Девелоперы или ритейлеры: как открыть магазин и не умереть

Торговые центры Самары радуют покупателей новыми возможностями и завлекают интересными акциями. Каковы требования ритейлоров и возможности девелоперов на рынке Самары Мария Иванова узнала у руководителя проекта торгово-развлекательного комплекса «Аврора» Ирины Михайловской и руководителя компании Royal Estate Boutique Никиты Петухова.

Мария ИвановаМария Иванова: Действительно ли существует противостояние между девелоперами и ритейлерами? 

Ирина Михайловская: Я думаю, некоторые противоречия все-таки есть, поскольку каждый игрок защищает свои собственные интересы. Но гораздо больших результатов можно достичь, сотрудничая друг с другом.


Никита Петухов: Я считаю, противоречий нет, есть некий ринг: ситуация, когда стороны пытаются бороться и приходить к общему результату – большому количеству покупателей. Главное, чтобы в этой битве побеждали обычные люди, которым должно быть комфортно в новом магазине. Если есть какие-то противоречия, все они находятся на виду – экономия на персонале, закупках, плохая реклама. Конечно, заметно отличается тот магазин, в котором вкладываются средства в оборудование и персонал. Продажи таких магазинов только растут.

М.И.: Представители как минимум 5 ведущих федеральных торговых сетей очень высоко оценивают Самару с точки зрения развития своего бизнеса. Но совсем недавно, в кризисные годы, в Самару предпочитали не заходить. Что-то изменилось с тех пор? 

И.М.: Я думаю, совпало сразу несколько факторов, основополагающим из которых стало открытие «Меги», которая имеет пакетные соглашения с ритейлерами по всей России. Многие ритейлеры открыли там свои первые магазины в Самаре. Содержать только один магазин им невыгодно, тем более, что сейчас стали появляться выгодные предложения. Конечно, некоторые объекты требуют реконструкции, и если ничего не менять, то они просто уйдут с рынка. Их место займут новые объекты, нацеленные на комфортное времяпрепровождение людей. Я считаю, что и клиенты будут посещать не ближайший торговый центр, а тот, который наиболее комфортен.

Н.П.: Могу сказать, что желающих зайти на рынок не 5 или 7, а гораздо больше. Конечно, в период кризиса им было важнее сохранить те проекты, которые у них были. Осваивать новый регион в той ситуации было слишком тяжело. И открытие «Меги» заметно помогло – туда, где она открылась, можно заходить. Речь здесь идет о городе в целом. Если есть «Мега», значит, в ней присутствуют много брендов, люди постепенно привыкают к такому торговому центру и представленным торговым маркам. И это означает, что можно открывать торговые точки и в других местах. В основном это касается иностранных брендов. К тому же, начали появляться новые предложения, например, площадки в стрит-ритейле, которые стали заметно дешевле.

М.И.: Сейчас много говорится о том, что покупки совершают только 60% посетителей. Люди ходят в торговые центры не за покупками, а просто, чтобы погулять и провести там время. Хотя по логике и по примеру развития западных городов подобное времяпрепровождение больше характерно для стрит-ритейла. И если взять и «развернуть» торговые центры, то как раз получится грандиозный стрит-ритейл, который бы украсил город. Как Вы считаете, для нас это актуально?

Ирина МихайловскаяИ.М.: Возможно, подобный проект мог бы быть эффективным, но в российских условиях вряд ли возможен. В основном такие проекты рассчитаны на жаркие страны, где помимо лета есть и другие теплые месяцы. Я считаю, что в России, особенно в регионах, погулять в торговый центр приходят тогда, когда городские власти не могут обеспечить иное времяпрепровождения для населения.

М.И.: А есть ли в Самаре возможности для организации большой зоны стрит-ритейла? 

Н.П.: Да, старый центр города. Что-то подобное можно было организовать и на пешеходной зоне на Ленинградской или Набережной. Например, можно было бы позволить открывать магазины на первых этажах домов. Многие из них имеют историческую ценность, но достаточно разработать требования для сохранения внешнего вида здания и проведения уборки, и многие вопросы удалось бы решить. Город от этого стал бы только красивее.

Радиослушатель Алексей: Какими путями девелоперы решают вопросы с ритейлерами?

И.М.: Что касается ТК «Аврора», то все проблемы мы пытаемся решать путем переговоров, пытаемся найти компромиссы.

М.И.: А есть ли какие-либо ультиматумы, которые невозможно решить на переговорах?

И.М.: Мы исходим из заключенного договора. Возможно, есть жесткие девелоперы, но мы всегда пытаемся договариваться. Я точно знаю, что недовольных и обиженных на нас нет.

Радиослушатель: Сколько крупных торговых центров нужно Самаре?

И.М.: На мой взгляд, пяти крупных объектов будет достаточно: два за пределами города и три – в городе.

М.И.: Насколько крупным должен быть объект?

И.М.: От 50 000 кв. м общей площади.

Радиослушатель Николай: Как Вы относитесь к киоскам в метро и подземных переходах? Есть ли у них будущее?

Никита ПетуховН.П.: Развитие такой сети магазинов возможно, если у города будет четкая политика работы с этими магазинами. Как и везде, здесь нужен цивилизованный подход: нужно четко определять места торговли, оформление торговых точек и учитывать другие возможные факторы. Например, в строящихся станциях уже можно закладывать места для торговых точек.

Радиослушатель Евгений: Какие ТЦ Вы бы отметили как лучшие в Самаре? Какие Вы сами посещаете?

И.М.: Сейчас «Мега» тот торговый комплекс, где можно встретить очень много знакомых. Туда действительно хочется приехать с семьей, потому как там есть, чем занять ребенка, представлены интересные торговые марки. Еще можно отметить «Парк Хаус» с уже устоявшейся аудиторией. Конечно, чаще всего посещаю «Аврору», где я работаю. К концу года мы постараемся открыть новую очередь, в которой, я надеюсь, будет интересно всем жителям Самары.

М.И.: Какие еще проекты будут реализованы в ТЦ «Аврора»? Сейчас из-под торгового центра уже выезжает трамвай, но планируется, что под ТЦ будет еще и автовокзал, и гигантская парковка. Ирина, расскажите об этом.

И.М.: Мы сейчас ведем строительство третьей очереди, все отмеченные Вами изменения действительно будут. Я уверена, что все это делается на благо города. Прежде всего, перед нами стоит задача открыть объект, который будет интересен жителям Самары, позволит предоставить им те услуги, которых сейчас как раз недостает нашему городу. По сравнению с сегодняшним количеством магазинов торговая площадь увеличится в два раза. Основной акцент мы сделаем на развлекательную часть. Сейчас девелоперы мало вниманию уделяют развлекательным торговым площадям, потому как требуются серьезные инвестиции. Это часто оказывается невыгодно – гораздо проще порезать все на магазины и получить гораздо более быстрый возврат вложенных средств. Но мы хотим предложить горожанам что-то действительно уникальное. У нас будет самая большая в Самарской области зона развлечений, ледовый каток, парк аттракционов, планируем проект небольшого зоопарка, зону ресторанов и фудкорта, боулинг и фитнес-центр. Все будет расположено на одном уровне. Отдельное внимание уделю парковке: она расположиться на верхних этажах, но пасть туда будет достаточно просто. Посетители смогут оставлять машины в крытом и чистом месте, зайдут на эскалатор и попадут в торговый комплекс. Это будет действительно развлекательный комплекс для всей семьи, куда приятно прийти людям любого возраста.

Радиослушатель Татьяна: Почему во всех торговых центрах так много народу?

Н.П.: Там и должно быть много народу. Сейчас девелоперы пытаются перераспределить потоки посетителей и сделать так, чтобы люди из Зубчаниновки или 116-го километра не ездили в «Мегу», а имели возможности посещать торговые центры поближе.

Девелоперы или ритейлеры: как открыть магазин и не умеретьМ.И.: Что нужно сделать, чтобы люди ходили в торговый центр?

Н.П.: Конечно, нужен комфорт. Чем комфортнее человеку в торговом центре, тем дольше он там будет оставаться и думать, что еще ему купить. Очень важно правильно организовать пространство. Например, в «Мегу» приходит огромное количество народу, но пространство организовано так, что скопление людей просто не ощущается.

И.М.: В «Меге» очень хорошо дышится еще и из-за того, что там высокие потолки и галереи, в то время как в других торговых комплексах мы ограничены давящими поверхностями. В будущем успех ТК обеспечит сочетания большого шопинга, хорошего дизайна, комфорта и интересных развлечений и событий, которые должны проводиться регулярно. Посетители должны ощущать, что все действительно сделано для них. 

М.И.: От чего еще зависит посещаемость? Есть такая фраза: важнее КАК человек должен выезжать из торгового центра, нежели КАК заезжать.

Н.П.: Это тоже комфорт. Некоторые могут больше не приезжать в торговый центр только из-за неудобной парковки.

М.И.: А что за повальное увлечение размещать в торговых центрах фитнес-клубы?

Н.П.: В большей степени это связано с развитием самого фитнеса. Достаточно сложно построить полноценный фитнес-клуб. В торговом центре же уже есть готовая площадка. Фитнес-клубы получают хорошее помещение, в которое не так и много нужно вложить, а девелоперы получают лояльных посетителей, которые придут в любом случае.

Радиослушатель Роман: За какую плату можно открыть магазин в крупном торговом центре нашего города?

Н.П.: В больших ТЦ города арендная плата варьируется в диапазоне 1 000-4 000 руб/кв м.

И.М.: Многое зависит от формата, направленности торговой группы, привлекательности бренда, этажности. Подход всегда индивидуален.

Девелоперы или ритейлеры: как открыть магазин и не умеретьРадиослушатель: Хочу узнать Ваше мнение по поводу платных парковок. Что это, пренебрежительное отношение к своим посетителям?

И.М.: Конечно, назначать плату за парковку – это право девелопера. Лично я к этому отношусь отрицательно. В «Авроре» парковка останется бесплатной. Но часто случается, что на нашей парковке свои автомобили паркуют работники соседних офисных зданий и занимают на целый день места. Чтобы подобных ситуаций не возникало, мы, скорее всего, будем взимать плату за длительную стоянку - более пяти часов. Для тех, кто работает в магазине, мы сделаем отдельную служебную парковку.

Радиослушатель: Мне кажется, торговые центры должны отличаться друг от друга. Например, «Мега» отличается от всех, рядом с ТК «Московский» есть аквапарк, в «Космопорте» имеется «Ашан». Это отличия и дает им преимущества. Как Вы считаете, так ли это?

И.М.: Я согласна, отличаться нужно обязательно. Новшества, которые имеет каждый открывающийся торговый центр – это залог успеха. Сейчас, открывая торговый центр, нельзя быть уверенным в том, что он будет востребован. Обязательно должна быть изюминка.

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Галерея крупноформатных объектов торговой недвижимости, выставленных на продажу в Самаре в 2022 году,...
25.10
14 апреля 2022 в Казани на площадке коворкинга «Smart Space» состоялась дискуссия «COWORKING STYLE:...
19.04
С конца февраля — начала марта 2022 года мировые бренды друг за другом начали сообщать о приостановке...
14.03