Работа-дом-работа – и все в одном месте

В стремлении оптимизировать свое рабочее пространство можно дойти до крайности: в буквальном смысле совместить дом и работу, оборудовав офис в квартире.
Работа-дом-работа – и все в одном месте

В стремлении оптимизировать свое рабочее пространство можно дойти до крайности: в буквальном смысле совместить дом и работу, оборудовав офис в квартире. Насколько выгоден такой формат бизнеса с экономической точки зрения и какие аспекты придется обязательно учесть тому, кто хочет открыть домашний офис? 

Офис дома – насколько это законно?

Сразу оговоримся: речь идет не о банальной работе из дома или любого другого жилища в формате «фриланс», а о создании полноценного офисного пространства в квартире – причем как в плане внутренней отделки, так и с точки зрения правовых оснований. Создание офиса в жилом помещении не противоречит букве закона. В пункте 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ говорится: «Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение». Иными словами, работа индивидуального предпринимателя или собственника организации из дома возможна при соблюдении двух основных условий: если он проживает в квартире на законных основаниях и если его деятельность не нарушает права и интересы соседей по дому.

«Владелец домашнего офиса должен быть прописан в квартире, где ведется деятельность, состоять в родственных или близких отношениях с владельцем жилья, – говорит юрист Дмитрий Доброхотов. – Еще один вариант – когда человек действует на основании договора, дающего право на использование жилого помещения. Это может быть, например, договор найма, возмездного пользования. А вот, скажем, мигрант без регистрации не может вести деятельность в таком домашнем офисе, даже если является родственником законного владельца квартиры».

Соответственно, если заняться бизнесом, не выходя из дома, решил сам собственник квартиры, его родственник или квартиросъемщик с согласия владельца – то первое условие закона выполнено. Второе условие, прописанное в кодексе, напрямую запрещает вести в квартире промышленно-производственную деятельность. «В данном случае под промышленным производством следует понимать изготовление товаров с использованием специального промышленного оборудования в серийных и массовых количествах с целью их дальнейшей продажи и получения прибыли», – поясняет Дмитрий Доброхотов.

Впрочем, представить, что в одной из квартир многоэтажек будет вестись производство в промышленных масштабах довольно затруднительно. Однако мини-производство, например собственная небольшая пекарня или мыловарня, все же находится вне закона. Естественно, речь не идет о изготовлении тортов и пирожных для родных или в подарок, но если деятельность ведется с целью продажи и масштабы ее далеки от формата кулинарного или мыловаренного хобби, то соседи могут «взбунтоваться».

Вообще именно факт приятия бизнеса жильцами, проживающими в доме, дает возможность вести бизнес прямо из дома без проблем с законом. Ничто не запрещает открыть дома офис по ремонту компьютеров и бытовой техники, студию дизайна, обувную или швейную мастерскую и даже собственный домашний call-центр. Безусловно, с оговоркой, что основные права жильцов, например соблюдение тишины после 23 часов или соблюдение автономности общедомовых пространств, не нарушены.

Почему соседи против?

Впрочем, практика многих предпринимателей, решившихся на открытие домашнего офиса, показывает: соседи часто выказывают недовольство даже при условии, что все формальные требования, предъявляемые законом, соблюдены. «Когда я работал на дому, соседи жаловались на шум, доносящийся из моей квартиры во время приема клиентов, – рассказывает семейный психолог Елена Верещагина. – Я тогда жила и работала в новостройке, слышимость была очень хорошей. Ко мне приходили семейные пары, родители с детьми, было среди них немало эмоциональных людей. Соседи писали в ТСЖ жалобы, что из-за стены постоянно слышится плач – мол, это эмоционально тяжело воспринималось, хотя это нормальная эмоциональная реакция, с которой я регулярно сталкиваюсь в своей работе». Если домашний офис является сугубо клиентоориентированным, то соседям по подъезду наверняка не понравится повышенный посетительский трафик в часы работы офиса. Жалуются на то, что часто занят лифт, на то, что посетители офиса могут ошибиться номером квартиры – в большинстве случаев все эти недовольства не имеют под собой правовых оснований, но энтузиазма владельцу домашнего офиса точно не прибавляют.


Если собственник планирует вести торговую деятельность в квартире или оборудовать офис, чтобы сдавать его стороннему предпринимателю или организации, то по закону он обязан перевести свое жилье в нежилой фонд. Так называемый «тихий офис» находится в рамках закона и перевода не требует.
«Судебные прецеденты, когда консолидированная сила жильцов выступает против размещения офиса в одной из квартир, случаются, – рассказывает Дмитрий Доброхотов. – Например, владельцу небольшой консалтинговой организации суд запретил вести деятельность из дома в связи с массовыми показаниями соседей, поведавших, что в подъезде раскодирован домофон, постоянно присутствуют посторонние люди, накапливается мусор, а на парковке возле подъезда в часы работы офиса просто нет свободных мест. Очевидно, что в данном случае эти консалтинговые услуги были широко востребованы, однако именно этот успех и сослужил собственнику плохую службу».

Бывают случаи, что владелец домашнего офиса вообще не сталкивается с соседскими возражениями относительно своей деятельности, бывает, удается договориться. «Решение оборудовать в квартире фотостудию пришло ко мне около года назад, – делится фотограф Павел Миронов. – Начинал я работать в небольшом офисном помещении в одном из офисных центров, потом некоторое время снимал в разных фотостудиях, а обрабатывал фото в одном из коворкингов Самары. А потом стал владельцем 3-комнатной квартиры, и одну из комнат решил приспособить под собственную студию. Теперь так и снимаю, регулярно обновляю декорации с помощью знакомых дизайнеров. Клиентов много в предпраздничное время, и пару раз соседи высказывали свое недовольство. Проблему разрешил просто: предложил бесплатно поснимать их семьи».

Если договориться с соседями все же удастся или предпринимателю повезет и проблем не возникнет вовсе, то следует помнить о неоспоримых преимуществах, которые дает домашний офис. Так, расценки за коммунальные услуги для такого собственника бизнеса не изменятся: оплачивать их он по-прежнему будет как физическое, а не как юридическое лицо (однако и уровень потребления останется аналогичным уровню для физлиц). Ну а главное – не нужно тратиться на аренду коммерческого помещения, что для многих представителей малого бизнеса сегодня является ощутимой статьей расходов. 

Комментарии
Комментариев нет

НОВЫЕ СПЕЦПРОЕКТЫ