Подпишись на наш Телеграм-канал!

Вадим Кирпичников: «Главная задача – продемонстрировать предпринимателям любого уровня перспективы развития»

Планы городских властей по приведению в порядок лоточно-киосочной торговли вылились в две глобальные темы: во-первых, появилась программа развития, во-вторых, стала меняться структура развития коммерческой недвижимости. Вадим Кирпичников, руководитель департамента потребительского рынка и услуг Самары, обрисовал перспективы развития торговой инфраструктуры города специально для ММЦ «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale».

— Какие предпосылки были у создания новой концепции развития нестационарных торговых объектов?
— Я бы начал с констатации печального факта: во всем, что касается развития нестационарной торговли, мы даже по сравнению со средними российскими городами-миллионниками отстаем лет на 10–15. И даже несмотря на то, что нами уже проведен огромный объем работы, вряд ли найдется человек, который мог бы сказать, что сложившуюся на данный момент ситуацию можно описать как нормальную. Поэтому нам необходимо было форсировать процессы развития, чтоб упорядочить все объекты нестационарной торговли, во-первых, по месту, а во-вторых, по внешнему виду.

Эта работа параллельно велась в нескольких направлениях: приведение в соответствие с общей концепцией действующих объектов и борьба с теми, которые были установлены в обход закона, в том числе и создание условий для того, чтобы у всех предпринимателей был шанс вернуться в бизнес через «законную» дверь. Все эти процессы и стали предпосылками для создания новой концепции развития нестационарных торговых объектов, разработку которой мы доверили специалистам СГАСУ – не думаю, что кто-то справился бы с заданием лучше местных архитекторов, прекрасно знакомых со спецификой нашего города.

Новая концепция предлагает два направления. Первое направление — это работа с предпринимателями, деятельность которых соответствует всем нормам и требованиям, у которых имеются все разрешения, они добросовестно платят отчисления в городской бюджет – после принятия нормативно-правового акта им необходимо будет внести некоторые изменения в рабочий процесс. Второе направление — это развитие перспективной схемы, то есть выявление земельных участков, которые соответствуют всем нормам и требованиям и на которых могут в дальнейшем быть установлены объекты. Я прекрасно понимаю, что в идеале эта работа должна была занять больше времени, но у нас, к сожалению, этого времени нет. Тем не менее меня очень радует тот факт, что мы уже перешли от бумажно-проектной части работы к реально-ландшафтной и сейчас решаем вопросы на местах в тесном контакте с администрациями районов. 
овраг подпольщиков.jpg
— А с чем связано такое отставание Самары от других российских городов?
— Трудно назвать какую-то одну причину. С одной стороны, в те времена была другая экономическая и политическая реальность: другие порядки получения разрешений на торговлю, другие площадки... Но, с другой стороны, и ментальность местных предпринимателей нельзя не отметить. Вот один яркий пример: Постановление о функционировании стационарных рынков, где были прописаны все современные требования, включая обязательное капитальное здание, Правительством РФ было подписано в 2006 году. Но с учетом серьезности шага и масштабов документ получил отсрочку введения на 6 лет и вступал в законную силу с января 2013 года. Другие города эти 6 лет сложа руки не сидели: нашли инвестиции, построили здания, соответствующие всем санитарным и строительным нормам. А у нас понадеялись на авось. В итоге с 2013 года у нас в городе работает 7 разрешенных рынков.

— В основе новой концепции развития торговли лежит расчет насыщенности городских зон нестационарными торговыми объектами. Эти расчеты производили по каким-то общепринятым методикам или это уникальная разработка специалистов СГАСУ?
— Расчет насыщенности объектами потребительского рынка, о котором вы говорите, — это очень узкий сегмент общего расчета, на базе которого строилась вся эта работа. Но даже этот расчет делался с учетом всех объектов городской торговли, а не только нестационарных.

Важные факторы, которые необходимо были учитывать, – это демографические показатели и транспортные потоки. Очень важно, чтобы человек имел возможность делать покупки по пути домой без потери времени. Разумеется, для проведения подобных расчетов давно разработаны методики и велосипед изобретать не пришлось. Предвосхищая следующий вопрос, скажу сразу: перспективы развития города в проведенных расчетах учтены. Более того, полученные в результате расчетов схемы ни в коем случае не станут какой-то догмой — это постоянно обновляемая карта города, отражающая все актуальные перемены в его жизни. И появление каждого нового жилого комплекса, каждого нового крупного ТЦ будет влиять на эту карту.

— В каких районах города был выявлен дефицит торговых объектов?
— Как это ни странно, наибольший дефицит торговых объектов был выявлен в Октябрьском районе, который географически является центром Самары. Тут сходятся и пересекаются все транспортные потоки, район очень плотно населен, и в связи с этим торговых объектов не хватает.
07(119)_full-12.jpg
— Принцип работы с районами, испытывающими дефицит торговых объектов, понятен. А есть ли у вас алгоритм работы с перенасыщенными ритейлом районами?
— Давайте внесем ясность: наша работа заключается не в том, чтобы привести количество торговых объектов к некой идеальной цифре. Да и невозможно этого добиться. Наша задача, во-первых, перевести всю торговлю в законную плоскость, а во-вторых, продемонстрировать предпринимателям перспективные векторы развития.

Задачи искусственной корректировки рынка перед нашим ведомством не стоит – с этим прекрасно справятся естественные механизмы саморегуляции. На то он и рынок, чтобы реагировать на колебания спроса–предложения. Разумеется, в борьбе со всеми объектами, которые находятся «вне закона», нам приходится идти на жесткие и непопулярные меры. И в этом случае не имеет значения, где находится незаконно установленный киоск, даже если это зона со слабой насыщенностью торговыми объектами. Это наша работа. Но если зона перенасыщена, мы никакими постановлениями не заставим предпринимателей «урегулироваться». Мы обращаем внимание на перспективы, на места, где резонно начать бизнес. И наши расчеты помогают не только предпринимателям, но и коллегам из министерства имущественных отношений, которым стало проще определять вектор деятельности.

— Многие представители профессионального сообщества высказывают мнение, что город может в принципе обойтись без киосков – весь ритейл можно убрать на первые этажи жилых зданий. Что вы думаете по этому поводу?
— Мне кажется, что не нужно бросаться из крайности в крайность. Опыт других городов России и мира говорит о том, что уличный ритейл имеет право на жизнь. Другой вопрос, что и внешний вид, и классификация торговых объектов должна быть другая, да и ассортимент более сбалансированный. Впрочем, это вопрос ментальности и естественных регуляторов – рано или поздно ассортимент установится рынком.
07(119)_full-13.jpg
— В соответствии с новой концепцией развития были представлены новые стандарты киосков. Что легло в основу разработки внешнего вида?
— В первую очередь были учтены общемировые тенденции, в том числе и экономический фактор: простота базового модуля, простота сборки, дешевизна конструкции и взаимозаменяемость узлов и модулей. Должен был получиться некий конструктор, из которого можно сложить все, что нужно для органичного встраивания в архитектурный облик города. Эти киоски может производить любое профильное предприятие города.

Собственно, это еще один пример, демонстрирующий комплексность нашей работы: внедряя новый формат киосков, мы тем самым обеспечиваем загрузку мощностей самарских предприятий. В очередной раз хочу отметить: представленная концепция развития нестационарных объектов торговли – всего лишь одно из направлений большой комплексной программы по развитию самарской торговли в целом. Я смотрел архивы: до нас никто не пытался комплексно подходить к решению этой задачи. К началу 2015 года в планах закончить работу над комплексным проектом всей программы развития торговли. Чтобы у городской администрации была возможность вести адекватный диалог с крупными инвесторами, чтобы мы могли крупным сетям давать четкие рекомендации по лучшему расположению объектов.

На данный момент у нас даже базиса нет для диалога. Разумеется, эта программа должна быть увязана с генпланом и жилой застройкой, как текущей, так и перспективной. Хочется, конечно, сесть в тихом кабинете, взять чистый лист, нарисовать на нем идеальный город и красиво все описать в соответствии с теориями и методиками. Нам же приходится работать по каждому киоску, за которыми стоят судьбы людей, детей, родителей. Это совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. 

Этой планомерной работой по выведению городской торговли в законную и визуальную плоскость, чтобы вернуть городу цивилизованный внешний вид и привести торговые объекты к какому-то единому знаменателю, мы занимаемся с 2010 года. Почему, по-вашему, в 2012 году темпы роста розничной торговли по Самаре в 2,5 раза опередили общий темп роста экономики? Думаете, потому что люди кинулись покупать в розницу? Нет, конечно. Просто мы вывели из тени огромное количество объектов, и объем «законных» сделок изменился. Представляете, какие поступления не доходили до бюджета? Эти цифры я и считаю показателем нашей работы.

— Самара будет искать свой путь развития или есть какой-то пример для подражания?
— Этот вопрос все-таки лучше адресовать главе города! Я считаю, что развитие должно быть комплексным. Нужно говорить не только о киосках, но и о фасаде, лавочке в городском парке, афишной тумбе. И это все должно смотреться гармонично в комплексе. Своей работой мы доказали: Самара отличается сочетанием разных архитектурных стилей, поэтому каждый район должен получить индивидуальный подход с сохранением общей линии. Результаты этой работы должны появиться к чемпионату мира по футболу 2018 года. И хорошо, что сейчас у нас есть и бюджет, и административный ресурс для того, чтобы планы воплотились в реальность. А основной вектор не меняется – это сохранение истории и повышение комфорта.
Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Самым заметным событием в сфере коммерческой недвижимости этой осенью стала двухдневная конференция ...
25.11
Наше жилье давно перестало быть просто квадратными метрами. По признанию покупателей, им важно обустроить...
22.11
Очень разные, завершенные частично и полностью либо запланированные на ближайшие годы, эти пять прое...
20.11