Авторская колонка. Мария Иванова: «Пусть ТЦ «Юность» покажет всем другой пример»
В контексте очередной попытки собственника продать здание торгового центра «Юность» эксперт рынка недвижимости, заместитель генерального директора УК «Альянс-Менеджмент» и советник руководителя в ПФ Российского аукционного дома Мария Иванова вспоминает о предыдущем опыте продажи этого объекта и рассуждает об ответственности владения зданиями с историей, а также о перспективах «Юности» в Самаре.
Всем известный собственник вновь решил продать ТЦ «Юность». Он, как в спортзале, исполнил уже несколько подходов к снаряду. А сейчас, как хрущевку или карбюратор от ВАЗ 2108, выставил на Авито. По цене 365 млн руб.
Более 3 лет назад я участвовала в одном из этих подходов, и готовила поручение Российскому аукционному дому на продажу ТЦ «Юность». В то время объект был свежее на 3 года и дороже на 38 млн руб.
Мы согласовали цену продажи 403 млн руб. Сейчас объект выставлен за 365 млн руб. То есть все эти 3 года объект дешевел на 1 млн рублей в месяц. Так себе капитализация.
Тогда у нас ничего не состоялось, так как собственник требовал исключить из договора очень важный пункт. О том, что если он — доверитель — продаёт объект в течении 6 месяцев после окончания действия договора поручения людям, о существовании и интересе которых стало известно в процессе исполнения второй стороной своих обязательств, доверитель-таки платит поверенному вознаграждение 1,5% от суммы сделки. Это была моя принципиальная позиция.
Понимаете, да? Зачем этот пункт, особенно в договоре с собственником ТЦ «Юность»? Но он категорически его не согласовал, и мы разбежались по своим углам.
В период интереса к «Юности», существовало несколько концепций развития этого объекта: утилитарная и созидающая. Первый вариант — самый простой, торговля — только умытая и причёсанная. Второй — ресторанная галерея и коворкинг-пространство. С учётом затрат на потенциальную реконструкцию, авторы созидательной концепции ждали другой цены. А адепты утилитарного подхода — и вовсе не готовы в рынке платить.
Почём и кому бы сейчас ни был продан этот объект — главное, чтобы он получил общественно значимую функцию и оживил эту локацию.
Потому что по иронии судьбы в этом знаковом месте объектами владеют не самые прогрессивные и дружелюбные собственники. Скажем так.
От их позиции и отношения к вопросу, в том числе, зависит общественное звучание этого места. Что владелец помещений Дома обуви не блещет способностью развивать, договариваться и включать объекты в жизнь территории, что чрезмерно скромный — до паутины — владелец особняка на ул. Молодогвардейской гонит всех интересантов как диверсантов и годами не пускает в него арендаторов, закрывает ворота при любом удобном случае и сам прячется в домике. Все парни как на подбор.
Конечно, владеть такими объектами — не то же самое, что владеть, например, автомобилем. Есть некая общественная нагрузка и, не побоюсь этого слова, — ответственность, так как «запускать» и выключать объекты из потребительского оборота в угоду своему представлению о прекрасном — не гуманно.
Это же относится и к ТЦ «Юность».
Так пусть она покажет всем другой пример.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
основатель ассоциации ресторанов Milimon Family