Где не хватает магазинов

«Как создать комфортные условия для развития цивилизованной уличной торговли и сохранить эстетическое «лицо» крупного мегаполиса?», «При каких условиях возрастет инвестиционная привлекательность жилых «спальных» районов?», «Как решаются проблемы дефицита торговых площадей и улучшения потребительских качеств?», «Какова потребность в торговых точках?», «Какой должна быть уличная торговля в городе-миллионнике?». Ответы на эти животрепещущие вопросы по замыслу городских чиновников должна дать концепция размещения объектов потребительского рынка города, которую власти презентовали общественности.

По сути, кроме заявленных «животрепещущих вопросов», каждый потенциальный покупатель коммерческой недвижимости, который планирует «угадать» с помещением, чтобы сдавать его в аренду или открыть свой магазин, мог понять где локализуются наиболее привлекательные места для развития торговли. По научному их назвали «функциональными пустотами»или «компенсационными зонами», а на деле — это территории, которые обладают высокими характеристиками плотности населения, транспортной загруженностью, пешеходными потоками, а при этом население считает, что им не хватает магазинов. Как их выявили? Во-первых, приняли за основу то, что парадигма покупок любого человека — это возможность купить самое необходимое именно по дороге и в пределах пешеходной доступности 300 м. Во-вторых, провели анализ транспортного каркаса города и выяснили самые активные места города (остановки, максимальное количество маршрутов, пересадки с одного вида транспорта на другой), расположение всех торговых центров, рынков города и сетевых магазинов во «встройках» и отмерили окружность в те же «пешеходные» 300 м, и — самое интересное — обозначили зоны максимальной плотности населения и провели социологический опрос людей. 

Все эти показатели наложили в «один слой», в котором высветились те самые функциональные пустоты. Всего получилось, что 26 тыс кв м в разных районах города, требуют размещения и организации магазинов «шаговой доступности». Например, в результате всех исследований, вопреки «бытовым» представлениям, стало понятно, что, например, в Куйбышевском районе минимальное количество «функциональных пустот», то есть там не требуются новые магазины, а вот в Октябрьском районе, где сосредоточено много крупных ТЦ и магазинов — большой дефицит «торговый зон», то есть можно легко открывать магазины в определенных местах и они будут востребованы.

Итак, власти вывели, где и в каких местах не хватает точек обслуживания населения. Очевидно, что «закрывать» эти «функциональные пустоты» они планируют с помощью рекомендаций предпринимателям открывать там магазины. Самые мобильные точки организации торговли — это нестандартные конструкции, другими словами киоски и павильоны. Например, как объяснили власти, если раньше размещение каких либо конструкций были ограничены «красными линиями», то теперь, после принятия новых ПЗЗ (правила землепользования) они могут сдвинуться и, например, между двумя жилыми домами можно будет «воткнуть» киоск и открыть недостающий в этом районе магазин.

Дмитрий Азаров, мэр Самары: 

—  Мы понимаем, что без уличной торговли ни один город не обходится, но она должна быть законной и достойной. Совместно с нашим архитектурно-строительным университетом мы разработали обоснование размещения торговых киосков на улицах города. Есть киоски, которые имеют все необходимые документы, договоры аренды, но в силу градостроительных ограничений не могут оставаться именно на этом месте. Каждому такому предпринимателю мы предложим компенсационный земельный участок.


Кстати

Все исследования провел научный коллектив «Самарского государственного архитектурно-строительного университета» и основаны они были на обобщении социально-ориентированной стратегии развития города, типологии нестационарных объектов торговли, анализе градостроительной ситуации в каждом районе областной столицы.

В основу  научного труда легли исследования социально-ориентированной стратегии развития города, типология нестационарных объектов торговли, анализ градостроительной ситуации в каждом районе областной столицы и многое другое.

По сути, это изыскание является «инструментом», который позволит обеспечить динамичное реагирование торгового сегмента Самары на изменения, которые  происходят или будут происходить в городском пространстве, а также на возрастающие потребности населения в комфортном торгово-бытовом обслуживании.


Сейчас

Заместитель главы г. о. Самара, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Администрации г.о. Самара Вадим Кирпичников рассказал, что планомерная работа по организации цивилизованной торговли в городе ведется давно. С ноября 2010 года было вывезено более 4000 киосков, установленных с нарушениями. В апреле прошлого года была разработана новая схема размещения объектов потребрынка, в которую на сегодня включено 230 объектов. «Мы постоянно находимся в контакте с участниками рынка. Ежеквартально будем вносить коррективы… Одновременно перед нами была поставлена задача разработать проекты внешнего облика торговых точек. Проекты готовы и мы их Вам покажем» - подчеркнул Вадим Михайлович.


Завтра

Первый заместитель главы Самары Александр Карпушкин подчеркнул важность проблемы и необходимость широкого ее обсуждения: «Мы обещали тщательно разработать вопрос перспективного размещения. Сегодня только начало. Мы разместим все материалы на сайте администрации Самары… При ее формировании будут учитываться имеющиеся на данный момент торговые площади, а также их дефицит в отдельных районах, в первую очередь это касается отдаленных поселков", - отметил Александр Карпушкин. Также Александр Викторович подчеркнул, что авторы только презентовали проект и призвал задавать вопросы «на понимание и уточнение, а не увлекаться критикой». Предложения будут собираться в дальнейшем.

«Что мы будем в дальнейшем делать? – продолжил Вадим Кирпичников - Все законодательные инициативы мы уже реализовали. Осталось утверждение архитектурной концепции. Необходимо время для осмысления всего этого. И у нас как раз будет пауза до 20 февраля, когда состоится форум «Самарская платформа развития бизнеса». Там мы обязательно этот проект обсудим. Также будем обсуждать отдельно по районам, с депутатами, предпринимателями и общественностью. А пока мы уже начали в районах непосредственно разработку выявленных территорий. В 377 постановление вносим изменения. Вакантные земельные участки в итоге будут предоставлены под городские нужды и предпринимателям».


Скоро

На улицах Самары появятся новые торговые павильоны (на фото). Производственное предприятие разработало простой модуль, похожий на «ящик с музыкой». Была задача доработать проект с точки зрения дизайна. Это было сделано исходя из разработанного нами принципа зонирования Самары. Городу предложено несколько проектов разной величины, разного стиля, в том числе – специально для зон различной застройки: «Модерн», «Неоклассицизм» и «Авангард». Сейчас предлагается четыре варианта размеров модуля — от 3,5 на 3,5 метра до 3,5 на 6,5 метра. Маленький модуль может быть выполнен с торговым окном, а в больших модулях — может быть дверь. Затраты на создание такого павильона невелики, так как он выполнен из "правильных", простых материалов.


А еще

Были презентованы карты районов, на которых зелеными треугольниками обозначены потенциальные места для размещения торговых точек. Для каждого района отдельно укрупнены и проанализированы функционально-пустотные зоны для перспективной застройки или размещения нестационарного торгового объекта.

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

«Самая распространенная ошибка в самарском благоустройстве — это методическое сокращение площади ...

20.09
6 июля 2022 года в 15:00 приглашаем на панельную дискуссию в рамках летнего ландшафтного форума «Традиции...
01.07
С 6 по 8 июля 2022 года в рамках Московского международного фестиваля «Сады и люди» наш город примет...
29.06