Михаил Мальцев: «Мы заинтересованы в строительстве новых гостиниц»

Руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев рассказал руководителю ММЦ «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» Марии Ивановой о том, что скромный ежегодный поток туристов в Самарской области объемом 800–850 человек можно и нужно увеличивать не только в преддверии Мундиаля, но и просто опираясь на туристический и рекреационный потенциал региона, который, по правде говоря, довольно высок.

Михаил Мальцев
Михаил Мальцев, руководитель департамента 
туризма Самарской области


САМАРСКИЙ ГОСТИНИЧНЫЙ КЛАСТЕР И МУНДИАЛЬ

— Михаил Викторович, как вы оцениваете гостиничный потенциал Самарской области?

— Для развития гостиничной инфраструктуры в регионе есть несколько объективных причин. Одна из них – это экономический потенциал самарско-тольяттинской агломерации, третьей в стране по степени значимости. На территории Самарской области проживает самое большое количество городских жителей по всему ПФО. Соответственно, у них есть потребность в рекреационном отдыхе. Пока эту потребность в большей степени решает выездной туризм, но думаю, что спрос населения на загородные базы отдыха в дальнейшем будет только расти. Он уже практически пиковый в сезон, но есть также перспектива развития всесезонных курортных комплексов.

— Есть ли на сегодняшний день конкретные статистические данные, сколько региону нужно гостиниц? Особенно это актуально в свете подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

— Обозначен минимальный порог: для того, чтобы соответствовать всем требованиям FIFA и полноценно принять чемпионат, нам нужно еще около трехсот номеров уровня 4–5 звезд на территории региона.

— Будет ли процесс строительства гостиниц в Самаре как-то регулироваться к 2018 году или эта сфера рынка останется открытой – сколько объектов построят инвесторы, столько и будет функционировать?

— Ограничить процесс строительства в данном случае может только сам рынок, мы же со своей стороны будем оказывать поддержку инвестиционным проектам, которые будут реализованы к Мундиалю. В ближайшее время мы сформируем пул инвесторов для освоения площадок, выбранных областным правительством, и обеспечим реализацию этих проектов. Механизмами поддержки станут налоговые льготы на реализацию новых инвестпроектов, а также субсидирование процентных ставок, которое начнет действовать со следующего года. Кроме того, у инвесторов появится возможность привлекать до 30 % средств за счет федерального бюджета, если проект будет реализовываться в рамках федерально-целевой программы по развитию внутренне-выездного туризма.

— В каких гостиницах смогут размещаться участники и гости чемпионата?

— Для размещения клиентских групп FIFA предполагаются гостиницы от трех до пяти звезд. Размещение болельщиков предполагается в отелях всех уровней, но в основном от двух звезд и выше. Все гостиницы должны быть классифицированы и иметь возможности для размещения в соответствии с требованиями FIFA. Среди этих требований, например, время транспортной доступности до стадиона – болельщики должны быть размещены в радиусе 100 км от места проведения игр чемпионата, а клиентские группы – на расстоянии, которое можно преодолеть не более чем за 40 мин.

— А объем номерного фонда имеет значение?

— Ограничений по номерному фонду нет, есть ориентировочные суммы – 1760 номеров под размещение клиентской группы FIFA, 6000 номеров – под размещение болельщиков. Соответственно, сейчас в целом номерной фонд у нас порядка 18 000, и он включает абсолютно все средства раз мещения – гостиницы, небольшие мини-отели, хостелы, санатории, пионерские лагеря. Естественно, большая их часть требует модернизации, к тому же помимо модернизации мы рассчитываем на строительство новых гостиниц. На территории региона выделено несколько кластерных проектов. Первый – в историческом центре, на стрелке рек Волги и Самары, где мы предполагаем строительство как многофункционального центра с гостиничным комплексом, так и мини-отелей, небольших ресторанов. Со временем это место станет туристическим центром. Второй кластер имеет спортивный статус, он расположится в непосредственной близости от стадиона. На этой площадке есть довольно большой земельный участок, который уже распланирован. Мы предполагаем, что там разместятся гостиницы, конгрессно-выставочный центр.

— Классификация гостиниц проводится на добровольной основе или этот процесс в скором времени станет обязательным?

— По новым требованиям законодательства с 1 июля 2015 года все средства размещения не смогут предоставлять гостиничные услуги законно, если не пройдут эту классификацию. Между тем на сегодняшний день на территории региона всего лишь три аккредитованные организации занимаются классификацией гостиниц. Учитывая, что в среднем процедура классификации занимает около двух недель, уже сейчас можно утверждать, что не все гостиницы Самары успеют пройти эту процедуру.

— Хостелы и мини-гостиницы тоже будут проходить эту процедуру?

— Да, вне зависимости от их звездности и формата. Небольшие гостиницы в итоге получают статус мини-отеля, гостиницам с фондом свыше 15 номеров присваивается звездный статус. Именно этап классификации поможет нам в следующем году понять, насколько гостиничный бизнес готов к принятию чемпионата мира.

С 1 ИЮЛЯ 2015 ГОДА ВСЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ НЕ СМОГУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ ЗАКОННО, ЕСЛИ НЕ ПРОЙДУТ КЛАССИФИКАЦИЮ.

Михаил Мальцев: «Мы заинтересованы в строительстве новых гостиниц»

«ЖИГУЛЕВСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА» – НОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАГНИТ

— Расскажите подробнее о проекте «Жигулевская жемчужина». Претендует ли этот проект на статус туристско-спортивного кластера?

— Скорее, это направление туристско-рекреационное, то есть в первую очередь этот проект предусматривает возможность отдыха на природе, экологического туризма на территории национального парка. Сейчас туристическая инфраструктура парка не способна полностью удовлетворить потребность жителей Самарской области. Поэтому весь проект ориентирован на создание всесезонных доступных курортных комплексов, которые будут взаимосвязаны транспортной инфраструктурой, смогут дополнять друг друга. В трех независимых комплексах можно будет равномерно распределить туристические потоки, чтобы не создавать дополнительную нагрузку для национального парка. Уникальность комплекса еще и в том, что он будет использовать потенциал экологического направления туризма: это место будет увязано с экологическими маршрутами в границах национального парка и заповедника.

— Разрабатывать туристические маршруты и всю развлекательную инфраструктуру комплекса будут привлеченные инвесторы или какой-то отдельный оператор?

— Это проект комплексный, спланированный так, что каждый его участник заинтересован в развитии и работает на единый синергетический эффект. На территории национального парка с его богатым природным, климатическим, историческим и культурным потенциалом не будет проблем с созданием новых туристических маршрутов. Но, безусловно, должны проводиться какие-то акции для туристов, инвесторы и операторы услуг должны объединяться. Сам по себе национальный парк уже является событийной площадкой: например, в Ширяево в этом году уже проводился фестиваль «Жигулевская вишня». Потребность в мероприятиях на территории парка у людей есть, основной сдерживающий фактор сегодня связан с транспортной логистикой. Все же в Ширяево проще добраться из Тольятти, нежели из Самары.

— Планируется ли как-то решать транспортный вопрос, если проект все-таки будет реализован?

— Одно из условий реализации проекта – это создание транспортной доступности, прежде всего для Рождествено, Подгор, Выползово – тех населенных пунктов, сообщение с которыми в межсезонье затруднено. Наиболее остро эта проблема проявляется, когда необходимо эвакуировать человека из населенного пункта или предоставить ему скорую медицинскую помощь. Поэтому проект «Жигулевская жемчужина» несет еще и социальную нагрузку. Планируется создание канатной дороги, которая обеспечит круглогодичную доступность для близлежащих сел, а также строительство дороги Подгоры–Ширяево. Так мы обеспечим кольцевую транспортную доступность из Самары и Тольятти на все территории, где планируется развитие курортного комплекса.

— Уже определен туристический маршрут по городу к чемпионату мира-2018. Где он проходит?

— Прежде всего к чемпионату мира определены гостевые маршруты – от аэропорта «Курумоч», железнодорожного и речного вокзалов. Именно эти маршруты будут создавать у гостей первое впечатление о городе – естественно, оно должно быть положительным. Вторая часть – туристический маршрут, который в основном ориентирован на исторический центр города, на улицы, которые традиционно привлекательны для экскурсий: Ленинградскую, Куйбышева, Фрунзе. Также этот маршрут включает улицы, которые будут располагаться в непосредственной близости от фанзоны. Для туристов мы будем выпускать рекомендованные маршруты с перечнем объектов, чтобы каждый мог выбрать место в историческом центре для прогулки.

С ПРИЦЕЛОМ НА ТУРИСТИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ 

— Президент указал на необходимость подготовки качественной программы наследия, которая позволила бы всем  городам,принимающим чемпионат-2018, впоследствии эффективно использовать инфраструктуру, которая сейчас активно планируется и строится. Как, по-вашему, можно впоследствии генерировать потребительские потоки в инвестиционных проектах, спрос на те же гостиницы в регионе? Как сохранить их привлекательность и востребо-ваность после 2018 года?

— На мой взгляд, в регионе есть ряд стратегических направлений, которые мы должны развивать вне зависимости от чемпионата мира 2018 года. На сегодняшний день среднегодовой туристический поток составляет от 800 до 850 человек в год, и в основной массе это люди, приезжающие с деловыми целями. Существующий объем и уровень гостиниц пока закрывает эту потребность. Однако для того, чтобы гостиничный бизнес был инвестиционно привлекателен, а сфера туризма развивалась, необходимо в первую очередь увеличить направление именно делового туризма. Нужно сформировать необходимую инфраструктуру для проведения конгрессно-выставочных мероприятий, и проект освоения площадки Радиоцентра как раз ориентирован на то, чтобы эта сфера развивалась поступательным путем. На этой территории предполагается строительство выставочного центра. Если Самара начнет позиционировать себя как один из деловых центров Поволжья и деловую активность получится поддерживать на нужном уровне, то направление делового туризма станет драйвером роста экономики. Иными словами, инвесторы, которые будут чаще приезжать на определенную территорию, будут заинтересованы во вложении средств в эту территорию.

Во-вторых, у гостиниц сейчас уже прослеживается определенная потребность в компенсации падения продаж с понедельника по выходные. Необходимо развивать направление уикендов в Самаре. Если гостиницы будут делать существенные скидки на размещение в выходные дни, нам удастся стимулировать приезд в регион с туристическими целями. А это уже туристический поток, и его активизация тесно взаимосвязана с развитием развлекательной, туристской, экскурсионной деятельности на территории региона. Для этих целей, например, в проекте планировки возле Радиоцентра есть большая парковая зона порядка 90 гектаров. Я предполагаю, что там может разместиться хороший тематический парк, который был бы посвящен космонавтике и авиации. На территории России таких парков практически нет, так что открытие такого объекта в Самаре может стать серьезной зоной роста в туристском секторе.

— Какие направления, на ваш взгляд, обладают наибольшим туристическим потенциалом в Самарской области?

— Есть направления, которые традиционно пользуются спросом и имеют туристический потенциал – это событийное направление туризма. Более 400 мероприятийпроходит на территории региона, среди них, например, разноформатные музыкальные фестивали. Это направление способно обеспечивать загрузку гостиничного фонда на территории региона. И правильно будет создать площадку, которая будет использоваться в том числе как событийная.

Еще одна возможность для развития связана с тем, что Самара, по сути, является центром речных круизов по Волге, потому что по количеству теплоходов мы занимаем третье место после Москвы и Петербурга. Около 19 теплоходов отправляется в плавание из Самары, и это отличная возможность совмещать небольшой отдых на территории Самары с последующим круизом по Волге для гостей нашего города. Это направление тоже нужно стимулировать, к тому же часть субсидий к чемпионату мира рассчитана на реконструкцию теплоходов, которые будут служить «плавучими гостиницами» на период проведения Мундиаля. В последующем это направление, будучи стабильно востребованным, продолжит равномерно развиваться.
Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Галерея крупноформатных объектов торговой недвижимости, выставленных на продажу в Самаре в 2022 году,...
25.10
14 апреля 2022 в Казани на площадке коворкинга «Smart Space» состоялась дискуссия «COWORKING STYLE:...
19.04
С конца февраля — начала марта 2022 года мировые бренды друг за другом начали сообщать о приостановке...
14.03