Подпишись на наш Телеграм-канал!
Прогуляемся по Куйбышева?

Прогуляемся по Куйбышева?

Прошедший мундиаль принес городу не только стадион с инфраструктурой, новые дороги и туристов со всего света. Еще одним ощутимым последствием стало появление в городе локации, объединившей горожан и приезжих, ставшей центром пешеходного трафика и настоящей точкой притяжения. Есть ли шансы у улицы Куйбышева стать полноценно пешеходной, новой визитной карточкой города? Или любовь самарцев гулять в центре остынет, а сама Куйбышева опустеет со временем?

Пешеходная Куйбышева: горожане ЗА и ПРОТИВ

С приходом в Самару матчей мундиаля-2018 одна из главных улиц исторического центра – улица Куйбышева – стала пешеходной. И эта трансформация оказалась одним из ярчайших впечатлений эпохи чемпионата для многих горожан. Равнодушных действительно не было: люди прогуливались по Куйбышева семьями, катались на велосипедах, самокатах и гироскутерах, катали в колясках детей, отдыхали на террасах ресторанов и кафе прямо на тротуарах и много фотографировались. Улица Куйбышева за мундиальные недели видела и более экзотичные явления – выступления диджеев и танцоров, карнавальные шествия и мини-оркестры и, конечно, туристические - без преувеличения - толпы. Все это время проезд был закрыт, припарковаться на любой из сторон улицы было невозможно.


Еще до окончания ЧМ-2018 горожане начали предполагать в соцсетях: «Вот бы так было всегда!», «А что если улицу сделать пешеходной, как Ленинградку?». Эти мысли и эмоции вылились в адресованную властям просьбу-предложение: придать улице Куйбышева статус пешеходной локации. В ответ – подготовка документации, которая зафиксирует пешеходный статус улицы на выходные дни до конца лета.


18 июля стало известно, что эксперимент выходного дня все же состоится: улица Куйбышева будет пешеходной каждые субботу и воскресенье с 21 июля по 2 сентября. Как сообщили в городской администрации, «для автомобилистов перекроют участок от Венцека до Красноармейской. Исключением являются спецмашины полиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, центра медицины катастроф. В связи с перекрытием автобусы № 24, 37, 46, 47, 61, 92, 247, 261, 295, 297, а также троллейбус № 6 будут ходить только до площади Революции. Работу троллейбусного маршрута № 16 приостановят».


На самом деле, для городской среды это явление уникальное. Самарцы задумались о статусе одной из центральных улиц города и предложили его поменять. Безусловно, у проекта «пешеходная улица Куйбышева» изначально были противники. Многие жители близлежащих домов регулярно жаловались на шум в позднее время, на неудобства с парковкой – их ежедневная дорога домой превратилась в испытание. Нетрудно предположить, что и закрепление улицы Куйбышева в статусе пешеходной локации (пусть лишь в определенные дни недели) едва ли вызовет у этой группы горожан положительную оценку.


«Всё-таки самое крутое решение к чемпионату мира по футболу — это отдать улицу Куйбышева людям. Дмитрий Азаров, если этот твит наберет 1000 репостов, отдадите улицу на каждые выходные?» — написал житель Самары Павел Самойлов.

Пост в итоге набрал более 30 тысяч просмотров, загаданную тысячу репостов и принципиальное согласие от и.о. губернатора. 

Неутешительные перспективы торговой «встройки»

В этой истории есть еще одна участвующая и небезразличная сторона – бизнес, работающий на улице Куйбышева. Напомним, что арендные ставки и цены на коммерческую недвижимость здесь на протяжении долгих лет оцениваются как «перегретые». Разместить магазин или ресторан на улице Куйбышева априори дорого, и подтверждение этому легко можно найти в актуальной экспозиции предложений (см. таблицу объектов, выставленных на продажу и предлагаемых к аренде).


Как собственники бизнеса и арендаторы отнеслись к тому, что автомобильный трафик вокруг них оказался парализован на месяц, а пешеходный трафик превратился исключительно в туристическо-прогуливающийся? По нашим наблюдениям, многие магазины, расположенные на первой линии Куйбышева, в пиковые часы пешеходного трафика были закрыты. «В связи с проведением игр чемпионата ожидали больших убытков, - рассказал продавец одного из бутиков. – Так и получилось, многие из постоянных посетителей не доезжали. За месяц потеряли не менее 200 тысяч рублей, при обычной ситуации в июне магазин бы их заработал. Аналогичная ситуация у многих наших соседей, многие признаются, что иностранные гости покупали немного».


Вероятно, что существенная доля торгового бизнеса во «встройке» на Куйбышева работает именно с повседневным автомобильным трафиком: посетители приезжают и паркуются здесь же, на одной из сторон улицы. Закрытая от машин локация, очевидно, принесет бизнесу убытки. Впрочем, это касается в большей степени торговли, а вот рестораны, кафе и бары, напротив, недостатка в посетителях на улице Куйбышева не ощущали.

 

Актуальная экспозиция объектов коммерческой недвижимости на ул. Куйбышева (июль, 2018 г.)

Описание объекта

Общая площадь

Арендная ставка

Помещения в отдельно стоящем здании на ул. Куйбышева, 128

1-я линия, свободная планировка, высота потолков – 3,8 м, два отдельных входа, витринные окна.

140 кв. м

165 кв. м

1250 руб./кв. м

590 руб./кв. м

Торговое помещение на ул. Куйбышева, 70

1-й этаж, 1-я линия, 3 входа и 1 служебный. Евроремонт, витринные окна, высота потолков 4,5 м. Все коммуникации (мощность 15 кВт)

103,9 кв. м

1700 руб./кв. м

Торговое помещение на ул. Куйбышева/ Ленинградской

1-й этаж, отдельный вход, качественный ремонт, витринные окна, свободная планировка, все коммуникации (мощность 200 кВт)

325 кв. м

1000 руб./кв. м

Торговое помещение на ул. Куйбышева, 113

Отдельный вход, 1-я линия, все коммуникации (мощность 35 кВт), витринные окна. Планировка под кафе или бутик (торговый зал площадью 83 кв. м).

129,5 кв. м

1661 руб./кв. м

Офисное помещение на ул. Куйбышева, 90

3-й этаж 5-этажного здания, 3 комнаты, хороший ремонт, все коммуникации, охрана, мебель

64 кв. м

750 руб./кв. м


Куй2.jpg

А что если? Перспективы пешеходной улицы Куйбышева

И все же, если попытаться взглянуть шире – нужна ли городу еще одна полностью пешеходная улица? Глядя на Ленинградскую, однозначно ответить на этот вопрос сложно. За все годы своего пешеходного существования Ленинградка так и не дотянула до статуса «самарского Арбата». Безусловно, здесь есть свои точки притяжения в виде уютных лавочек с фонтанами, неплохими ресторанными заведениями с лояльной аудиторией. Вечерами здесь танцуют и поют, играют на инструментах и носятся дети. Самарский музей модерна этим летом даже выбрал Ленинградку местом проведения серии мероприятий под открытым небом. Но вся эта жизнь и движение происходят исключительно летом. В холодное время года улицу не спасают ни новогодние иллюминации, ни памятники со скамейками, ни спецпредложения от местных ресторанов и кафе. "Самарский Арбат» живет только летом, полноценного пешеходного трафика (и тем более платежеспособного спроса!) здесь пока так и не сложилось.


Временный перевод улицы Куйбышева в статус пешеходной «тропы» многие восприняли на ура, потому что это было в новинку. Мы привыкли ехать по Куйбышева, кропотливо искать место для парковки авто, привыкли разглядывать дома под строительными лесами или фальш-фасадами. А теперь у нас появилась возможность не спеша прогуляться по самой середине центральной и столь значимой улицы, рассмотреть отреставрированные фасады («Как мы не замечали столько красоты вокруг!» - писали потом восторженные самарцы в соцсетях). Неожиданный праздник всегда хочется продлить – возможно, это и есть исток общественной просьбы о сохранении пешеходного статуса улицы.


Если предположить, что улица Куйбышева действительно станет пешеходной (без компромиссов, как Ленинградская), то сохранится ли эта всеобщая эйфория надолго? При этом транспортное сообщение, с которым в историческом центре и без того проблемы, будет серьезно нарушено. Куйбышева – важнейшее звено в транспортной сети центральной части Самары, и потеря этого звена станет ощутимой для всех, кто здесь живет и работает.


А если «победит» промежуточный вариант, и улица Куйбышева будет менять свой статус: в будни – автомобильная, по выходным – пешеходная? В этом случае удар по местному бизнесу не будет столь ощутимым, но и у горожан возможность прогуляться по центру города в буквальном смысле появится лишь в выходные. Многие ли самарцы в дни, свободные от работы, выбираются в центр на прогулку? Особенно при условии, что они живут в любом из спальных районов, и путь до пересечения Куйбышева и Ленинградской займет у них от 30 минут до одного часа? Словом, вполне возможно, что плотного пешеходного трафика улице не дождаться и в выходные. Все же не мундиаль.


И тем не менее, формат пешеходной улицы, свободной от машин и наполненной разнообразными активностями для горожан, - это однозначно проявление дружелюбной городской среды. Скажем, на улице Куйбышева можно представить предновогоднюю ярмарку (подобно рождественским ярмаркам в европейских городах) со сверкающими витринами, угощением и развлечениями. Такой предновогодний «городок» вполне мог бы появляться на улице в последнюю неделю декабря, и на это время она бы становилась полностью пешеходной. Подобные трансформации могли бы происходить несколько раз в течение года, и самарцы бы знали: сегодня по Куйбышева не проехать, зато можно прогуляться. Вот только очень важно, чтобы тонкая грань между цивилизованной городской ярмаркой как активным общественным пространством и типичным российским рынком все же сохранялась. 


Люди говорят

Пешеходная Куйбышева - резонансная тема для общественного обсуждения на протяжении последнего месяца. И по сей день пользователи соцсетей не устают делиться своими впечатлениями от свежеиспечённой летней пешеходной зоны.  

Александр В.:

- Старый город днём в будни и в выходные вымирает, какое-то движение появляется только ближе к вечеру. Это как местный житель сказать могу. Перекрыть Куйбышева - это устроить транспортный коллапс. Соседние улицы с такой нагрузкой просто не справятся.

 

Андрей У.:

- Мне нравится идея сделать улицу Куйбышева пешеходной и велосипедной. Машин в городе и так предостаточно! А мест, где можно погулять, много не бывает. 

 

Кирилл Л.:

- Если Куйбышева все же станет пешеходной, хотя бы в определённые дни, то нужно решить проблему с парковкой на этой территории. Убрать запреты на стоянку на прилегающих улицах, построить хотя бы одну цивилизованную парковку. Ведь во время проведения ЧМ многие отказались от авто или просто не выезжали в Старую Самару. После ЧМ трафик вернулся в свой привычный объем - здесь и начнутся проблемы.

 

Вера Г.:

- На отдельные мероприятия улицу Куйбышева можно сделать пешеходной. Но на постоянной основе - вряд ли стоит. На время чемпионата она была востребована среди гостей города, а сами самарцы в выходные стремятся подальше от города уехать, а не по улицам в центре ходить. 

 

Екатерина А.:

- Почему бы и нет? В качестве эксперимента пешеходная улица Куйбышева многим очень понравилась! Как будет дальше - время покажет, к тому же это все пока только до конца лета.

 

Алексей Ф.:

- Пешеходная улица, чтобы стать обитаемой со значительным пешеходным трафиком, должна связывать функциональные объекты. Я не вижу в улице Куйбышева функциональной связи. Будет пустой. Такая пешеходная улица не нужна. 

 

Анна Х.:

- Улица Куйбышева в период проведения игр чемпионата заставила меня полюбить свой район ещё больше. Поэтому я за пешеходную Куйбышева! 

 

Валерия М.:

- Очень понравилось, что улицу Куйбышева сделали пешеходной. С ней вся центральная часть Самары преобразилась, стала интереснее и красивее. 

 

Алла О.:

- Кому очень хочется гулять по проезжей части улицы, пусть переедет жить на улицу Куйбышева вместе со своими семьями, детьми и родителями. И окунется в круглосуточное веселье за окном. А в выходные дни не сможет привезти домой, например, мебель, стройматериалы, технику. Ну и вывезти тоже ничего не сможет. Почему забыли про людей, проживающих на улице Куйбышева? 


Кстати

Мы спросили подписчиков ММЦ «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» в соцсетях: «Нужна ли Самаре пешеходная улица Куйбышева?». Как и ожидалось, ответы оказались очень противоречивыми, и сторонников у пешеходной Куйбышева примерно столько же, сколько и противников.


В общей сложности во всех соцсетях в опросе приняли участие не менее 100 человек. Около половины всех высказавшихся на заданный вопрос ответили утвердительно. Чуть больше трети респондентов согласились, что пешеходный статус улице нужен, но периодически – во время праздников или летнего сезона. Остальные проголосовали против появления в Самаре еще одного «Арбата».


Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ И РИТЕЙЛ В СВЕТЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

18.09
Мы зафиксировали публикации в соцсетях от участников конкурса #RSвыбираемлучших. И сейчас готовы соо...
14.09
Прошедший месяц стал для торговых центров переходным периодом восстановления. Постепенно открывались...
19.08