Александр Лола: «Генплан не может регулировать развитие крупного города»
Развитие Самары, как и любого большого города, не может регулироваться только генеральным планом застройки. Поэтому ученые, профессиональные архитекторы и управленцы Самары и Тольятти приступили к разработке и реализации нового типа проекта – стратегической программы развития градосистемы как благоприятной среды обитания населения. В качестве эксперта был приглашен Александр Михайлович Лола, заведующий отделом Градоведения и теории города ЦНИИП Градостроительства, гранд-доктор философии, профессор, а также аккредитованный участник политики ООН в развитии поселений и разработчик российской версии «Стратегической программы развития большого города и его агломерации».
Александр Михайлович Лола уве
рен, что из 55 крупногородских агло
мераций в бассейне Волги-матушки,
которые стихийно формируются в
более крупные градосистемы – ко
нурбации, «Сызрань–Тольятти–Са
марская» – крупнейшая в России.
«Уникальность ее в том, что ее
существование признали профес
сионалы, это необходимо признать
и властям. И совместно с управлен
цами, экономистами, юристами, эко
логами, психологами, информацио
логами и системщиками приступить
к программному регулированию
ее развития. Только в этом случае
Самара способна стать научным
центром всего Волжского бассейна.
Именно в этом потенциальное пред
назначение Самарского региона», –
считает ученый. Что дает Самаре
возможность рассчитывать на статус
столицы ПФО? Что может ускорить
и замедлить ход развития города? Об
этом и многом другом мы расспроси
ли Александра Михайловича.
Александр Михайлович Лола
— Александр Михайлович, какие
инструменты можно использовать
для того, чтобы стимулировать
и регулировать процесс развития
города и региона?
— Прежде всего глубинные градосистемные механизмы. Индустриальная и научно-техническая революции создали бурно развиваемыенепредсказуемые большие города,превратили их в агломерации, болеесложные градосистемы – конурбациии и более сложные градосистемы –мегалополисы (не путать с мегаполисами – этот термин ошибочный).Итальянцы в начале ХХ века пришлик выводу: генеральные планы немогут плодотворно регулироватькрупный город, тем более его агломерацию. Город настолько динамично развивается, что никакой генпланне способен его удержать в своихрамках. Ведущие центры европейского урбанизма приступили к разработке нового типа прогнозирования,проектирования и управления развитием градосистемы, получившегоназвание «Стратегическое планирование градосистемы». Такойградосистемой стала агломерацияили многоядерная агломерация, имеющая несколько центров – крупнысвязанных между собой городов –и названная ООН конурбацией. Приэтом стратегическая программа неустраняет генплан города, а гарантирует его реализуемость.
— Вернемся к агломерации:
получается, что ее проектировать
нельзя, она способна развиваться
только естественным путем?
— Агломерация уже существует,ее нельзя придумать, создать илиспроектировать. С 1963 года я увлекаюсь исследованиями всех уровнейсистем расселения, в том числе агломерациями, их в России сложилосьуже 146. Сегодня 93 агломерациистихийно формируют 33 конурбации. Исследуя их, я руководствуюськритериями Научного центра ООНХабитат, его разработкам следуетдоверять, ибо ООН как всемирныйцентр ряда ведущих наук – демографии, социологии, экономики и поселений – отсеивает посредственные прикладные науки, с 1953 годаон мониторит развитие всехгородов-миллионников мира, ихагломераций (в том числе Самары)и представляет «лучшую практику»городского и агломерационногоуправления. Разработанная ООН«Декларация о городах и другихпоселениях в новом тысячелетии»– глубокая рекомендация по управлению развитием городов и их агломераций. В 1996 году в Стамбулена Второй Всемирной конференцииООН по поселениям был оглашенудивительный факт: за три годаООН удалось выявить во всем миретолько 24 города, обладающие «лучшей практикой» профессионального управления.
— Самара входит в это число?
— Увы, в этом списке нет ни одного города России. Мы в мире были уникальными, наши города управлялись жестким централизованным государственным управлением через отраслевые министерства. И до сих пор наши города управляются государством. У нас по-прежнему лучшим считается тот мэр, который придет в Кремль и выпросит деньги на свой город. Самара же сегодня как город-миллионник должна выполнять функции регионального, прежде всего научного, центра не только Самарской области, но значительно большей географии.
— А для чего нужно такое объединение?
— Это даже не объединение, а новое взаимное развитие более интегрированной градосистемы, основанной на новых научных, экономических, социально-пространственных и коммуникационных функциях профессионального управления.
— Некоторые эксперты считают, что такие связи приведут к высасыванию из городов экономических, трудовых, интеллектуальных ресурсов, которые используются для развития внутренних целей, так ли это?
— Эти эксперты не правы: в мире более 60 мегалополисов, в России 4 сложились: Центральный Российский мегалополис из 25 агломераций вокруг Московской конурбации;Донецко-Ростовский, ныне межгосударственный мегалополис; Уральский межгосударственный мегалополис с «трансграничными» связями трех агломераций Казахстана; рождается Северо-Кавказский – уникальный в мире полиэтнический мегалополис, его формируют 12 агломераций – от Майкопа до Дербента, к сожалению, без участия властей.
— Почему именно Самара должна объединить регионы Поволжья?
— Самарская конурбация – достойный и созревший потенциальный центр Приволжского федерального округа. Есть множество объективных условий. Во-первых, она формируется на базе трех крупногородских агломераций: крупнейшей Самарской (1,6 млн жителей) и ее «дочерей» – Тольяттинской (потенциал в 0,960 млн жителей) и формирующейся Сызранской крупногородской агломерации (312 тысяч жителей). Во-вторых, Самарская конурбация обладает самыми развитыми хозяйственным, научно-техническим, социальным и демографическим потенциалами в бассейне Волги после Московской конурбации. В-третьих, имеет наиболее развитую транспортную инфраструктуру и занимает центральное пространственное и геополитическое положение в бассейне Волги. В-четвертых, «кадры решают все» – самарцы и тольяттинцы больше других озабочены проблемами Центральной России, они обладают лучшими научными ресурсами и самым развитым на Волге потенциалом в подготовке необходимых профессиональных кадров.
— Когда можно прогнозировать появление самарского мегалополиса? Что он будет собой представлять?
— Самарская конурбация через 10–15 лет может перерасти в мегалополис путем вовлечения Димитровградской и Ульяновской агломераций и зарождающейся Уральской агломерации Казахстана. Потребуются новые исследования и разработки, между городами-центрами будет развитая дорожная сеть, появятся новые экономические связи. Мегалополис должен быть представлен на картах и в документах государственного и регионального и городского управления. Самарская конурбация – достойный и созревший потенциальный центр Приволжского федерального округа. С учеными Самары тесно дружат коллеги Уральска, воспринявшие градосистемные принципы «трансграничного развития» городов и агломераций. Президент Нурсултан Назарбаев еще в 1998 году утвердил «Стратегию развития Республики Казахстан», основанную на опорном каркасе городов. Отрадно, что она постоянно прогнозируется и корректируется, а это ключевое требование нового типа программы. А вот в российской «Стратегии развития до 2020 года» о городах ни слова.
— Есть ли объективные причины, тормозящие и нарушающие естественный процесс развития самарской агломерации?
— Эти проблемы вам хорошо известны. В первую очередь неразвитость внутригородских транспортных сообщений. Есть и другие. Самарцам придется искать способы ограничения стихийного развития ядра Самарской конурбации, нужно будет очень тонко, с умом, контролировать процесс застройки городов объектами недвижимости. Многим придется делать выбор не в пользу всем полюбившегося центра, а в пользу окраин. Негативным примером этого может стать Москва, которую загубили исключительно коммерческим, а не пространственно-планировочным размещением строений. Это пример нужно постоянно держать в уме, чтобы не повторить допущенных ошибок. Держать вопрос на контроле способен городской архитектурный совет. В Самаре и Тольятти высокопрофессиональные архитекторы. Нужно срочно переосмыслить процесс застройки города, сделать рабочий план оптимизации размещения объектов и не идти на поводу у тех, кому хотелось бы пролоббировать свои личные интересы.
Самый большой порок новой России в том, что статья 12 и статьи 130–133 Конституции РФ не работают. В городах не созданы первичные микрорайонные сообщества, которые должны быть подлинными субъектами первичного органами САМОуправления. В странах демократии первичные органы самоуправления – это жители. Они сами решают, что делать с теми деньгами, которые выделяются городом для их микрорайона: использовать их на обновление площадок, строительство гаражей или на иные нужды. В США такие первичные комитеты экономят от 15 до 40 % бюджета города. Нам необходимо, чтобы микрорайонные сообщества и общины начали работать в городах и селах России, горожане и селяне глубже и тоньше знают, что надо и как надо улучшить в среде их обитания. В этом суть естественного развития большого и малого города, поселка и села. Инвесторы – прежде всего такие же жители и должны включатся в естественное развитие города. Инвестор должен идти за процессом, а не бежать впереди него.
Комментарии
Комментариев нет
|
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
Уже на этой неделе завершается приём заявок на участие в VI региональной Премии в сфере строительства...
29.02
Уже сейчас вы можете проверить, какие девелоперские проекты, компании в сфере строительства и недвижимости,...
13.02
Плотность событий в день вручения юбилейной региональной Премии в сфере строительства и недвижимости...
27.11