Ваш советник по недвижимости
рсу-10-18-мая.gif 

Спецпроект: Сборная по недвижимости!
Бизнес на туристических тропах
Бизнес на туристических тропах
09:00, 20 Марта 2016

Бизнес на туристических тропах

Недавно представители регионального департамента туризма обнародовали утвержденный гостевой маршрут к чемпионату мира по футболу-2018. В разработанную схему перемещения болельщиков по Самаре вошли участки 14 городских улиц, расположенных в историческом центре. Предполагается, что именно здесь в свободное от матчей время будут сосредоточены основные потоки пешеходного трафика. Сможет ли, а главное, захочет ли бизнес размещаться на туристических тропах, чтобы заработать на футбольной аудитории? 

Коммерческая «встройка» на туристическом маршруте

Основное предназначение составленного туристического маршрута – представить гостям города основные самарские достопримечательности и памятники истории и культуры. Однако, как неоднократно отмечали представители власти, принимающие участие в разработке пеших гостевых маршрутов, на этих участках исторического центра следует создать современную и коммерчески активную среду. На одном из мероприятий, проходивших под эгидой подготовки к мундиалю, генеральный директор АНО «Дирекция-2018» Артур Латюхин посоветовал региональному бизнесу «изучить все особенности предстоящего мероприятия и сделать все, чтобы болельщики захотели оставить на нашей земле как можно больше денег, чтобы они захотели провести у нас не день, а неделю». Соответственно, власти, подкрепляемые идеологией FIFA, ждут от представителей регионального бизнеса активной позиции, желания размещаться в историческом центре и предлагать гостям города товары, услуги, атрибутику или развлечения, которые могли бы их заинтересовать с учетом их времени и цели пребывания в Самаре.


По статистике АНО «Дирекция-2018», в дни матчей чемпионата мира по футболу-2018 в Самарский регион прибудет порядка 150-200 тысяч человек. Таких «нашествий» болельщиков ожидается несколько, вплоть до ¼ финала чемпионата.

Как известно, туристический маршрут к ЧМ-2018 в Самаре формируют участки улиц Куйбышева, Ленинградской, Максима Горького, Волжского проспекта, Рабочей, Венцека, Вилоновской, Красноармейской, Молодогвардейской, Фрунзе, Алексея Толстого, Некрасовской и Степана Разина. Если обратиться к актуальному рыночному объему предложений в этой части города и попытаться найти среди них те, что могли бы представлять интерес для потенциальных инвесторов (арендаторам задумываться о переезде в центр города, даже если они хотят стать частью коммерческой инфраструктуры мундиаля, объективно рано), то окажется, что проблемы с коммерческими площадями в историческом центре остались прежними. Высокие ценники, не реагирующие на рыночную реальность, ветхие коммуникации и плачевное состояние многих фасадов, сложности с парковками и подъездными путями, разношерстные «соседи» по нежилым площадям. Более того, сама задача выбора подходящей коммерческой площади осложняется объективной ограниченностью экспозиции: на всех 14 улицах, попавших в маршрут, на продажу сегодня выставлено порядка 50 торговых и универсальных помещений, и лишь пятая часть из них могла бы заинтересовать представителей малого и среднего бизнеса за счет своей небольшой общей площади. Диапазон цен на помещения в продаже на улицах исторического центра является мини-копией общерыночной экспозиции всей городской «встройки». Самые доступные объекты здесь стартуют с ценника около 20 тыс. руб./кв. м за цокольные помещения низкого качества и достигают 130-140 тыс. руб./кв. м за полностью готовые к работе магазины (часто с оборудованием), расположенные на первых линиях наиболее оживленных центральных улиц. Еще одна постоянная примета «встройки» в историческом центре – наличие предложений по максимальным рыночным ценам: нежилое помещение площадью 570 кв. м на ул. Молодогвардейской, 153 по цене 55 млн руб. или почти вдвое большая площадь на пересечении Красноармейской и Спортивной по цене 120 млн руб. – яркие тому подтверждения.

Старая Самара, ул. Куйбышева

Бизнес и мундиаль: есть ли взаимный интерес?

Еще один важный вопрос: насколько сам бизнес готов откликнуться на перспективу «ухватить» часть туристической аудитории? И насколько сам исторический центр готов стать локацией, востребованной среди средних и крупных игроков рынка? Простой пример: присоединиться к единой инфраструктурной сети мундиаля в Самаре предложили одному из крупнейших операторов в сфере ресторанов быстрого питания. Речь шла о том, чтобы разместить новый объект в зоне предполагаемого туристического трафика. На предложение ответили отказом по причине экономической нецелесообразности такого открытия: пешеходные потоки активизируются в городе на несколько недель, после чего туристическая посещаемость снизится до прежнего уровня. За столь короткий период бизнес не успеет стать доходным и потому без лишних иллюзий от предложенной возможности отказывается. «Для бизнеса, который планирует сроки окупаемости в пределах 10 лет, стимула размещаться только ради мундиаля нет, - подтверждает руководитель отдела коммерческой недвижимости ГК «Бизнес-Гарант» Сергей Бей. – Этот период нельзя пройти за три недели максимально успешной торговли. Конечно, ставки в районе старого города уже сейчас красноречиво призывают инвесторов заходить на эту территорию. Однако такая позиция нынешних владельцев помещений вкупе с позицией властей больше походит на желание спекулировать на теме чемпионата. Думаю, оптимальным решением в данной ситуации могла бы быть некая форма взаимодействия города и бизнеса, потому что то, что предлагается сейчас, и то, на каких условиях предлагается, - в основе своей неинтересно. И географическая близость к маршрутам мундиаля точно не является решающим фактором при выборе коммерческой площади».


В период проведения чемпионата мира по водным видам спорта в Казани было организовано более 4 тысяч событийных мероприятий разного масштаба. На опыт казанцев советуют ориентироваться представителям самарского бизнеса городские власти.   


Старая Самара, ул. Фрунзе

Иными словами, вслед за советами и предположениями, как бизнес в формате стрит-ритейла может заработать на крупнейшем спортивном событии, многие участники рынка сформировали мнение, что заработать на чемпионате – скорее идеализированная утопия, нежели рыночная стратегия. Кстати, представители АНО «Дирекция-2018» в качестве одной из перспективных форм сотрудничества бизнеса и власти на сформированных «тропах» чемпионата называли организацию и проведение событийных мероприятий как неких форм социальной активности, включающих участие представителей бизнеса. Какие бизнес-форматы в связи с этим представляются перспективными? Например, формат кейтеринга или небольшой закусочной, которые в отличие от стационарных ресторанных объектов более мобильны в прямом смысле слова и больше соответствуют духу уличного фестиваля, каким, по сути, и является шествие футбольных болельщиков. Между тем в перечне основных требований FIFA по ключевым объектам инфраструктуры городов-организаторов чемпионата мира по футболу выделен отдельный пункт, связанный с организацией коммерческой инфраструктуры города. Это развитие секторов розничной торговли, общественного питания и банковских и экскурсионных услуг. Можно ли сказать, что всеми этими объектами коммерческой инфраструктуры исторический центр в виде 14 улиц гостевого маршрута полностью насыщен? Очевидно, нет. Потому и важно найти верную и обоюдовыгодную форму взаимодействия, которая вернет интерес бизнеса к историческому центру – пусть даже в формате заведений фестивального типа и организаций, предоставляющих развлекательные услуги и организующих события общегородского масштаба на период мундиаля.


А как у них?

На недавно прошедшем в Нижнем Новгороде форуме для представителей малого и среднего бизнеса участники обсуждали форматы возможного участия в играх чемпионата мира по футболу-2018. Среди бизнес-возможностей, встретивших наибольший отклик, оказались пункты общественного питания, досуга и развлечений, транспортные услуги, информационное обеспечение, производство и продажа сувенирной продукции.


Комментарии
Комментариев нет