Подпишись на наш Телеграм-канал!

Тысяча и один центр

«Сколько еще нужно построить в Самаре торговых центров?» — заламывая руки стонет общественность. «Ровно столько, сколько нужно!» — деловито отвечают эксперты. Никто еще не отменял главный закон рынка, согласно которому спрос рождает предложение. Поэтому, пока люди готовы покупать, центры будут строить. Можно назвать и еще одну причину, по которой региональные и, в частности, самарские девелоперы продолжают инвестировать в строительство торговых центров: новым игрокам рынка ритейла нужны новые площадки. Это и крупные федеральные сети, которым стало тесно в Москве и Санкт-Петербурге, и те ритейлеры, которые не успели к разделу сфер влияния, но тоже хотят наращивать обороты.
Pentagon_city_mall.jpg
Все это ведет к тому, что, по мнению аналитиков, городу нужно больше качественных торговых центров. И главный вопрос в связи с этим не «куда тут еще больше?», как может показаться на первый взгляд, а «можно ли называть те безликие коробки, которые строили раньше и продолжают строить теперь, качественными торговыми центрами?». Для того чтобы получить на него ответ, нужно добиться четкой трактовки определения «качественный торговый центр».

Привлечь и удержать

Современный качественный торговый центр — это, во-первых, место, до которого можно дойти пешком, любуясь по пути достопримечательностями любимого города. А если вы решите приехать сюда на машине, вас ожидает удобная и доступная парковка. Это удобная навигация и тщательно подобранный пул арендаторов. Во-вторых, это качественный фудкорт, который сегодня можно найти даже в небольших торговых центрах, чтобы удовлетворить нужды ближайшего микрорайона. В-третьих, это организация досуга посетителей. Причем не только для взрослых, но и для их детей.
Торговый_центр_в_Дюссельдорфе.jpg
Можно сказать, что организация детского досуга для торгового центра важнее, чем забота о взрослых посетителях, ведь именно дети сегодня чаще всего определяют географию шопинга своих родителей, которые поедут за покупками туда, где комфортно их ребенку. Поэтому едва ли не каждый день появляются новые идеи и проекты в сфере детского досуга. Одно из самых распространенных направлений – edutainment. Это название образовано от двух слов: education и entertainment, что значит «образование» и «развлечение» соответственно. Сегодня под эти проекты в стиле edutainment выделяют огромные площади. Ярким примером такого подхода можно назвать питерский «Кидбург» – настоящий детский город, на территории которого дети проводят до 4 часов в компании опытных педагогов и аниматоров.

Как бы парадоксально это ни звучало, но торговая функция в современных центрах отходит на второй план: сегодня они становятся центрами городской среды, которые решают проблемы городской социологии. Люди назначают здесь свидания и деловые встречи, сюда они приезжают с семьей на выходные, заходят посмотреть кино или перекусить. Кроме всего прочего, формат торгового центра — это единственная возможность собрать под одной крышей арендаторов разного типа: фитнес-центр, к примеру, и продуктовый супермаркет.
www_newyearjpg_ru-184.jpg

Мы пойдем другим путём

Две главные задачи, которые должен решить торговый центр, — это привлечь покупательский трафик и как можно дольше удерживать его внимание. Памятуя про высокую конкуренцию, можно говорить о том, что сегодня каждый проект требует детально продуманной стратегии. Это касается и расположения будущего центра, который должен «поймать» трафик, и выбора «якорей», от которых сильно зависит посещаемость, и концепции развлекательной составляющей. В настоящее время от девелопера требуется не просто построить ангар, «порезать» его на секции и повесить плакат с крупными буквами «Аренда»: ему приходится не только постоянно искать новые способы привлечения посетителей, новые идеи, новые форматы, но и открывать новые имена и бренды. Для каждого квадратного метра должны быть подобраны правильный арендатор и программа эффективного использования, функция каждого элемента пространства должна быть заложена при строительстве и проектировании. Нужно не просто следовать за тенденциями, а стараться опередить их. Помните, что говорила шахматная королева из «Алисы в Зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда- то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

В Самаре в ближайшее время появится несколько новых торговых центров, например «Гудок», «Амбар» и «Бумеранг», но можно ли сказать, что все новые проекты детально просчитаны? Увы, нет. Впрочем, тут можно вернуться к тому, с чего мы начинали: все предложения на рынке продиктованы спросом. А ситуация на самарском рынке такова, что даже при кажущемся изобилии торговых центров качественные торговые площадки по-прежнему в дефиците. Что с того, что даже заброшенные моллы, построенные в далеких 60-х, которые сегодня пребывают в запустении в американской глубинке, выглядят современнее некоторых самарских «коробок» — у местных девелоперов все равно километровые листы ожидания потенциальных арендаторов. И среди них не только областные игроки — Самара интересна и для «федеральных» арендаторов, среди которых есть и продуктовые бренды, и модные бренды, и представители сферы DIY. Вот и получается, как в одном старом рекламном ролике: а если нет разницы, зачем платить больше? Как долго продлится такая ситуация, сказать сложно.

Впрочем, не все так мрачно, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что некоторые самарские девелоперы все-таки понимают, что скоро «коробки» не хватит, и серьезно подходят к проектированию. С учетом того, что многие столичные центры были построены очень давно и скоро им потребуется реконструкция, это может повысить интерес ритейлеров к нашему городу. К тому же как бы ни ругали дизайн центров нашего города, у нас пока нет ни одного центра, который нельзя было бы спасти реконструкцией. Даже у многострадального «Вавилона» еще есть шанс стать «рабочим» центром. Хотя это один из тех случаев, когда меры по спасению жизненно необходимы. И наконец, если верить увиденному на недавней выставке REX-2014, в городе должны появиться торговые центры новых форматов: department store, например. Так что поживем, как говорится, увидим!
oae_sopping  enter.jpg
Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

В конце года Поволжская Гильдия Риэлторов проводит межрегиональный Форум по недвижимости – мероприят...
11.12
Самым заметным событием в сфере коммерческой недвижимости этой осенью стала двухдневная конференция ...
25.11
Наше жилье давно перестало быть просто квадратными метрами. По признанию покупателей, им важно обустроить...
22.11