Магазины у дома побеждают большой ритейл?

Магазины у дома побеждают большой ритейл?

Вместо организованной поездки в крупный гипермаркет - забежать в «Пятерочку» возле дома по дороге с работы. Меняется тип потребления - меняются востребованные форматы торговой недвижимости. Пока мы ещё в самом начале этого процесса, но даже на стартовом этапе магазины у дома имеют больше шансов и перспектив. И у этого предположения есть доказательства. 

Покупать возле дома удобнее

Для крупных ритейлеров период с конца 2019-го - начала 2020 года оказался этапом публичных признаний. Суть их сводилась к одному: формат гипермаркетов уязвим. О планах по закрытию и реновации крупных торговых площадей заявили владельцы «Карусели», «Ленты», «Ашана» и «Магнита». Во многих городах процесс уже стартовал: закрываются нерентабельные торговые площади, и финальная покупательская активность в процессе ликвидации товарных остатков попадает в новостные сводки. Люди интересуются распродажами в закрывающихся гипермаркетах, но в обычной жизни все чаще выбирают магазины у дома.


Ещё в конце прошлого года представители компании X5 Retail Group сообщили о грядущей трансформации «Каруселей». До 2022 компания планирует закрыть 20 гипермаркетов, а на месте 34 магазинов — открыть магазины «Перекресток». Также в 2020 году регионам не стоит ждать открытия новых магазинов сети «Ашан».


Причина планируемой оптимизации больших торговых площадей - в росте активности маленьких форматов. Магазины у дома теснят гипермаркеты, и этот процесс становится все более отчетливым. Почему небольшие «Пятёрочки» и «Магниты» становятся удобнее «гиперов»? Изначально магазины у дома создавались как формат торговли для экономии времени, это и сделало его массово востребованным. Постепенно традиция закупать продукты и бытовые товары на неделю-две вперёд уступила место традиции регулярно заходить в магазин у дома за всем необходимым. Структура спроса изменилась, и магазины у дома приняли в этом активное участие.


К тому же сетевые гипермаркеты лишились своего важного преимущества - более низких цен. Акции и распродажи с завидной периодичностью устраивают все сетевики, а если основные товары из продуктовой корзины стоят примерно одинаково - зачем отправляться за ними в большой магазин? Эксклюзивных товарных марок в них все меньше: те же или аналогичные товары по одинаковым или схожим ценам можно найти возле дома.


Ещё одной причиной слабеющего интереса посетителей к гипермаркетам эксперты называют рост популярности служб доставки еды (как в виде продуктов, так и готовых блюд) и онлайн-покупок. Впрочем, для Самары это пока ещё не массовый тренд.


И, наконец, общеэкономический показатель снижения покупательского спроса тоже повлиял на популярность магазинов у дома. Закупаться по-крупному многие привыкли перед праздниками. А для повседневных покупок достаточно небольших «Пятерочек» и «Магнитов».


Сами ритейлеры соглашаются: форматы небольших магазинов и супермаркетов сегодня более востребованы, чем их гиперсобратья. По официальной статистике Х5 Retail Group, 80% всей выручки приносят «Пятерочки», специализирующиеся как раз на формате «магазин у дома». Супермаркеты «Перекресток» приносят компании 15% дохода, а гипермаркеты «Карусель» - порядка 5%.


В официальном сообщении генеральный директор компании «Лента» Герман Тинга заявил: «Мы не удовлетворены нашими показателями в 2019 году и особенно в четвертом квартале. Частично они отражают происходящие изменения в поведении покупателей и конкурентной среде». В 2019 году компания закрыла три гипермаркета и семь супермаркетов.


Перспективы сетевых гипермаркетов

Разумеется, говорить о том, что крупные ритейл-форматы безнадёжно устаревают, и прогнозировать их упадок преждевременно. Более того, стоит взглянуть на стабильные вечерние очереди у касс в «Ашане» ТРК «Космопорт» или в «Ленте» ТРК «Аврора Молл» и таких мыслей просто не возникнет.


Однако в то же время очевидно, что торговые сети на пути к видоизменению привычного облика своих гиперплощадок. Уже сейчас заметен вектор на собственное производство: ритейлеры расширяют ассортимент готовой еды и выпечки, активнее работают с событийным маркетингом. Представители X5 Retail Group, в свою очередь, анонсировали планы по созданию гастромаркетов на занимаемых больших площадях. Это значит, что будут развиваться пространства с готовой едой и возможностью дегустировать и полноценно питаться, не выходя за пределы магазина.


Сетевые гипермаркеты по-прежнему воспринимаются как якорные арендаторы, это пока неизменно. В новом самарском ТЦ «Эль Рио» гипермаркет «Лента» открылся первым - как и полагается «якорю». По словам генерального директора консалтинговой компании REC Никиты Петухова, до Самары тренд на оптимизацию гипермаркетов пока не дошёл. «Хотя количество «Пятерочек» и «Магнитов», открывшихся за последнее время, действительно позволяет людям покупать товары и продукты первой необходимости каждый день возле дома. Многие не видят смысла ездить в большие гипермаркеты или существенно сокращают количество своих визитов. Не стоит ожидать лавинообразного падения посещаемости гипермаркетов, но снижение темпов роста этих площадей мы однозначно будем наблюдать».


Если процесс оптимизации крупных торговых площадей, занимаемых сейчас гипермаркетами, продолжится, какими будут перспективы использования этих пространств? То есть если предположить, что какому-нибудь гипермаркету станет слишком просторно на занимаемой площади, по какому пути может пойти оптимизация? «По первому пути уже идут Spar, «Перекрёсток» и некоторые другие, - говорит Никита Петухов. - Часть территории уходит под зону самообслуживания, фудкорта или отдельные стойки с готовыми и свежими продуктами. Второй вариант оптимизации большой площади - это отрезать излишек и отдать торговому центру обратно. Эту стратегию сегодня тоже уже выбирают. И третий вариант развития - пространство сдвигается внутрь, кассовая зона оказывается ближе к центру, а затем освободившееся пространство занимают секции, которые работают на посетителей торговой части. Этот процесс тоже можем уже наблюдать в торговых центрах».


ТОЛЬКО ЦИФРЫ


  • 13,3% составил рост чистой розничной выручки сети X5 Retail Group в 2019 году.

  • 4% составил рост выручки от розничных продаж в магазинах сети «Лента». При этом общая выручка в IV квартале сократилась на - 1,4% по сравнению с IV кварталом 2018 года.

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Торговые и офисные центры потихоньку оживают. Каким будет восстановление рынка коммерческой недвижим...
03.07
В связи с продолжающимся на территории региона частичным режимом самоизоляции и временным запретом н...
03.07
В мае скандальная стена, огораживающая лучшие точки обзора на площади Славы в Самаре, вновь замелька...
25.06