Авторская колонка. Никита Петухов: «Сегодня у одного-единственного здания не получится раскачать рынок, если объекты по соседству будут «выключены»
Осенью 2021 года на рынок Самары почти параллельно вышло несколько крупных объектов недвижимости. На примере двух зданий в историческом центре города полномочный представитель Российской Гильдии Управляющих и Девелоперов в Самарской области, генеральный директор консалтинговой компании REC Никита Петухов рассуждает о том, кто и как меняет рынок коммерческой недвижимости в Самаре.
Сегодняшнее состояние сегмента коммерческой недвижимости может многим показаться странным: на рынке Самары выставляется много дорогих объектов. По каким-то проходят сделки, какие-то стоят годами, а ряд объектов реализуются через торги — так или иначе происходит движение объектов. И это абсолютно логичный процесс. Посмотрим на это на примере двух крупных коммерческих помещений.
Первое — выставленное на продажу помещение на ул. Ленинградской, 37. Зданием бывшей гостиницы «Националь» владеет отельер. Почему он принял решение о продаже вместо того, чтобы самому развивать здесь бизнес? Возможно, не хочет считать экономику восстановления объекта культурного наследия или входить в диалог с городом? Между тем потенциал у объекта есть. Перспективным могло бы стать размещение здесь апартаментов. Думаю, Самара уже доросла до проектов, особенностью которых могло бы стать их историческое прошлое. Это объективно красивое здание в хорошей локации. И если найти баланс между восстановлением объекта культурного наследия и стоимостью будущих апартаментов, концепция может получить право на жизнь. Первый и второй этажи абсолютно пригодны для коммерческого использования. На выходе мы могли бы получить проект московского уровня.
Однако пока браться за подобный проект никто не хочет: его сложно оценить. Сама идея пока выглядит трудно реализуемой. Но, повторюсь, если взять волю в кулак и все просчитать, то проект такого уровня в историческом центре вполне может реализоваться, пусть и со сроком окупаемости дольше обычного.
Второму коммерческому гиганту в центре города — зданию ТЦ «Юность» – тоже нужна своя концепция. Вообще на этом перекрестке сосредоточилось несколько объектов, которые никак не используются: « Галерея Атриум», «Дом обуви», бывший магазин «Русь», комплекс помещения при входе в «Галерею Атриум», здания/помещения на ул. Молодогвардейской 104, 106. На некоторые из этих площадей приходили крупные операторы: интересовались и были готовы купить. Но проблема в том, что собственники считают эти площади какими-то особенными и в диалог, как правило, не вступают. Но хоть сами помещения пока простаивают, сознание горожан уже меняется. Там проходят выставки, перформансы, и другие мероприятия. В будущем владельцам предстоит искать баланс между дорогой коммерческой составляющей этих объектов (например, отдать в реализацию хотя бы часть помещения) и креативной экономикой, которая позволит этим зданиям не пустовать. Если креативный бизнес уйдет внутрь, а бренды сформируют фронтальную часть, этот симбиоз будет работать.
Очевидно, что из ТЦ «Юность» уже не получится суперсовременный торговый центр, да и нужно ли? Не пришло ли время изменить подход и формировать не только отдельно стоящие здания, но и целые перекрестки, улицы? Сегодня у одного-единственного объекта не получится раскачать рынок и аудиторию, если объекты по соседству будут «выключены». Но если действовать сообща и в рамках целостной концепции, то может получиться что-то интересное и востребованное.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
основатель ассоциации ресторанов Milimon Family