Выживаем сообща: стратегия для арендаторов и собственников
Арендаторы коммерческой недвижимости сейчас переживают непростые времена. Впрочем, арендодателям не легче. Введенный режим самоизоляции перекрыл клиентоориентированному бизнесу кислород: одним нечем платить за аренду помещения, другим неоткуда ждать рентных поступлений.
Курс на снижение
Бизнесмены, арендующие коммерческие площади, сегодня похожи на банковских заемщиков: и те, и другие мечтают о каникулах. В течение последней недели марта и первой недели апреля многие арендаторы города обратились к собственникам помещений с письменными просьбами об арендных каникулах или хотя бы о снижении ставки. «Мы договорились с собственником до конца апреля. Будем платить 50% от стоимости аренды, а дальше посмотрим», - рассказали представители бизнеса в медицинской сфере, арендующие процедурный кабинет в одном из центральных районов Самары. «Владелец помещения пошел навстречу и в ответ на нашу просьбу снизил арендную плату примерно на 70%», - рассказали нам в одном из небольших заведений общепита. Обе иллюстрации подтверждают современную тенденцию рынка: арендаторы из разных клиентоориентированных сфер стараются договориться с собственниками помещений если не о полных арендных каникулах на какой-то период, то хотя бы о существенном пересмотре ставки. Финальных сроков такого вынужденного положения не знает никто: стараются договориться до конца месяца, а там как пойдет.
Как клиентоориентированный бизнес выходит из ситуации?
По объективным причинам посещаемость заведений общепита, сервисных компаний, частных медицинских и образовательных центров, заведений из сферы красоты и многих других направлений бизнеса резко упала. Как предприниматели выходят из этой ситуации? Рестораторы развивают доставку - и маржинальность у этого процесса, очевидно, меньше. Особенно если учесть, что популярность самого формата ресторанной доставки в Самаре ощутимо ниже, чем в Москве. Тренеры и преподаватели развивают онлайн-формат обучения. «Мой ребёнок ходит в развивающий клуб. Когда только началась вся история с коронавирусом, в клубе предприняли дополнительные меры для дезинфекции, - рассказывает жительница Самары Ольга Игнатенко. - А потом заниматься запретили вовсе, и мы перешли в режим занятий по видеоконференции Zoom. Ежемесячную плату за уроки снизили на 50%, и многие в этой ситуации поддержали детский клуб. Весь апрель занимаемся в таком формате, а дальше посмотрим».
Арендатор и арендодатель в одной лодке
В текущей ситуации коммерческая недвижимость сама по себе теряет ценность. Она больше не может производить свой «продукт» — поток потенциальных покупателей, уходит в онлайн (а вслед за ними тянется и бизнес, чтобы хоть как-то выживать).
Конечно, карантин рано или поздно закончится. Клиентоориентированный бизнес вернётся на арендуемые площади. Но, как это принято сейчас говорить относительно всей ситуации с пандемией, «мир уже не будет прежним».
По статистике аналитиков онлайн CRM-системы amoCRM, продажи в предприятиях малого бизнеса в крупных городах страны на последней неделе марта сравнялись с первой нерабочей неделей января. Очевидно, Самара подтянулась к этой неутешительной статистике в первые дни апреля, когда режим самоизоляции оказался наиболее жестким.
Можно предположить, что важным правилом выживания в нынешней ситуации станет гибкость. Гибкость арендатора, который найдёт новые форматы, грамотно использует резервы и сможет удержаться на плаву. И гибкость арендодателя, который пойдет навстречу просьбе арендатора о коррекции ставки. Ведь если к собственнику приходит арендатор с просьбой снизить аренду, то логично предположить, что он хочет сохранить бизнес и остаться на занимаемой площади. А значит, глобальные цели у обоих участников диалога совпадают.
|