Кто построит город к ЧМ-2018? План наследия Самары

В преддверии Чемпионата мира-2018 Самару ожидает ряд важных инфраструктурных преобразований. Полным ходом ведутся проектно-планировочные работы для создания современного стадиона на 45 000 мест, который примет многочисленных болельщиков во время матчей чемпионата мира. Однако в рамках подготовки к этому знаковому для города событию существует приоритетная задача, требующая внимания на самых начальных этапах создания спортивной инфраструктуры — разработка для Самары Плана наследия стадиона ЧМ-2018. Этим важнейшим вопросом занимается международная компания АЕСОМ. Об огромном опыте работы этой компании по всему миру и возможностях его применения в Самаре специально для издательства «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» рассказал Бен Мартин, руководитель Отдела Экономических Исследований компании АЕСОМ в регионе Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA).

Бен Мартин
— Бен, скажите – что нужно предусмотреть с самого начала, чтобы стадион не стал просто объектом строительства?
— Стадион – это сложный механизм, операционная деятельность которого имеет массу нюансов, поэтому уже на ранней стадии проектирования крайне важно определить параметры, гарантирующие его последующую успешную эксплуатацию. Фаза эксплуатации стадиона для периода проведения ЧМ-2018 довольно коротка, поэтому вполне логично с точки зрения рентабельности проекта уделять внимание перспективным коммерческим возможностям и характеристикам спроса в период после проведения чемпионата. Это и является основной целью Плана наследия.
Решение всех вышеперечисленных задач требует не только основательного подхода, но и обширного опыта в сфере планирования операционной деятельности элементов, входящих с состав проектов смешанного назначения, якорем которых является стадион. В ходе разработки проекта создания стадиона в Самаре данную экспертизу представляет международная команда специалистов нашей компании.

— В чем заключается ваша задача?
— Наша задача – исследовать рыночный потенциал развития спортивных объектов, проектов в сфере отдыха и развлечений, гостиничной недвижимости, коммерческих и прочих объектов, которые потенциально можно включить в программу эксплуатации стадиона и прилегающей зоны после проведения Чемпионата мира-2018.
План наследия также включает в себя все необходимые рекомендации по изменению масштаба и вместимости стадиона, разработанные для соответствия запланированной программе эксплуатации после проведения чемпионата.
Программа эксплуатации, разработанная для Плана наследия, будет включать в себя ряд мероприятий, которые проводятся на новом стадионе в Самаре. Это не только футбольные матчи, но и широкий диапазон культурно-развлекательных мероприятий, которые заинтересуют не только посетителей, желающих разнообразить свой отдых, но и владельцев стадиона, которые будут стараться формировать постоянные источники дохода на протяжении всего года, независимо от успеха или неудачи отдельных мероприятий или футбольного клуба.

— Какие вопросы занимают проектировщиков и операторов спортивной инфраструктуры по всему миру?
— Вопросов, на самом деле, много: атмосфера стадиона, диверсификация рынка, спонсорство, право наименования (бренд), диверсификация доходов, признание растущей роли технологий, определение источников дополнительного дохода и разработка социально-образовательной программы. Все эти аспекты вошли в План наследия стадиона для проведения ЧМ-2018 в Самаре.
Едва ли не основной проблемой, с которой сталкиваются сейчас операторы стадионов, является задача обеспечения посетителей незабываемыми впечатлениями каждый раз, когда они приходят на стадион. Качество трансляций матчей, концертов и прочих мероприятий растет с каждым днем, и все сложнее становится оторвать зрителей от экранов с высоким разрешением, от комфорта собственных домов, чтобы насладиться зрелищем на стадионе. В результате все больше усилий прилагается к тому, чтобы посещение стадиона с момента выхода из дома до возвращения становилось все более интересным и приятным событием. Это должно включать в себя обеспечение удобного доступа к стадиону, наличие парковки, комфортные кресла, отличное качество звука, технологии, позволяющие усилить впечатления от мероприятия, ассортимент предлагаемых напитков и еды (и качество продукции), защиту от неблагоприятных погодных условий, вопросы безопасности, соотношение цены и качества и общую атмосферу на стадионе. Проектировщики и операторы стадионов должны обращать особое внимание на все эти аспекты, чтобы сохранять и увеличивать посещаемость стадиона после ЧМ-2018.

Кто построит город к ЧМ-2018? План наследия Самары
— Международный опыт компании АЕСОМ может быть применен в Самаре?
— Для работы над проектом такого масштаба и значимости опыт специалистов АЕСОМ в России и СНГ был дополнен анализом стадионов за рубежом и прочих объектов для проведения мероприятий, который включал в себя сбор данных по программам мероприятий, вопросам эксплуатации и финансовым показателям, чтобы определить новые тенденции и проблемы, отражающиеся на проектировании и функционировании стадионов.
С этой целью АЕСОМ подготовила обзор основных мировых тенденций и проблем, существующих в эксплуатации стадионов на основе отдельных примеров из разных стран, которые могли бы помочь Самаре в решении различных вопросов.

Анализ международных проектов включал в себя стадион «Мозес Мабида», построенный в 2009 году для проведения ЧМ-2010. Одной из отличительных особенностей этого яркого проекта стало наличие ряда компонентов для привлечения туристов с оптимальным использованием центральной арки, видимой из любой части города (которая также стала символом стадиона во всем мире). Фуникулер, названный SkyCar, и пеший подъем на арку по специально спроектированным ступенькам (Adventure path) дарят посетителям незабываемые виды и впечатления, а стадиону приносят дополнительный доход. Последним элементом программы привлечения публики стала тарзанка Big Swing, расположенная прямо под аркой (220 м до самой высокой точки).

Вторым ярким примером стал выставочный центр в Хернинге MCH, где АЕСОМ участвовала в разработке программы долговременного расширения «Концепции МСН 2025», состоящей из шести этапов. Существующие в рамках программы «Концепции 2025» конструкции включают в себя: выставочный зал без колонн (Зал М); футбольный стадион (Арена МСН), в котором базируется футбольный клуб «Мидтьюлланд»; многофункциональная арена «Джиске Банк Боксен». С 2003 года четыре этапа из шести уже завершены, и это показывает значительный прогресс «Концепции 2025» и подтверждает идею создания настоящего многофункционального объекта, который будет притягивать посетителей со всей северной Дании.
Кто построит город к ЧМ-2018? План наследия Самары
Еще одним примером для разработки плана наследия стал стадион «Олд Траффорд», который также иногда называют «Театром грез», где с 1910 года базируется футбольный клуб «Манчестер Юнайтед». Стадион служит не только базой для клуба, на нем также ежегодно проводится ряд различных мероприятий от финала кубка Великобритании по регби до рок-концертов, от музыкальных шоу (например, «Х-фактор») до боксерских поединков. Устойчивая популярность среди болельщиков превратила стадион в достопримечательность для туристов. Особое внимание в эксплуатации стадиона уделяется проведению встреч и конференций в дни, свободные от мероприятий.

Основываясь на международных анализах и данных местного рынка, АЕСОМ разрабатывает Программу наследия стадиона в Самаре, которая будет отвечать требованиям местного рынка и соответствовать уровню матчей, проводимых местным футбольным клубом «Крылья Советов». Данный проект предоставит все возможности для обеспечения посетителей яркими впечатлениями и организации коммерческих мероприятий в дни, когда матчи не проводятся. Создание многофункциональной застройки является основным фактором успеха стадиона в Самаре, обеспечивающим устойчивое развитие стадиона в будущем. Тем не менее каждый источник дохода привносит свои риски и сложности, и поиск решений, удовлетворяющих всем требованиям к инфраструктуре, которые иногда могут быть противоречивыми, является комплексной задачей как для консультанта, так и для владельца и операторов.

— От чего зависит успех такого проекта, как стадион в Самаре?
— Успех такого крупномасштабного проекта, как стадион в Самаре, зависит от комбинации различных факторов, включая размер и характеристики местного рынка. Кроме того, все большее внимание в проектах современных стадионов уделяется предложению широкого спектра объектов и услуг, которые позволят увеличить выручку стадиона в дни, когда не проводятся матчи. Эти решения могут включать в себя создание возможности для проведения конференций и встреч, торговые точки, пункты общественного питания, туристические достопримечательности и ряд других элементов. Сегодня стадионы открывают двери для все более разнообразных видов мероприятий и функций, от автоспорта и рок-концертов до религиозных празднований и торговых выставок.

Стадион, занимаемый высоко-классной командой, оборудованный для проведения разнообразных мероприятий как в дни соревнований, так и в дни их отсутствия, является конечной целью разработки Плана наследия, и все участники проекта стадиона в Самаре должны стремиться именно к этому. Гибкость и функциональность – это жизненно важные элементы для создания успешного Плана наследия. 

Справка
AECOM является международной корпорацией, представляющей профессиональные услуги в сфере проектирования и управления проектами строительства на множестве рынков, включающих транспортные и инфраструктурные объекты, коммерческие и жилые объекты, защиту окружающей среды и энергетику. Штат АЕСОМ насчитывает около 45 000 сотрудников в более чем 140 странах. Компания АЕСОМ осуществляла экономическое планирование, проектирование, управление проектами для множества стадионов и многофункциональных арен для профессиональных спортивных команд, городских властей и университетов по всему миру.

В сферу компетенции AECOM также входит управление проектами и стоимостью, а также услуги по стратегическому консультированию и рыночным исследованиям, инженерному проектированию и архитектуре, техническому обследованию земельных участков и зданий, подготовки бюджета проекта, инвестиционных оценок, экономических обоснований.

Численность наших сотрудников в России более 500 человек. Наши офисы находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Калуге. В России наша компания работает 20 лет и реализовала более 500 проектов различного назначения. 
Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Галерея крупноформатных объектов торговой недвижимости, выставленных на продажу в Самаре в 2022 году,...
25.10
14 апреля 2022 в Казани на площадке коворкинга «Smart Space» состоялась дискуссия «COWORKING STYLE:...
19.04
С конца февраля — начала марта 2022 года мировые бренды друг за другом начали сообщать о приостановке...
14.03