Проект «Стрелка»: У нашего прошлого большое будущее

Ожидаемый проект «Стрелка», который предполагает освоение и ревитализацию территории старого центра Самары в границах улиц Комсомольской, Фрунзе, акваторий рек Самарки и Волги, приобрел реальные очертания. Вернее, стали известны подробности и детали проекта, которые позволяют говорить о нем, как о «живом» проекте, а не мифических планах, которых в Самаре за последние годы накопилось не мало!

Конечно, как любой глобальный проект, который задевает интересы многих и меняет реальность целого города, он вызывает разные оценки, среди которых есть замечания «по делу», а есть откровенная вкусовщина, досужие домыслы и некомпетентные суждения. Мы считаем, что главную оценку ему должны дать мы с вами, самарцы, собственно для кого и планируется преобразить 120 га центральной города, вдохнуть жизнь в эту территорию и вернуть наш интерес к этому уникальному для Самары месту.

стрелка1.jpgстрелка3.jpg

Как ни странно, социально-экономические предпосылки освоения этой части города достаточно убедительны и выразить их можно в несколько тезисов:

1. В стране очень сильны центробежные миграционные силы, активное население неизбежно будет перемещаться из Самары в Москву, из области в столицу губернии. В этих условиях городу жизненно необходимо заняться поиском собственной идентичности.

2. Городу нужно осваивать промышленные территории в центре. Экономический потенциал территории, занятой предприятиями торговли и обслуживания, значительно выше существующих промышленных объектов (Самарский речной порт, Самарский электромеханический завод и т.д.).

3. Для развития территории надо сделать её максимально привлекательной для инвесторов. Иными словами — для нас с вами нужно создать центр притяжения с разнообразными функциями, в котором отражена наша история и воссоздано будущее современного мегаполиса, а чтобы это состоялось — необходимо наделить проект «реальной экономикой».

Итак, что же предусматривает проект планировки территории стрелки реки Самарка, предложенный «Ленгипрогором» во главе с Юрием Перелыгиным? Авторы постарались решить амбициозную задачу полной реновации этой части города. Часть стрелки решили отделить искусственным каналом, воспроизведя существовавшую некогда промоину («перемоину»). На этой части территории предлагается разбить тематический парк. «Локомотивом» проекта должен стать общественно-торговый центр «Старая крепость», повторяющий абрис существовавших здесь деревянных укреплений крепости Самара и комплекс многоэтажной жилой застройки общей площадью около 300 тыс кв м на 7 тыс жителей.

Инвестиции в эти и другие коммерческие объекты, должны окупить расходы на развитие территории, благоустройство, реставрацию памятников. Что касается других крупных объектов, предполагается строительство дворца бракосочетания (на самом мысе Стрелки) и конгресс-холла (тоже на территории парка). Прибрежная зона оформляется в виде непрерывной многоуровневой набережной. Вообще, именно прибрежную зону решено сделать доминантой проекта, поэтому вдоль нее будет располагаться как раз жилье. Это — логичный подход, поскольку «жилая функция» территории — залог ее развития и притяжения людей!

стрелка5.jpgстрелка4.jpg

Каковы же основные созидательные факторы реализации проекта «Стрелка»?

Во-первых, сами планы и наличие проекта планировки этой территории упорядочивает освоение огромной и знаковой территории Самары и исключает точечную застройку, вводя систему ограничений (например, высотности зданий).

Во-вторых, сам подход, при котором территории, занятые в крупных городах промышленными предприятиями, осваиваются под строительство жилья, организацию рекреации и зон деловой активности, вполне оправдан. Европейские города, в том числе портовые, занимаются этим на протяжении второй половины 20 века.

Результаты при должном подходе впечатляющие. Особенно полезным для нас может оказаться опыт Голландии (например, района Роттердама Коп ван Зюд, и т.п.) В сущности, если мы хотим развивать современную (а значит, постиндустриальную) экономику, нам этого пути не избежать. Кроме того, смена функции целой территории в 120 га вдохнет в нее новую жизнь, так как постиндустриальные локации — угасающие территории, которые не привлекают людей. Собственно, это и было доказано предварительными социологическими исследованиями в Самаре. В результате них стало понятно, что огромная часть населения Самары попросту «потеряла» для себя целых 120 га центральной части города — многие люди, живущие в других районах не бывали в центре 30 (!) лет, им попросту там делать нечего. При этом живут на всей территории Стрелки — всего 1 % от населения нашего города.

В-третьих, парк, предусмотренный проектом на Стрелке, явно не будет лишним. И с точки зрения рекреации, и санитарии (существуют невыполненные нормы по количеству зелёных насаждений в этой части города, и к ним стоит стремиться). Идея с восстановлением промоины («перемоины») на Стрелке выглядит замечательной. Искусственных каналов в городе пока нет, а значит, это должно разнообразить ландшафт и может привлечь людей в парк.

Неожиданным приятным сюрпризом стало включение в проект планировки территории проекта по реконструкции элеватора – придание промышленным зданиям новых функций – это современный подход.

Естественно, стоит отметить как безусловный плюс саму попытку использовать деньги частных инвесторов для решения общегородских проблем. Насколько эта попытка удачная – это другой вопрос. Но, что это лучше, скажем, точечной застройки – особых сомнений не вызывает.

стрелка6.jpgстрелка7.jpgстрелка8.jpg


Претензии к проекту архитектурного сообщества: скорее за, чем против

Главная особенность проекта – это его «заточенность» под инвестора, «девелоперский» подход в самом что ни есть дистиллированном виде. Что, может быть, в условиях крупного капиталистического города и оправдано, но только отчасти — считают представители архитектурного сообщества.

Насколько оправдано размещение на Стрелке многофункционального (фактически, торгового) центра площадью 100 тыс кв.м.? 

Во-первых  люди будут ехать в ТРЦ «Старую крепость» через весь город, в том числе по Московскому шоссе и Ново-Садовой, и так встающих в мёртвых пробках в час пик. (однако, стоит возразить, что само по себе появление проекта освоения стрелки реки Самара, влечет масштабное развитие дорожной сети Самары. См. «Развитие дорожной сети в рамках реализации проекта «Стрелка»)

Во-вторых, существует, по мнению архитектурного сообщества, проблема с парковочными местами: согласно нормативам (СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений), на 100 кв.м. торговых площадей должно приходиться 5-7 машиномест на автостоянке. При размере площадки под авто 5,3*2,5 метра, общая территория только под сами парковочные места составляет 66250 кв.м., с учётом проездов и прочего — не менее 100 тыс кв м. Как будет решена эта проблема? Архитекторы предполагают, что в итоге под парковки будет уничтожена часть исторической застройки, однако подтверждения этому предположению пока нет.

Но самый главный здесь вопрос – это, пожалуй, судьба деревянной крепости и «дорегулярной» застройки Самары, остатки которых, как предполагают археологи, находятся под заводом клапанов, на глубине не менее 6 м (на венцы сруба крепости натыкались во время строительных работ). Собственно, это место, с которого началась история города Самара. Предположительная сохранность (в силу глубины расположения) и масштабы делают этот археологический памятник уникальным. Специалисты очень высоко оценивают его научный и туристический потенциал. Есть проект реконструкции крепости, и этот проект включён в «Стратегию развития города Самара до 2025 года». Для того, чтобы полноценно изучить объект, нужно, по словам археолога, к.и.н., учёного секретаря краеведческого музея Д.А.Сташенкова, не менее трёх полевых сезонов. С учётом того, что проект планировки территории подвёрстан под чемпионат мира по футболу, времени уже осталось мало.

Выбор других крупных строительных объектов, кроме ТЦ. «Нужен ли Самаре конгресс-холл (конгресс-центр)? Много ли вообще в России конгресс-холлов, какова польза от них? Зачем городу новый ЗАГС? Может быть, имело смысл в столь знаковом месте, на мысу стрелки, поместить что-то более востребованное? Каким образом будет обеспечено разнообразие среды, необходимое для нормального функционирования пешеходной зоны? Зачем будут ходить в проектируемый парк самарцы?» - задаются вполне прикладными вопросами творческие люди — архитектурное сообщество. Да, запроектирован парк культуры с прогулочными зонами и музей деревянного зодчества — соглашаются оппоненты, и тут же начинают сомневаться в том, что возможность воплощения этих решений пока не очевидна.

Уличная торговля в этом районе вряд ли станет возможна после появления огромного торгового мола (поэтому размещение в восстановленных и отреставрированных исторических кварталах магазинчиков и кафешек — под некоторым вопросом). (нужно сказать, что уже давно известно, что появление крупноформатного объекта наоборот зачастую дает импульс развитию стирит-ритейла: небольшие магазины и кафе стараются «сесть» на генерируемый ТРК трафик людей. Примеры этому есть и в Самаре: развитие «стрита» вокруг ТРК «Вива-лэнд», ТЦ «Апельсин», ТЦ «Вавилон» и т. д. — прим. редакции)

Архитекторов беспокоит резкое увеличение этажности в центре - предполагаемая высота новой застройки до 9 этажей, но планируются 16-этажные доминанты. Во-первых, у специалистов возникли вопросы по поводу технической возможности и безопасности строительства на пойменной территории многоэтажных зданий. Архитекторы указали на ещё одну проблему (кроме уже перечисленных), связанную с повышением этажности в этом районе. Центр Самары ценен, помимо всего прочего, панорамными видами с Волги. Террасность застройки создаёт архитектурный ансамбль, органично и живописно вписывающийся в природный ландшафт. Предусмотренная проектом жилая застройка будет работать как экран, полностью закрывающий исторические кварталы.

Развитие дорожной сети в рамках реализации проекта «Стрелка»

  • строительство мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с шириной проезжей части 27 м (разделительная по 3 м);
  • реконструкция улицы Фрунзе — демонтаж трамвайных путей, устройство четырёхполосной проезжей части;
  • реконструкция существующего автомобильного моста в створе улиц Водников-Главной: расширение проезжей части до 4 полос движения;
  • реконструкция улицы Водников по параметрам магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (устройство проезжей части с 4 полосами движения шириной по 3,5 м);
  • реконструкция улицы Комсомольская по параметрам магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной (устройство проезжей части с 4 полосами движения шириной по 3,5 м);
  • продление улицы Князя Григория Засекина до примыкания с улицей Молодогвардейской и устройство трёхполосной проезжей части шириной 11,5 м на участке от улицы Водников до Хлебной площади;
  • продление улицы Князя Григория Засекина от улицы Водников до Максима Горького (2 полосы движения, ширина проезжей части 8,0 м);
  • реконструкция улицы Кутякова;
  • реконструкция Хлебной площади: демонтаж трамвайных путей и устройство магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной;
  • реконструкция улицы Максима Горького по параметрам магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной и продление её до пересечения с улицей Князя Григория Засекина (протяжённость 0, 73 км, ширина проезжей части 14 м);
  • реконструкция улицы Крупской на участке от улицы Водников до улицы Максима Горького с уширением проезжей части до 14 м;
  • строительство новой магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной протяжённостью 2,3 км, обслуживающей стрелку. Ширина проезжей части 8,5 м. Вдоль магистральной улицы — велосипедная дорожка шириной 1,5 м;
  • строительство двух мостов над искусственным водоёмом на стрелке;
  • строительство улиц в жилой застройке, обслуживающих проектируемую жилую зону общей протяжённостью 0,6 км;
  • организация основного проезда к гостиничному комплексу на стрелке;
  • устройство пешеходных улиц с озеленением по улицам;
  • устройство трёх надземных пешеходных переходов над улицами;
  • строительство многоуровневой благоустроенной набережной с возможностью проезда автотранспорта от улицы Комсомольской до улицы Фрунзе протяжённостью 2,0 км.
Чтобы просмотреть проект в оригинальном размере, кликните на изображение
ГП2_5.jpg
Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Рады Вам анонсировать обучающую программу ARE, которая состоится в рамках международного инвестицио...
10.09
На Международный инвестиционный форум по недвижимости PROESTATE-2017 в этом году посетило 3256...
28.09