
— На самом деле, этих преград много. Лучше выделить некоторые, которые подконтрольны региону. Региональная политика очень персонифицирована, поэтому здесь большую роль играют не столько личные качества руководителя, сколько его отношение, понимание, амбиции, целеполагание. Для инвестора, кроме чисто рыночных вещей, условий сбыта, важна покупательная способность региона. Вроде бы, у Самары покупательная способность находится в неплохом состоянии.
Также важна для инвестора прогнозируемость его бизнеса. Он вкладывает деньги, делает расчет, как и в каких условиях сможет получить прибыль, и с этой точки зрения условия политики и условия, которые ему предлагают власти, сильно связаны с декларируемой стратегией развития региона. Инвестору важно общее отношение и понимание администрацией региона того, как будет развиваться промышленность, будет ли развиваться городская среда, будут ли новые инвестиционные проекты, потому что очень дорого входить в новый регион на один проект. Правильный инвестор входит даже не на один квартал.
— Какую модель взаимодействия между инвесторами и властью вы считаете наиболее перспективной для регионов?
— Наиболее интересна та модель, которая просчитываема. Картинка должна быть внятной и ясной для всех участников процесса, потому что именно в этом случае инвестору интересно заходить надолго.
— Может как-то бизнес привлечь в свой проект инвестора, не опираясь на власть?
— Нет. Зависимость от администрации все же очень сильна. В бизнесе главное - предсказуемость, потому что тогда он может направлять ресурсы без рисков. Важна преемственность, непрерывность - словом, устойчивость. Все остальное уже выходит из этой устойчивости. Другое дело, что существует еще множество других инструментов: налоговая политика региона, политика программ поддержки малого и среднего бизнеса. Если регион активен, он всегда сможет договориться с инвесторами. Но вместе с тем есть вещи, которые от региона не зависят, - это федеральное законодательство. Например, в Российской Федерации сама девелоперская деятельность нелегальна: в законодательстве ни в одном месте нет слова «девелопер», есть «застройщик». Поэтому девелоперы по закону не могут заниматься градостроительством. Вышел закон о государственно-частном партнерстве - и там нет сферы жилищного строительства. Поэтому нужны законодательные инициативы, активность в том числе на региональном уровне.
— Что же делать бизнесу, если у нас настолько несовершенное законодательство?
— Бизнес - это существо живое. Поэтому если совсем жизни нет, он «снимается» с этого места.
— Все же какие пути решения этой проблемы сегодня существуют?
— Проблема заключается во взаимодействии двух уровней власти - региональной и городской. Во всех регионах эта ситуация разворачивается по-разному: где-то эти органы власти дружат, где-то воюют. Общих рецептов здесь, увы, нет, потому что исход зависит где-то от личных качеств участников процесса, а где-то от исторических причин. Впрочем, если региональная и городская власть находятся в хороших отношениях, они могут начать договариваться, и это тоже помешает инвестклимату. Создастся климат управленческий - оттуда бизнес тоже побежит.
— Что бы вы могли посоветовать бизнесу? Какие пути взаимодействия с властью стоит искать?
— Нужно везде искать союзников. Это может быть орган власти, федеральная власть, вуз, какая-то часть экспертного сообщества, местная администрация. Без здоровых союзнических отношений и поддержки не будет роста и движения вперед.

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Предварительный список номинантов сформирован, в апреле 2024 года члены экспертного жюри встретились,...
18.04

Уже на этой неделе завершается приём заявок на участие в VI региональной Премии в сфере строительства...

29.02
Можно ли вдохнуть новую жизнь и наполнить актуальным функционалом исторический квартал в центре города? ...
28.02