Ваш советник по недвижимости
рсу-10-18-мая.gif 

Спецпроект: Сборная по недвижимости!
Городская среда: от барьеров - к доступности
Городская среда: от барьеров - к доступности
10:20, 31 Мая 2016

Городская среда: от барьеров - к доступности

Проблема доступной для всех категорий жителей городской среды давно находится в статусе вечных вопросов с комплексным содержанием - с вопросами к органам власти, представителям профессионального архитектурно-проектировочного и строительного сообщества, участникам общественных организаций. Конечно, при создании доступной среды нельзя не учитывать и мнение тех, для кого она создаётся. О том, как приблизить общегородскую среду Самары к статусу безбарьерной, о преодолимых сложностях и этапах этого большого пути говорили участники круглого стола, организованного ММЦ «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» совместно с региональным минстроем.

Барьеры физические, административные и финансовые В конце мая ММЦ «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» совместно с региональным министерством строительства организовал круглый стол по теме «Региональная специфика формирования безбарьерной среды для маломобильных граждан». В мероприятии приняли участие специалисты, имеющее непосредственное отношение к вопросам создания доступной среды в Самаре, - представители власти и общественных организаций, проектировщики, архитекторы и застройщики, а также все те, кому небезразлична повседневность самарцев с ограниченными физическими возможностями. Кстати, чисто в количественном отношении эта группа населения куда шире, чем многие привыкли считать: к людям с ограниченными возможностями передвижения стоит отнести и пожилых, и маленьких детей, и родителей с детскими колясками, и людей, пострадавших от физических травм и находящихся в процессе восстановления. Так, председатель правления Самарской общественной организации инвалидов-колясочников «Десница» Евгений Печерских напомнил, что маломобильные граждане разных категорий составляют 46% населения, и мероприятия по созданию доступной среды нужны всем этим людям.
Эти горожане нуждаются в качественной городской среде, в доступных для посещения городских объектах, в обновлённой инфраструктуре. Что они имеют сейчас? Чтобы у собравшихся на круглом столе возникло понимание этого, им был показан видеоролик, рассказывающий об одном дне человека с ограниченными физическими возможностями. Герой видео показал и рассказал, как он перемещается внутри подъезда, на придомовой территории, во дворе, на улицах и на въезде в муниципальные учреждения. Практически всюду процесс движения был связан со сложным физическим преодолением неудобных подъездных путей, тротуаров с бордюрами, узких входных групп. Любой выход маломобильного человека за пределы квартиры становится настоящим испытанием - такую городскую среду никак нельзя назвать доступной и дружелюбной.
Какие препятствия стоят на пути тех, кто может и должен сделать повседневность людей с ограниченными возможностями более достойной? Какие проблемы в этой сфере заслуживают внимания властей и участников строительного сектора в первую очередь? Почему в вопросах создания доступной среды такую большую роль играет личная ответственность и включённость в общее дело каждого из участников? На эти и многие другие острые вопросы участники круглого стола искали ответы в процессе оживлённой дискуссии.
Как выяснилось, отсутствие комплексного подхода к формированию безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями в Самаре имеет ряд разномасштабных причин. Существующие требования и нормативы в этой сфере сами участники строительного рынка - застройщики и девелоперы, органы соцзащиты и контроля, проектировщики и архитекторы - трактуют по-разному, в разной степени учитывая требования к снижению физических барьеров для людей, нуждающихся в этом. При этом сами участники рынка признаются, что механизм реализации существующих нормативов, поиск источников финансирования для их реализации пока остаются неразработанными и до конца не ясными. Есть лишь понимание, что следование принципам создания доступной среды существенно удорожит строительный проект, станет серьёзным обременением для бюджета или бизнеса. «Уже достаточно давно в нашей области ведется дискуссия, как применять на практике требования Конвенции о правах инвалидов и требования федерального законодательства, которые предполагают, что вся среда - социальная, инженерная, транспортная, а также объекты жилищного фонда должны быть приспособлены для маломобильного населения. А мы занимаемся попытками обхода требований и поиском компромиссов, проводим формальные мероприятия без осознания, как они будут впоследствии работать. Все чаще звучат аргументы, что это затратные мероприятия, которые ложатся тяжелым бременем на бюджет или бизнес», - сформулировал проблему председатель Общественного совета при министерстве строительства, главный редактор журнала «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» Олег Никитенко.
Для того чтобы требования к созданию безбарьерной среды в городе стали такими же работающими инструментами, отработанными на практике, как подключение к инженерным сетям или создание проекта планировки территории, нужны практические механизмы по реализации и финансированию объектов доступной среды. В конечном итоге решение этой проблемы имеет не только важнейшее социальное значение, но и влияет на степень инвестиционной привлекательности города и всего региона в целом.


К будущему без барьеров: 12 мер по созданию городской доступной среды О том, что многочасовая дискуссия оказалась продуктивной, можно судить по ряду прозвучавших и сформулированных решений для проблем на самых разных уровнях. В случае своей реализации эти меры и рекомендации позволят городу приблизиться к тому формату доступной среды, который сделает жизнь не только людей с ограниченными возможностями, но и всех горожан более комфортной и безопасной. Мы выделили основные предложения, звучавшие в ходе обсуждения.

1. Необходимость чёткого и неукоснительного соблюдения действующих СНиПов и ФЗ-419 «По вопросам социальной защиты инвалидов», согласно которому все объекты, вводящиеся с 1 июля 2016 года, должны быть комплексно оборудованы для всех категорий граждан, а также - региональной программы «Доступная среда», которая должна быть пролонгирована до 2020 года. Необходимость согласования объектов, подлежащих государственной экспертизе.
Участники строительного рынка - застройщики, проектировщики, архитекторы - должны соблюдать требования к возводимым объектам, прописанные в законе, не только для того, чтобы отчитаться о выполнении нормативов перед проверяющими органами. Псевдодоступные приспособления для людей с ограниченными физическими возможностями не решают проблему, а лишь способствуют нерациональному расходованию средств. «Значительная часть зданий, на которые разрабатывается задание на проектирование, изначально предоставляются на согласование без учета мероприятий по безбарьерной среде, - рассказал руководитель Управления организации безбарьерной среды жизнедеятельности Константин Кириенко. - Проектная организация говорит, что это здание инвалиды посещать попросту не будут, а потому никакие мероприятия по организации доступной среды не предусматриваются».
Статистика красноречива: по данным органов соцзащиты, с 2010 по 2015 годы лишь 19% из 1300 заданий на проектирование были согласованы с органами социальной защиты. Проектировщики и застройщики находят способ обойти эти требования или оказывают давление на сотрудников органов социальной защиты, чтобы задание на проектирование было согласовано. Эта сфера взаимодействия органов власти и представителей проектировочно-строительной отрасли требует более жесткого контроля, упорядоченной системы взаимодействия.

2. Применение на строящихся и реконструируемых объектах двух механизмов вариантов доступности: вариант «А», обеспечивающий доступность на все этажи здания, и «Б» - разумное приспособление, доступность зоны оказания услуги.
Первый вариант применим к новым объектам строительства, тогда как второй является разумным требованием для реконструируемых объектов, которые не могут быть полностью приспособлены для всех групп населения по техническим причинам. В частности, в многоквартирных жилых домах необходимо обеспечить доступ на первый жилой этаж с возможностью переоборудования там квартир для инвалидов.
При любой категории доступности застройщик должен обеспечить доступность прилегающей территории. Для людей с нарушениями зрения во дворах должны быть тактильные направляющие, для колясочников - съезд с бордюрного камня. Вход должен быть оборудован пандусом и поручнями, если технические возможности здания не позволяют приспособить парадный вход, необходимо оборудовать вход с тыльной стороны. Если установить пандус невозможно, можно использовать мобильные платформы. Дверной проем должен быть без порогов, а двери, в идеале, - раздвижные. Внутри здания также необходимо предусмотреть поручни, тактильные и контрастные направляющие, навигационные системы и подъемные платформы.
Определенные требования предъявляются к санитарно-техническим помещениям: допустимая площадь санузла, поручни, которыми должны быть оборудованы все приборы, зеркала с регулировкой угла наклона, а также тревожные кнопки, расположенные на определенной высоте, чтобы до них мог дотянуться упавший человек. В учреждениях, работающих по принципу единого окна, должна быть предусмотрена ниша, заехав на которую человек на коляске мог бы общаться со специалистом на одном уровне.

3. Ужесточение материальной и административной ответственности застройщиков за несоблюдение нормативов в сфере безбарьерной среды при строительстве и реконструкции объектов.
С 2008 года сотрудники министерства соцзащиты провели 246 плановых и внеплановых проверок объектов: при обнаружении нарушения выписывается предписание и назначается штраф. Однако по причине незначительного размера штрафов застройщики по-прежнему демонстрируют низкую заинтересованность в создании безбарьерных объектов. Штраф составляет от 10 тыс. рублей для юридических лиц и от 1 до 3 тыс. рублей для должностных. Увеличение размера штрафа способно стать одной из контролирующих мер для застройщиков, которые пока пренебрегают требованиями закона по созданию объектов в формате доступной среды. «Мы неоднократно выходили на федеральный уровень с инициативой повысить штраф, потому что строительство пандусов стоить больше штрафов. Но пока безрезультатно. И хотя мы по нескольку раз выходим на объект и штрафуем за нарушения, ситуация не изменяется», - рассказал представитель минсоца.
Еще один вариант решения проблемы – замена материального штрафа стоимостью, эквивалентной стоимости пандуса. Механизм таков: если в построенном объекте отсутствует элемент доступной среды, например, пандус, то застройщика обязывают перечислить средства, равные установке пандуса – и на эти средства происходит установка отсутствующего элемента. Подобная практика есть в других городах, и участники круглого стола отметили, что для Самары она также могла бы оказаться продуктивной.

4. Объекты безбарьерной среды должны создаваться не только в рамках государственной программы «Доступная среда» - каждый строительный проект или проект реконструкции и ремонта здания должны содержать в своем бюджете соответствующие пункты.
Актуальная ситуация связана с сокращением бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы «Доступная среда»: если в прошлом году на эти цели был выделен 71 миллион рублей, то в этом году объемы финансирования сократились в 3,5 раза и составили 20 миллионов рублей.
Заместитель руководителя департамента градостроительства Самары Олег Захаров рассказал, что, как и многие другие проблемы, доступность среды упирается в нехватку финансирования. Департамент градостроительства, выступая заказчиком по строительству и реконструкции, может устранять проблемы по безбарьерной среде на стадии проектирования. Однако у города есть предельная стоимость объектов, за которую он не может выходить.
В такой ситуации необходимо не просто общее увеличение объемов финансирования, а четкое таргетирование – целевое выделение бюджетных средств на решение первоочередных задач в сфере строительства безбарьерных объектов. Для этого нужно определиться, какие меры являются первоочередными и ключевыми в настоящий момент и уже в соответствии с этими объективными данными выстраивать бюджетную политику, концентрируя имеющиеся ресурсы на самых важных направлениях. «Бюджетные ресурсы ограничены и возникает вопрос таргетирования. Нужно честно признаться, что за 10-20 лет мы не сможем полностью поменять город. Но должна быть программа, в которой чётко определено, что мы делаем сейчас, а что потом, и все участники процесса должны понимать эту программу. Тогда мы сможем сконцентрировать ресурсы на самых важных направлениях», - считает Олег Никитенко.

5. Адресный учет граждан, нуждающихся в безбарьерной инфраструктуре по месту своего проживания.
Такой подход к повышению доступности городской среды для людей с ограниченными физическими возможностями способен оказаться более эффективным и сработать на общее улучшение качества современной городской инфраструктуры - его сторонником, в частности, выступил руководитель архитектурно-проектной мастерской «Рекон» Игорь Галахов.
Один из вариантов реализации адресного подхода в решении этих вопросов – строительство определенных объемов жилья с квартирами на первых этажах, спроектированных и полностью приспособленных для людей с ограниченными возможностями. Повысить качество среды в уже существующем жилом фонде или муниципальных учреждениях советской постройки – мероприятие технически более сложное и дорогостоящее, поэтому создание доступа на этапе строительства остается наиболее перспективным вариантом решения проблемы.

Городская среда: от барьеров — к доступности
Для эффективного и целостного решения вопросов, связанных с созданием доступной городской среды, необходима единая градостроительная концепция и общие региональные стандарты

6. Сокращение временного промежутка между стадиями проектирования и строительства объектов, чтобы разработанные меры по созданию безбарьерной среды не успевали устаревать.
Требования по созданию безбарьерной среды в процессе строительства или реконструкции предъявляются и устраняются на этапе проектирования. Однако нередки случаи, когда проектировочный этап работы уже завершен, элементы доступной среды в проекте предусмотрены, а затем по причине приостановки финансирования объект длительное время ожидает старта реализации. Когда процесс строительства все же начинается, проект зачастую оказывается устаревшим и возникает необходимость приводить многие его составляющие, в том числе элементы доступной среды, в соответствие с новыми требованиями.
Эта проблема, в частности, актуальна для проектов, в которых заказчиком выступает Департамент градостроительства, а одним из вариантов ее решения является целевой порядок выделения и расходования средств на реализацию средовых объектов для маломобильных групп граждан.

7. Необходимость отношения к планировочным решениям для маломобильных категорий населения как к решениям, удобным для всех категорий граждан.
Один из стереотипов, который поддерживается не только в обывательской, но и в профессиональной среде, связан с тем, что проектировочные решения, рассчитанные на людей с ограниченными возможностями, существенно удорожают стоимость строительства и делают проект нерентабельным. На самом деле, основные меры по созданию доступной среды удобны для всех категорий людей, поскольку предусматривают организацию широких коридоров и входных групп, удобных бордюров, вместительных санузлов и т.д. Эти планировочные решения могут стать новым стандартом качества, который получит широкое применение в разных сферах строительства.
«Мы говорим, что строительство жилья для инвалидов дорожает, но где в нормативных документах написано, что квартира для инвалидов должна отличаться от квартиры других людей? - спросил у участников круглого стола Евгений Печерских. - Такое жильё не отличается от «обычного» ничем, кроме ширины прохода и возможности зайти в туалет. То, что строится для инвалидов, удобно для всех граждан. Мировой опыт показывает, что капитальные вложения в строительство доступного жилья мизерные. И то, что мы говорим о деньгах, - лишь попытка оправдать наше негативное отношение. Оно формируется, потому что мы видим инвалида как человека больного, нуждающегося в постоянной опеке. Социальный подход к этой проблеме пока отсутствует».

8. Возможность постоянного и активного взаимодействия между профессиональным сообществом проектировщиков и представителями госэкспертизы.
О сложностях в процессе проектирования элементов доступной среды рассказал руководитель проектной компании «Графика-Инжиниринг» Карен Башиянц. В качестве примеров он привёл два объекта - бассейны спроектированные по заданию министерства образования. В первом доступ маломобильного населения предусмотрен только в общие помещения: коридор и холлы, но в сам бассейн такие посетители попасть не смогут. При проектировании другого бассейна обязательным стал фактор доступности всех помещений. Такой подход потребовал принципиально изменить все здание: поручни изменили облик наружных стен, доступ в чашу бассейна потребовал увеличить ферму здания с 18 до 24 м. В итоге устройство полного доступа увеличило площадь объекта на примерно на 40% - все это не было учтено в сметной стоимости.
В ходе дискуссии регулярно вставал вопрос разночтений в понимании нормативов между проектировщиками и государственной экспертизой. Если проект, представленный на экспертизу, соответствует всем требованиям, предъявляемым к строениям в этой сфере, то прохождение государственной экспертизы не составит проблемы. В то же время сотрудники экспертизы ждут от проектировщиков вариативных решений, чтобы иметь возможность из предложенных возможностей выбрать оптимальное.
Для того, чтобы обе стороны процесса лучше понимали всю процедуру взаимодействия и смогли договориться о мерах, способствующих повышению эффективности совместной работы, необходим конструктивный рабочий диалог. Он же поможет выработать единую стратегию и механизм взаимодействия, что поможет сделать процесс прохождения госэкспертизы более прозрачным для всех участников.

9. Необходимость предварительного проектирования в рамках требований по созданию доступной среды.
Практика предварительного проектирования в большинстве новых объектов сегодня отсутствует, однако она необходима именно с точки зрения решения проблемы доступности среды. Без этой части проекта расходование средств окажется неэффективным.
«Доступная среда должна создаваться не в рамках средств отдельной программы - любые деньги на строительство, ремонт и благоустройство должны содержать элементы повышения доступности среды», - убеждён вице-президент фонда «Город без барьеров» Сергей Чистый.

10. Выбор городом формата средовой адаптации – фрагментарная или комплексная адаптация.
Фрагментарный подход к решению вопросов по созданию доступной среды решает локальные проблемы, но не делает общую городскую среду безбарьерной, что на определенном этапе обнуляет все его достижения. Другой вариант фрагментарного подхода – создание отдельных кластеров с повышенной доступностью. «Должен быть сделан выбор, какие из мер применять: либо мы размазываем деньги, либо концентрируем, - объяснил Сергей Чистый. - Если концентрируем, должна быть определенная этапность, цели и задачи. Маленькие города делают градостроительные концепции, чтобы решить задачи безбарьерной среды. Сначала определяют, сколько функционирует школ, сколько в них нужно мест для детей-инвалидов. Важно понять, что лучше: строить сразу или ремонтировать потом? Мы считали, что преодоление препятствия стоит раз в 10 больше, чем изначально грамотное решение. Преодолеть ошибку — это целая история».
Немаловажный вопрос на этом пути – повышение доступности городской дорожно-транспортной сети, создание внутриквартальных безбарьерных коридоров, стыкующихся с путями движения к социально значимым объектам и местам проживания людей с ограниченными возможностями. Вариантом комплексной адаптации городской среды может стать создание стержневого уличного каркаса доступной среды с адаптированным общественным транспортом и остановками, от этого каркаса возможно дальнейшее развитие.
Для формирования комплексной политики по созданию доступной среды фонд «Город без барьеров» совместно с Министерством экономики РФ планирует создать пилотные ресурсные центры, где будут работать профессионалы в этой сфере. Один из таких центров может появиться и в Самаре. Он должен стать помощником в формировании общей политики, единым координирующим центром для повышения качества общегородской среды.

11. Координация усилий всех участников процесса в вопросах адаптации городской среды к запросам людей с ограниченными физическими возможностями.
Проблема раскоординированности действий разных участников процесса адаптации среды ведёт к тому, что, несмотря на соблюдение норм, проблема доступности так и не решается. Некому определять приоритеты, решать, какие объекты адаптировать в первую очередь. Олег Никитенко обратился напрямую к представителю самарского министерства строительства: «Готово ли министерство или инспекция строительного надзора взять этот флаг в свои руки?».
Для эффективного и целостного решения вопросов, связанных с созданием доступной городской среды, необходима единая градостроительная концепция, общие региональные стандарты, которые можно выработать и принять только по итогам плотного и конструктивного взаимодействия с профессиональными сообществом, органами власти и самими маломобильными гражданами.
«Возглавить эту работу целесообразно минстрою, - согласился руководитель государственной инспекции строительного надзора Самарской области, заместитель министра строительства Юрий Головлев. - Следует разработать перечень стандартов и осуществлять градостроительную политику в области, учитывая эти нормативы. Без изменений в нормативной документации на уровне субъекта каждый участник процесса так и будет трактовать нормы по-своему».
Еще один шаг на пути к консолидации мнений и решений – создание базы типовых проектных решений, уже наработанных и опробованных на практике. Создание такой базы позволит в каждом конкретном случае строительства или реконструкции здания принимать оптимальное решение и рассчитывать объем затрат на его реализацию.

12. Повышение социальной ответственности власти и бизнеса в решении вопросов по созданию безбарьерной среды.
Сегодня общий вектор отношения многих представителей власти и бизнеса к проблемам доступа людей с ограниченными физическими возможностями во многие городские учреждения и дома можно охарактеризовать как минимальные попытки выполнить свои обязательства в решении этих вопросов на фоне общего равнодушного отношения к существующим в обществе и городской среде барьерам. В итоге получается, что действующие нормы и требования ясны всем, но на практике продолжают появляться неудобные пандусы, кнопки вызова, до которых невозможно дотянуться, не встав с коляски и другие неработающие и неадаптированные средовые и инфраструктурные элементы.
Выход из этой ситуации стоит искать, в первую очередь, в смене личного отношения к проблеме, к осознанию своей причастности к этим вопросам и, как следствие, к росту общей социальной осознанности в создании новой безбарьерной среды.
Повышение уровня социальной ответственности означает и неукоснительное соблюдение требований закона в среде проектных организаций и строительных компаний. Функции наблюдающего и контролирующего органа в данном случае должен исполнять Госстройнадзор.
«Речь идет о том, чтобы смотреть на город, на объекты, которые строятся, на среду не своими глазами, не со стороны, а научиться смотреть глазами тех людей, которые испытывают трудности и ограничения», - резюмировал Олег Никитенко.


Анна Вершинина
Анна Вершинина
Руководитель отдела планирования жилья Самарского областного Фонда жилья и ипотеки

 
«Соблюдение всех требований по организации безбарьерной среды способно привести к значительному увеличению минимальной площади квартиры и, как следствие, к удорожанию жилья, на что не предусмотрены бюджетные средства. Площадь однокомнатной квартиры в таком случае увеличивается до 46 кв. м, а стоимость при этом вырастет на 6-12 тыс. рублей за кв. м. При этом нужно определиться, где и как проектировать такое жильё: не всегда в доме можно предусмотреть все квартиры на первом этаже с переменной планировкой».


Галина Гусарова
Галина Гусарова
Член Общественной палаты Самарской области


«Хочется призвать специалистов из проектных организаций, застройщиков: делайте так, как требует федеральный закон, в соответствии со СНиПами. Ведь многое сегодня делается не по нормам, да еще и оказывается давление на органы социальной защиты. Давайте проектировать и строить правильно, для регулирующей функции у нас есть Госстройнадзор. Достаточно посмотреть на новое капитальное строительство: все ли нормы выполняются? Давайте взглянем на новые объекты: в какой мере они адаптированы»?


Игорь Галахов
Игорь Галахов
Руководитель архитектурно-проектной мастерской «Рекон»


«На сегодняшний день ни один проект, подлежащий экспертизе, не пройдет эту процедуру, если не предусмотрены мероприятия для инвалидов, в соответствии с согласованным в министерстве техническим заданием. Если же говорить о давлении на сотрудников министерства, этот нажим происходит на стадии подписания и подготовки технического задания, потому что в нормативной документации есть термин «разумность мероприятий», который подразумевает поиск разумного компромисса за счёт адресности».


Карен Башиянц
Карен Башиянц
Руководитель проектной компании «Графика-Инжиниринг»


«Посадка здания с учетом доступа маломобильных категорий граждан требует проработки ещё до покупки участка. Зачастую сначала покупается участок, а потом мы думаем, куда ставить лестницы и пандусы. А ведь решения для маломобильных удобны для всех категорий граждан. Это широкие коридоры, бордюры, которые позволяют перемещаться по городу с коляской, эти решения удобны для всех».


Юрий Головлев
Юрий Головлев
Руководитель государственной инспекции строительного надзора Самарской области, заместитель министра строительства

«В моей практике ни разу не было такого, чтобы эксперт отказал проекту, который соответствует нормам и правилам и предлагает эффективные экономические решения. В идеале проектировщики должны предложить варианты решений, а эксперт поставит галочку под одним из них. При этом экспертиза открыта для взаимодействия: все противоречия можно обсуждать».


Сергей Чистый
Сергей Чистый
Вице-президент фонда «Город без барьеров»


«Есть 10 способов преодолеть конкретную «ступеньку», которая делает недоступным существующее здание. Относительно же нового здания я вовсе не понимаю, в чем проблема организации безбарьерного пространства. Другой вопрос, что делать с доступностью здания в целом: здесь появляются вопросы стыковки путей движения, функционального зонирования самого здания, положения мест общественного пользования и так далее. Универсальный дизайн относится не только к инвалидам - это другая архитектура, более привлекательная, которая повышает рейтинг города и области».

Комментарии
Комментариев нет