В Самарской области создадут новые креативные пространства: к концу 2021 года будут запущены три кластера
Самарская область вошла в ТОП-10 регионов – финалистов программы Rurban Creative Lab Центра городских компетенций АСИ. А это значит, что в следующие полгода здесь превратят пустующие пространства в креативные кластеры.
— Именно эти 10 региональных команд с их проектами получат федеральных наставников, - заявила генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. Но самое главное – по итогам этого проекта мы хотим сформировать несколько финансово-экономических и управленческих моделей, которые в дальнейшем могут тиражироваться в части вовлечения в экономику регионов тех промышленных территорий, которые сейчас не используются.
В нашем регионе эта программа будет реализована на трех территориях: в городах Самара, Тольятти и селе Екатериновка Безенчукского района. Почти все объекты, запланированные под создание креативных пространств, являются историческими зданиями, знаковыми, узнаваемыми для горожан. Благодаря удобному географическому положению Самарской области все эти кластеры будут доступны для посещения туристам из любого региона.
Идея регионального продюсерского центра, в который вошли известные творческие предприниматели и архитекторы, представители Самарского государственного экономического университета, Самарского государственного института культуры, министерства экономического развития и инвестиций, министерства культуры, – вдохнуть в эти пустующие здания новую жизнь, заполнив их креативщиками разных направлений.
В каждом из кластеров расположатся взаимодополняющие друг друга творческие бизнесы, что позволит усилить эффект синергии. Здесь будут: IT-кластер с сервисной структурой, акселератор творческих стартапов, Самарские мануфактуры, воспитательно-образовательный творчески ориентированный комплекс для семейной аудитории, многофункциональный кластер дизайна и медиа, кинокластер, Центр туристического обслуживания, гастроиндустрии и площадки для проведения масштабных фестивалей.
— Это положительно отразится на качестве среды проживания в конкретных населенных пунктах, ускорит развитие экономики, позволит сохранить в регионах перспективные кадры, – считает генеральный директор ДОМ.РФ Виталий Мутко.
На самом деле креативные индустрии – это отрасли, которые берут начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и которые обладают потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счет использования интеллектуальной собственности. Во всем мире это ежегодно растущий сектор экономики. И более 25 стран ставят для себя приоритетом развитие креативных индустрий, имеют соответствующие программы и отслеживают вклад индустрий в местные экономики.
Сейчас такая же цель есть и у России. И большая удача, что наш регион благодаря работе всей команды, представлявшей его на Rurban Creative Lab, станет одним из первых, где будет реализована эта программа.
Мы попросили прокомментировать одного из лидеров региональной команды – генерального директора Консалтинговой компании REC Никиту Петухова, что дает победа в конкурсе нашему региону.
Наш регион на первом этапе конкурса вошел в топ-20 из 65 регионов, а на втором – в число победителей. Согласно идее нашей команды, в Самарской области до конца 2021 года должны появиться три креативных пространства на территории промышленных зон и заброшенных зданий. Их список будет определен позднее в ходе совместной работы с экспертами.
Для этого проекта приоритетными территориями выбрали два города – Самару и Тольятти – и один район – Безенчукский. Уже внутри них определили 13 площадок для развития креативных кластеров.
Региональная команда отобрала пустующие здания, в которые планируется вдохнуть новую жизнь и для каждой локации будет разработана своя концепция. В итоге до конца 2021 г. в области будут отобраны и проработаны 3 модных и функциональных пространства для бизнеса и творчества на месте бывших промзон и заброшенных зданий.
В Самарской области и в Самаре в частности мы наблюдаем спрос на такие площади. Этот спрос мы оцениваем в 10 000 – 15 000 кв. м для многофункциональных креативных кластеров и 8000 – 12 000 кв. м для монофункций, таких как IT.
В данной работе перед нами стоит ряд конкретных задач:
-
Конечно же, обменяться опытом с другими регионами, открыть для себя то новое, что мы сможем применить у себя.
-
Получить нормативную правовую базу, которой так не хватает для включения в коммерческий оборот (для развития креативной экономики) пустующих зданий, объектов культурного наследия, не используемых или используемых нерационально муниципальными и региональными властями.
-
Получить финансирование крупных банков длинными дешевыми деньгами, которые так необходимы для развития креативных кластеров и территории вокруг них.
-
Заявить о себе на федеральном уровне, показать наши возможности и возможную востребованность региона.
Самое важное в развитии креативного кластера – это создание атмосферы, это вовлечение самых разных людей с различными экономическими целями – от хипстеров и туристов, являющихся посетителями/покупателями, до коллаборации резидентов, превращающиеся в крупные компании и бренды. Креативный кластер должен обладать свойством развивать и капитализировать прилегающую к нему территорию.
|