Лидеры самарской торговли
Лидеры самарской торговли

Лидеры самарской торговли


Сегодня в Самаре есть только один крупный торговый центр, который может похвастаться 100%-й укомплектованностью арендаторами. 3-5 лет назад таких объектов было несколько, хотя и конкуренция в сегменте крупноформатных торговых площадей была ниже. Как сегодня формируется облик самых посещаемых самарских ТЦ и каково минимальное количество пустующих площадей в этих объектах? 

 

100%-я заполняемость - современная редкость 


Информация о количестве вакантных (или освобождающихся в ближайшее время) помещений, их метражах и арендных ставках давно предоставляется исключительно по индивидуальным запросам потенциальных арендаторов и часто лишь после документального или визуального знакомства. Однако пустующие площади и общая атмосфера в торговых центрах видны невооруженным глазом - и этого вполне достаточно, чтобы сделать вывод о том, насколько удачно существует крупноформатный объект недвижимости в своём нынешнем состоянии. Итак, «прогулка» по самым крупным самарским торговым центрам позволила выявить не только количество пустующих площадей, но и общую концептуальную ориентированность каждого из объектов. 


Из выбранных для обзора ТЦ 100%-й заполняемостью на момент подготовки материала смог похвастаться лишь один. В торговом центре «МЕГА» все помещения были заняты арендаторами, а единственное пустующее было специально оборудовано под формат студии для проекта, проходящего в ТЦ («Школа блогера»). 


Другие самарские торговые центры, которые раньше работали с арендаторами лишь по листам ожидания, потому что свободных площадей там не было, сегодня легко смогут разместить пару-тройку магазинов. Так, порядка двух-трёх пустующих площадей удалось встретить в молле «Парк Хаус» (статус одной оказался не ясен). Все вакантные помещения расположены на втором этаже торгового комплекса - традиционно эту часть посещают меньше, здесь активный сквозной трафик на третий этаж (посетители двигаются в детскую зону, на фудкорт и в кинотеатр). Одна из пустующих площадей по своей площади подойдёт для размещения флагманского магазина какой-либо сети. 


В торгово-развлекательном комплексе «Космопорт» пустующими также оказались не меньше трёх площадей. И если в одной из них, судя по вывескам, в ближайшее время планируется открытие магазина одежды, то две другие пока закрыты "наглухо". Одна из них расположена в новой галерее комплекса, по дороге в продуктовый гипермаркет, вторая - на линии одного из входов, недалеко от одного из торговых "якорей" комплекса. Иными словами, пустуют два неплохих места - очевидно, ставки на них немаленькие. 


Дальше - больше. В посещаемых крупных ТЦ, парковки которых до отказа забиты в выходные дни, потенциальным арендаторам точно есть из чего выбрать. Например, в новом корпусе молла «Аврора» полностью укомплектован лишь первый этаж (и прилегающие полуцокольные части), а вот на втором этаже можно обнаружить свободное помещение возле лифта. Этажом выше пустуют ещё две площади возле эскалатора. Как видим, места с неплохой проходимостью тоже могут ожидать своих арендаторов. Что уж говорить о старом корпусе, где с логистикой и внешним видом ситуация на порядок хуже. 


Не магазины, а семейный досуг


Концептуальное наполнение торговых центров тоже меняется. Установка на развлечения для всей семьи остаётся актуальной. Самые посещаемые зоны во всех перечисленных торговых центрах - это детские площадки с аттракционами, контактными зоопарками, фудкортом и мелкими развлечениями «островного» формата. Так, именно этаж, полностью ориентированный на детскую и семейную аудиторию, является самым оживленным в молле «Аврора» (в отличие от типовых торговых галерей). Да и в «Амбаре» ситуация аналогична: более того, здесь ориентация на семейные развлечения зашла ещё дальше. В некогда пустовавших торговых помещениях, расположенных в более отдаленных от входа галереях, недавно расположились арендаторы из сферы развлечений - лазертаг, веревочный парк, батутная арена. До этого в торговом комплексе уже функционировали картинг, контактный зоопарк и другие развлечения. Таким образом, торговый центр улучшил свои показатели по заполняемости, хоть по формату и стал больше похож на парк развлечений. Видимо, эта линия развития сегодня актуальна для многих крупноформатных объектов торговой недвижимости. 


Торговые центры традиционного формата, ориентированные только на шопинг (пусть даже семейный), чувствуют себя на порядок хуже. Ещё меньшую посетительскую активность демонстрируют объекты с мелкой нарезкой и отсутствием хоть какой-то маркетинговой стратегии. Очевидно, что тенденции, проявившие себя несколько лет назад, продолжают нарастать. Торговые центры закрепились в статусе пространств для проведения досуга, и если объект не предлагает своим посетителям «хлеб и зрелища», то по объёму трафика он серьёзно уступает конкурентам-лидерам. Самая популярная (если не единственная очевидная) концепция торгового центра в Самаре - пространство для семейного шопинга и развлечений. Во всех рассмотренных торговых центрах присутствует крепкая составляющая детского досуга. С другой аудиторией самарские ТЦ работают очень осторожно и не массово: например, на школьников старших классов и студентов ориентирована «Школа блогера» в «МЕГЕ», давно и весьма успешно с платёжеспособной аудиторией среднего возраста работает «Парк Хаус». 


И все же пока федеральные аналитические агентства выясняют, не многовато ли торговых центров на самарское население, объекты, попавшие в этот обзор, остаются самыми посещаемыми коммерческими объектами. В выходные дни и по вечерам их парковки заполнены, бесплатные мероприятия и маркетинговые акции собирают внушительную аудиторию - посетительский трафик в самарских торговых центрах есть. И раз в городе продолжают появляться новые площадки для строительства ТЦ, значит этот трафик - не проходной, а вполне платежеспособный. 


 

Справка

Длительная «раскачка» после запуска - ещё одна характерная черта для крупных торговых центров, открытых в последние годы. Сегодня потихоньку набирает арендаторов ещё один торговый «гигант» - ТЦ «Гудок» на Красноармейской. На момент подготовки материала большая часть помещений здесь пустовала, в галереях были представлены или готовились к открытию крупные сетевые бренды (H&M, «Эльдорадо», Gloria Jeans, «Л'Этуаль» и ещё несколько магазинов), а также салоны операторов сотовой связи. Начала проявлять себя и детская тема - магазины «Детский мир», «Дочки-сыночки», а также пространство для отдыха после покупок (фудкорт на третьем этаже, кофейня на втором). В целом же, второй этаж торгового центра произвёл впечатление практически пустого, и даже продуктовый гипермаркет в цоколе не ломился от посетителей. 



Справка

Торговых центров в состоянии запустения в городе немало, некоторые из них еще несколько лет назад были весьма востребованы. Так, большая реконструкция Московского шоссе оказала пагубное влияние на одноименный торговый центр. В течение долгих месяцев подъехать к ТЦ «Московский» затруднительно, и его галереи продолжают пустеть. Как итог – снижение рентабельности объекта. По информации участников рынка, убытки девелопера за прошлый год превысили 100 миллионов рублей.



Справка

Самое заметное и активное строительство в сегменте крупноформатной торговой недвижимости сегодня – объект в границах Московского шоссе, улиц Ташкентской и Георгия Димитрова. Известно, что общая площадь нового самарского ТЦ превысит 1500 кв. м, а продуктовым «якорем» станет гипермаркет «Лента».

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев нет

Другие сравнения

Процесс реализации всех жилых комплексов из этого обзора стартовал в уходящем году.
20.12
С начала следующего года межевание частных земельных участков приобретёт статус обязательной процеду...
20.12
В течение всего года мы анализировали коммерческий облик самых развитых с позиции стрит-ритейла улиц...
19.12