Внутрь кварталов в поисках городской среды

Внутрь кварталов в поисках городской среды

Что скрыто за фасадами высотных домов? Как выглядит большинство дворов внутри кварталов, застроенных жильем комфорт-класса? Ведь придомовое пространство тоже формирует общегородскую среду, только делает это изнутри. На примере активно обживаемых самарских жилых комплексов проанализировали, из каких составляющих формируется внутриквартальная среда.

Городская среда для каждого из нас

Вопросы формирования и развития городской среды актуальны не только для «знаковых» мест города - локаций с историческим прошлым, с культурной и архитектурной нагрузкой, с туристическим колоритом. Городская среда как цельное пространство окружает каждого из нас начиная с того момента, как мы выходим за пределы собственных квартир. Каждый горожанин регулярно находится в окружении городской среды, взаимодействует с ней. И первым пространством, где происходит это взаимодействие, становится пространство родного двора, своего квартала, ближайшей к дому улицы. 


Мы задались целью проанализировать внутриквартальную городскую среду с точки зрения ее комфортности. Понятно, что жилые кварталы будут заметно отличаться даже в пределах одного района. Поэтому для начала мы сосредоточились на нескольких жилых комплексах комфорт-класса, введённых в эксплуатацию несколько лет назад или совсем недавно. Сегодня эти дома активно обживаются, прилегающая территория осваивается, так и формируется внутриквартальная городская среда. Поняв, из каких элементов она состоит, можно будет аналогичным образом проанализировать любой жилой комплекс или высотный квартал. Эта информация пригодится будущим жильцам: оценив степень комфорта ближайшего окружения, можно принимать решение о покупке с большей уверенностью. 


Комфорт-класс и комфортное внутриквартальное пространство 

Для анализа внутриквартальной городской среды мы выбрали несколько современных жилых комплексов, которые по ряду признаков можно отнести к комфорт-классу. Искать комфортабельную и безопасную городскую среду в проектах эконом-класса - задача куда более сложная. При этом речь не идёт о проектах комплексного освоения территории, всем известных площадок на городских окраинах. Все же там помимо строительства доступного жилья ведётся и создание полноценной инфраструктуры с нуля, так что элементы достойной внутриквартальной среды тоже присутствуют. 


Жильё комфорт-класса как промежуточное звено между жестким «экономом» и более статусными проектами бизнес-класса предполагает некие нормы освоения прилегающей к дому территории. Какая среда там должна создаваться? 


Если обратиться к ставшему классическим описанию типологий высотного жилья, то можно выделить несколько параметров, связанных с организацией внутриквартальной городской среды. Первый момент: в отличие от домов эконом-класса, в этих строительных проектах с приставкой «комфорт» чаще присутствует некая общая концепция организации территории, пусть даже на примитивном уровне. В базовом понимании эта организация связана с разделением пространств общего пользования, предназначенных для отдыха и пешеходного трафика, и пространств, предназначенных для парковки автомобилей. Дворы без машин для Самары - пока лишь светлое будущее. В проектах комфорт-класса подземные паркинги и отдельно стоящие здания с автобоксами зачастую не предусмотрены. Поэтому базовым требованием является наличие достаточного количества наземных парковочных мест. Опять же никаких точных количественных показателей здесь нет, поэтому большинство высотных кварталов сегодня в той или иной степени испытывают дефицит свободных мест для парковки. 


Что касается внутриквартального пространства для прогулок и отдыха, то типовые решения в большинстве проектов такого уровня включают пешеходные дорожки или тротуары, детскую и/или спортивную площадку, озеленение и малые архитектурные формы. Вопрос с безопасностью может быть проработан в большей или меньшей степени. В лучшем случае это ограда по периметру детских площадок, наличие консьержей в подъезде и камер наблюдения.

 

Словом, все довольно стандартно, никаких сенсаций от девелоперов в сфере проектов комфорт-класса, как правило, не ждут. Тем приятнее, когда реальность оказывается лучше ожиданий и помимо привычных типовых решений девелопер вдруг предлагает идеи, способные качественно повлиять на все придомовое пространство. А значит, и улучшить городскую среду в ближайшем радиусе. Рассмотрим, как работают с внутриквартальным пространством некоторые самарские застройщики. 


Внутриквартальная городская среда в нескольких иллюстрациях

В качестве одной из иллюстраций мы выбрали жилой комплекс «Дом у Космопорта», расположенный на пересечении улиц Дыбенко и Ивана Булкина. Строительные работы на площадке завершены, придомовая территория благоустроена. Как менялась внутриквартальная среда параллельно с возведением двух очередей проекта? Во-первых, благоустройство коснулось подъездных путей. Бездорожье на расположенном рядом Сокольском переулке сменилось асфальтом, по улице Ивана Булкина вдоль ЖК появились отмостки – стало заметно чище и зеленее. Между двумя домами появилась детская площадка. Впрочем, пока еще рано делать выводы о том, как освоят это пространство жильцы. Во многих квартирах жилого комплекса еще ведется ремонт, поэтому оценивать загруженность придомовой территории машинами и востребованность детской площадки пока еще рано.


Зато это можно сделать в другом строительном проекте, приближенном к комфорт-классу. ЖК «Радужный Люкс», расположенный на границе Октябрьского и Промышленного районов, на 5-й просеке, - это пример более освоенного квартального пространства. Здесь о внутриквартальной городской среде можно сделать больше выводов, поскольку жилой комплекс заселен, его коммерческая инфраструктура активно формируется. Придомовое пространство здесь образуют детская и спортивная площадки, места для наземной парковки, боксы для машин, тротуары и подъездные пути. Площадка для игр и спорта выглядит весьма достойно: огороженная по периметру, она разделена на две части – игровую и спортивную со столами для настольного тенниса, воротами и тренажерами. Площадку окружает кольцо из высотных домов. Внутриквартальные узкие проезды огибают высотки, а прямо по их обочинам паркуются местные автовладельцы. Если по обе стороны такой дороги припаркованы машины, то остается место лишь для проезда одного авто. Такая организация наземного паркинга типична для многих современных высотных кварталов, например, на ул. Ерошевского, в Постниковом овраге, на ул. Гастелло, Дыбенко и многих других.


Сама по себе такая схема организации дворового пространства типична для современных кварталов. Это и есть усредненный облик внутриквартальной городской среды в границах высоток. Конечно, нетипичные решения в организации придомового пространства в домах с доступным жильем тоже встречаются. Но объективно более редко. В качестве примера можно назвать оборудованный фонтан на внутренней территории ЖК «Париж». Это полноценная, хоть и небольшая, зона отдыха, которую ценят многие местные жители. Здесь можно отдохнуть на скамейке, на фонтане собирается молодежь и молодые мамы с детьми, периодически это же пространство становится местом проведения праздников и сборов жильцов.


Однако в большинстве своем городскую среду внутри современных кварталов доступного жилья сложно назвать сформированной и беспроблемной. Основное – нехватка парковочных мест, типовое и безликое благоустройство, узкие внутриквартальные дороги и одинаковые детские площадки, которые редко забиты до отказа.

 

В перспективе мы сравним, чем отличается организация внутриквартального пространства в домах разного класса на практике. А главное – попытаемся выяснить, как сами жильцы относятся к этой территории. Воспринимают ли ее как безопасное, комфортабельное и цельное пространство? Или зачастую быстрым шагом направляются от машины к дому, не обращая внимания на придомовую территорию и нигде не задерживаясь? 


Люди говорят 

Как сами собственники относятся к внутриквартальному пространству своих жилых комплексов? Какие проблемы и вопросы у них возникают с эксплуатацией этой территории? Мы нашли несколько комментариев от жильцов в соцсетях.


Андрей Бережнов (ЖК «Приволжский»):
- На первом этаже нашего дома есть помещение, которое, как я думал, предназначено для хранения колясок и другого легкого транспорта жильцов. Однако я увидел, что в этом помещении постоянно обитают уборщики и дворник. На мой вопрос, почему так происходит, мне пояснили, что отдельной колясочной в доме нет. А в этом помещении на первом этаже хранится хозяйственный инвентарь, здесь же уборщики переодеваются в рабочую одежду. Велосипеды и коляски нам предлагают хранить на этажах, но уже были случаи воровства из подъездов, поэтому общим коридорам доверия нет. 

 

Ирина Седова (ЖК «Дом у Космопорта»):

- Не совсем понятен статус детской площадки. Мне сказали, что она предназначена для будущих воспитанников детского сада, который здесь откроется. Получается, что делить ее будут жильцы двух 25-этажек и частного садика? Хотя мои знакомые, которые уже сделали ремонт и переехали в третью секцию, уже гуляют на этой площадке. Сложно представить, что ее сделают закрытой, но прояснить ситуацию у меня пока не получилось. Мы очень заняты ремонтом в своей квартире. 

 

Олеся Костюкова (ЖК «Радужный Люкс»):

- Мне, как и многим жильцам, непонятен статус нашей детской площадки. Доступ туда имеют также жильцы соседнего «Города солнца». В УК мне сказали, что на территории обслуживаемых ими домов есть достаточно детских площадок, волейбольная площадка и площадки для отдыха, которые содержим мы, но пользоваться ими могут все жители микрорайона. Соответственно, и мы можем смело пользоваться всеми площадками в зоне доступа. По крайней мере, делать это можно, пока не получены документы по разграничению территории ответственности от управляющей компании.

 

Мария Гаврилина (ЖК «Калужская»):

- Сейчас актуальна проблема с мусором. Рядом с домом отсутствуют мусорные контейнеры, хотя статья расходов за ТБО в квитанции включена. Для контейнеров есть место, насколько я знаю, со стороны первой секции площадка, которая сейчас занята машинами жильцов. Представители УК пока просят выбрасывать бытовой мусор к дому на Мичурина и планируют решать эту проблему не раньше, чем растает снег. Изначально место для мусорных контейнеров расположили неправильно: туда не сможет подъехать мусоровоз.
Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Можно ли вдохнуть новую жизнь и наполнить актуальным функционалом исторический квартал в центре города? ...
28.02
Проект SamaRanta участвует в региональной Премии RS-AwaRdS-2022 в номинации «Свой дом». Строительные...
04.10
Девелоперские проекты из Тольятти участвуют в региональной Премии в сфере строительства и недвижимости...
13.10