Вадим Маликов: На рынке недвижимости сохраняется стабильная интенсивность
Огромное количество данных, которые хранятся в архивах Управления Росреестра, служат основой для аналитических отчетов экспертов рынка недвижимости. Чтобы получить информацию о последних тенденциях из первых рук, редакция «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» задала интересующие читателей вопросы Вадиму Маликову, руководителю Управления Росреестра по Самарской области.
Руководитель Управления Росреестра по Самарской области, Вадим Владиславович Маликов
– Вадим Владиславович, скажите, пожалуйста, какие новые тенденции можно отметить в последнее время в сфере регистрации прав на объекты недвижимости?
– Анализируя ситуацию в целом, стоит отметить, что сохраняется абсолютная стабильность, которая наступила в 2012 году, когда были зафиксированы максимальные с 1998-го года показатели: в этом году наши специалисты рассмотрели более 800 000 заявлений. Эта цифра была зафиксирована и в 2013 году. Динамика первого полугодия 2014 года позволяет прогнозировать подобные показатели к концу года. Это стабильно высокие результаты. Представьте себе: в среднем сотрудники Управления отрабатывают более 4000 обращений в день.
– Можно ли как-то распределить эти цифры по сегментам? Например, отследить долю сделок с применением средств ипотечного кредитования? Или доли сделок с «вторичкой» и «первичкой»?
– Если говорить о показателях первого полугодия 2014 года по сравнению с аналогичными показателями 2013 года, то можно смело отметить такую тенденцию: количество сделок, совершенных с помощью инвестиционных средств и ипотеки, растет. В 2014 году этот рост составил 18 %. Это означает, что ипотечные программы пользуются популярностью у граждан. Наиболее активно ипотека развивается в Тольятти, где рост составил 11 %, а также в Самаре и Волжском районе – здесь количество зарегистрированных ипотечных сделок выросло на 36 %.
– Очень интересно, что сегодня происходит в сегменте долевого строительства?
– Должен отметить, что в этом сегменте в 2014 году наметилась серьезная динамика развития. По сравнению с первым полугодием прошлого года показатели выросли на 54 %! Откуда такая цифра? Этот всплеск объясняется изменениями в законодательстве: с 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Закон о регистрации договоров участия в долевом строительстве (ДДУ). Они обязывали застройщика при регистрации первого ДДУ представлять документы, обеспечивающие исполнение обязательств перед клиентом: либо банковскую гарантию, либо договор страхования. Зная о грядущих переменах, застройщики старались успеть зарегистрировать первый договор долевого участия по старым правилам. В связи с этим в ноябре и декабре 2013 года на регистрацию ДДУ было подано рекордное количество именно первых договоров участия в долевом строительстве, а в последующем застройщики свободно оформили все ДДУ в этих проектах.
– Кстати, столкнулись ли вы с какими-то трудностями после вступления в силу Закона об обязательном страховании застройщиков? Потому что многие застройщики серьезно размышляли на тему, есть ли жизнь после страхования.
– За первый квартал 2014 года у нас действительно не было ни одного первого договора долевого участия – участникам рынка недвижимости необходимо было понять механизмы нового закона. В какой-то момент было не совсем понятно, кто должен страховать застройщиков, и на этот вопрос не знали ответа даже страховые компании. Нужно было время, чтобы закон начал «жить» и работать. Управление Росреестра со своей стороны предприняло немало усилий, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке долевого строительства. Так, уже к марту мы провели серьезную работу с Центробанком и получили перечень страховых организаций, имеющих право оказывать услуги страхования застройщикам, – это несколько десятков компаний, которые широко представлены на территории Самарской области. Была достигнута договоренность о постоянной актуализации этого перечня. На сегодня банки включились в процесс и предоставляют гарантии на отдельные проекты. Таким образом, институт заработал, и сейчас уже нет никакой напряженности. Все приходит в норму.
– Вы отметили рост количества сделок с применением средств ипотечного кредитования. А есть изменения в регистрации подобных сделок?
– Новелл в сфере государственной регистрации прав достаточно много. Например, в июле вступили в силу изменения в Закон об ипотеке, и теперь сам договор ипотеки регистрации не подлежит. Но это не значит, что не подлежат регистрации обременения, связанные с ипотекой. Каждый договор ипотечного кредитования становится действительным только после того, как обременения будут зарегистрированы в Едином государственном реестре прав. Эти изменения не отразились на сроках регистрации обременения, но повлияли на процедуру и основания регистрации прав, а также на размер госпошлины, которую необходимо оплатить при регистрации обременения. Если раньше нужно было подать одно заявление на регистрацию договора и оплатить одну госпошлину, то теперь заявления подаются на каждый объект недвижимого имущества, причем за каждый из них оплачивается госпошлина. Крупным владельцам недвижимости это не очень выгодно, но я знаю, что этот вопрос уже стоит на повестке дня в Минэкономразвития и, вероятнее всего, размер пошлины будет снижен.
– Какие еще изменения ожидаются или планируются в ближайшее время в процедурах регистрации?
– В очередной раз отмечу, что 1 марта 2015 года, опять же в очередной раз, заканчивается действие Закона о приватизации жилищного фонда Российской Федерации. Цифры по приватизации абсолютно стабильны и находятся на уровне 2012 года, когда за шесть месяцев было зарегистрировано 10 593 договора приватизации. Всплеск был в прошлом году, когда приближался срок очередной отмены бесплатной приватизации, и специалисты Управления Росреестра за год зарегистрировали 38 558 договоров. До конца действия закона осталось несколько месяцев, поэтому уже сейчас необходимо принять решение, стоит ли приватизировать жилье.
– У вас есть данные по приватизированному жилому фонду? Что-то еще осталось неприватизированным?
– Управление Росреестра постоянно мониторит ситуацию в этом спектре недвижимости. 90 % жилья было приватизировано еще пять лет назад. Сегодня процент неприватизированного жилья в основном состоит из нового жилого фонда, который попадает в муниципальный или государственный жилой фонд и затем приватизируется – это жилье для ветеранов, многодетных семей, военнослужащих, а также жилые объекты, попадающие под другие социальные программы
– Ожидается ли «шквал» желающих приватизировать что-то ближе к 1 марта 2015 года?
– Знаете, всплеск прошлого года показал, что желающие приватизировать жилье всегда найдутся. Чтобы потом не бежать изо всех сил за последним вагоном уходящего поезда, уже сегодня необходимо для себя решить вопрос, нужна вам приватизация или нет.
– «По кабинетам ходят не люди, а документы»: как этот лозунг реализуется в работе Управления Росреестра?
– Мы достаточно серьезно продвинулись в этом вопросе за последнее время. Если раньше перечень документов, необходимых для государственной регистрации, был достаточно широк, в настоящее время он серьезно сужен и ограничен. Так, например, раньше в законе было прописано обязательное требование: к пакету документов на госрегистрацию обязательно прилагается кадастровый паспорт. Сегодня у заявителя есть право представить кадастровый паспорт, но мы можем и сами сделать запрос в Кадастровую палату. Это стало возможным после объединения органов государственной регистрации и кадастрового учета в единое ведомство – Росреестр. Буквально три года назад об этом можно было только мечтать, а сегодня это уже рядовая услуга.
То же самое касается межведомственного взаимодействия: мы проверяем все паспорта заявителей, которые обращаются за регистрацией через миграционную службу. И порой выявляем документы, которые в миграционной службе не числятся. Это дает нам повод проверить: не является ли запрос покушением на отчуждение чужой недвижимости? Несколько подобных фактов было выявлено, и права граждан удалось защитить. И это яркий пример межведомственного взаимодействия, отражающий курс на постоянное повышение качества услуг и большей защиты прав граждан.
– А как у вас получается выстраивать отношения с МФЦ? Насколько они помогают вам и насколько являются помощниками для заявителя? Разгрузили они Росреестр?
– Можно сказать, что мы в середине большого пути. При этом стоит отметить, что на сегодня Самарская область находится в первой тройке по развитию сети МФЦ среди всех субъектов Российской Федерации. У нас МФЦ созданы практически повсеместно, и почти во всех мы оказываем свои услуги. Буквально вчера (22 июля. – Прим. ред.) мы подписали соглашение с уполномоченным МФЦ, где прописан абсолютно весь алгоритм развития нашего дальнейшего взаимодействия. Если обратиться к сухим цифрам, то на сегодня из того объема документов, который отрабатывается специалистами Управления Росреестра, всего лишь 17 % принимается специалистами Управления Росреестра, 55 % – сотрудниками филиала Кадастровой палаты и 28 % обращений – специалистами МФЦ.
Согласно плану развития государственной регистрации, прописанному в дорожной карте и утвержденному Минэкономразвития, к 1 января 2015 года МФЦ должны принимать не менее 70 % документов, поступающих на госрегистрацию, постановку на кадастровый учет, предоставление информации из ЕГРП и ГКН. В Самарской области институт многофункциональных центров интенсивно развивается, и на сегодня наш регион ближе всего к указанным плановым показателям среди других субъектов Российской Федерации.
– Есть темы, которые не очень широко освещаются, и у людей не хватает информации по этим вопросам. Имеется в виду регистрация собственности участков под многоквартирными домами. Ставятся ли на учет такие земельные участки?
– Вводный закон к Земельному кодексу очень четко определяет момент возникновения права на такой участок – он не связан с регистрацией прав в Едином государственном реестре прав. Право собственности в многоквартирном доме возникает с момента постановки этого земельного участка на кадастровый учет. Как только это произошло, сразу возникает право общей долевой собственности всех собственников квартир в доме. С этого же момента возникает и право собственности на участок. Второй вопрос: кто может подать заявление о постановке на кадастровый учет? Ответ простой: это может сделать любое лицо – от представителя муниципалитета до представителя инициативной группы ТСЖ. Этим определяется вопрос интереса. Муниципалитет заинтересован в постановке этих участков на кадастровый учет, потому что при возникновении права собственности сразу же возникает другой процесс, связанный с правом собственности – уплата налогов. Поэтому у муниципалитета есть прямой интерес, чтобы все участки стояли на кадастровом учете. Но здесь есть и еще одна интересная тема: а какой именно участок будет поставлен на кадастровый учет? Если этим занимается муниципалитет, то, вероятнее всего, участок будет ограничен отмостками дома. А прилегающие площадки, парковки и детские площадки в участок не войдут. Если инициативу проявляют жильцы дома, то они, как правило, ставят на кадастровый учет и прилегающую территорию. В этом случае уже никто не сможет установить в вашем дворе, например, киоск. В конечном итоге все просто: или вы сами решаете, как быть с землей под вашим домом или кто-то решает это за вас.
|
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
Уже на этой неделе завершается приём заявок на участие в VI региональной Премии в сфере строительства...