Ваш советник по недвижимости
рсу-10-18-мая.gif 

Спецпроект: Сборная по недвижимости!
Бум франшиз
Бум франшиз
15:48, 25 Декабря 2015

Бум франшиз

Одной из заметных тенденций 2015 года стала активизация франчайзинговых моделей бизнеса из самых разных сфер. Какие ниши востребованы среди самарских франчайзи в большей степени и есть ли на рынке место для новых последователей бизнеса «под ключ»?

Одни из самых популярных проектов уходящего года оказались франшизами федеральных или инорегиональных сетей – с этим вектором развития рынка спорить сложно. Наиболее активно франчайзинговые сети открываются в ресторанном сегменте, сфере красоты и ухода за собой, а также в сфере развлечений и досуга. Сами самарские франчайзи признаются, что для них решение открыть бизнес по готовой модели пришло вместе с пониманием, что возможен иной путь – более простой, безрисковый и эффективный, по сравнению с открытием собственного дела с нуля. Современные франшизы – это готовый пакет документов и рекомендаций для запуска и последующего функционирования, с гарантией экспертного контроля со стороны франчайзера.

Среди основных заявленных преимуществ современных франчайзинговых сетей – возможность запустить свое дело быстро и без лишних проволочек (помещение нужно искать по ряду конкретных параметров от франчайзера, проектировочное решение и дизайн-проект предоставят, равно как и перечень необходимого оборудования с мебелью и контактами проверенных поставщиков, даже с собеседованием и стажировкой сотрудников франчайзер может помочь), а затем окупить его в четко оговоренные сроки (так, в качестве срока окупаемости филиала квест-комнаты одной из сетей указан срок в 3 - 6 месяцев). Вообще, у каждого франчайзингового «пакета» свои особенности наполнения: например, партнерам квеструмов предлагают уже разработанные сценарии игр с реквизитом и программным обеспечением, представителям ресторанной сферы франчайзеры предоставляют меню и знакомят сотрудников с технологией приготовления, в услуговых бизнес-направлениях в пакет франчайзи часто входят возможности стажировки и обучения для персонала.

Порог входа во франчайзинговый бизнес тоже везде свой: например, для открытия кофейни сети Traveler’s Coffee требуются инвестиции от 10 млн рублей, также потенциальным франчайзи следует помнить о паушальном взносе (единовременной выплате франчайзеру) в размере от 1 млн рублей и о периодической выплате роялти в размере 3% от суммы выручки. Еще один пример: чтобы иметь финансовую возможность открыть бар сети «Дорогая, я перезвоню», нужно быть готовым к выплате первоначального взноса в 1,4 млн рублей (сумма варьируется в зависимости от выбранного формата), а впоследствии отчислять в пользу франчайзера ежемесячно 50 тыс. рублей и платить в маркетинговый фонд не более 1% от оборота.

Какие помещения и локации выбирают современные франчайзи для работы? С помещением все очень индивидуально и всецело зависит от специфики бизнеса, а вот в отношении локаций можно сделать определенные выводы, анализируя активность самарских франчайзи. Очевидно, что большинство успешных франшиз, открывшихся в городе за последние год-два, выбирают для размещения либо знаковые места исторического центра, либо оживленные локации, близкие к деловому центру города, к местам плотной жилой застройки или к современным жилым районам. Примечательно, что многие представители франчайзингового бизнеса определяют свою аудиторию как «активную» - видимо, отчасти этот формат взаимодействия с клиентами и определяет основные географические зоны интереса для представителей бизнеса. Соответственно, активный интерес большинства самарских франчайзи к центральным городским локациям и определяет вектор развития рынка недвижимости. Без участия франшиз в процессе аренды коммерческих площадей сама локация исторического центра «просела» бы в этом году еще заметнее. На «золотых милях» делового центра, в оживленных локациях стрит-ритейла и популярных торговых центрах приход новых франчайзи особо заметной «волны» не создал: эти площадки и без того пользовались ровным спросом со стороны разномастных арендаторов. Наиболее заметное исключение – это, пожалуй, локация на ул. Дачной между Коммунистической и Московским шоссе: в 2015 году здесь окончательно сложился новый ресторанный анклав, и этот процесс произошел не без активного участия представителей франчайзингового бизнеса. Что касается исторического центра, то здесь на общем фоне стагнации и затишья появление новых франчайзинговых игроков подчас оказывалось заметным событием для всего квартала. Дальнейшая экспансия франшиз в город и регион совершенно отчетливо укрепит популярные и перспективные локации в их статусе, потому что практика показывает: франчайзи в принципе не выбирают «нехоженых троп» в прямом и переносном смыслах.

Аналогичной позиции следует придерживаться и собственникам коммерческих площадей, которые планируют работать с владельцами франшиз, и основное правило здесь можно сформулировать так: чем универсальнее и «мобильнее» коммерческая площадь, тем проще адаптировать ее под требования франчайзингового бизнеса. Одними из самых распространенных несоответствий заявленным «канонам» самарские франчайзи называют недостаточные инженерные мощности (особенно эта проблема актуальна для исторического центра, что вполне ожидаемо), уже сформировавшийся облик помещения, который сложно адаптировать под требования внутренней логистики любого другого бизнеса, и, наконец, высокие ценовые запросы собственников (этот аспект касается площадей, которые технически и с точки зрения локации идеально подходят большинству франчайзинговых бизнесов). Для собственника коммерческой площади франчайзи известной сети – однозначно привлекательный арендатор с перспективой занять помещение надолго. Поэтому и при покупке нежилого помещения, и при ремонте уже существующей площади стоит составить для себя пул предпочтений из франчайзингового сегмента и изучить их базовые требования к помещениям. Практика рынка показывает: на интересные предложения с хорошей локацией от собственников с адекватной позицией перспективный и устойчивый бизнес по франшизе стабильно «клюет».

Еще одна любопытная деталь – сами представители самарского франчайзингового бизнеса если и соглашаются прогнозировать перспективы – как свои, так и коллег по рынку, то признаются, что практически в любой из ниш, популярной среди обладателей франшиз, еще есть потенциал для роста. В качестве рыночного сегмента, более других нуждающегося в новых франчайзи, участники рынка назвали сферу услуг. Что ж, это вполне может стать одним из векторов развития сферы «готового» бизнеса в новом году.


ГОВОРЯТ ФРАНЧАЙЗИ

Мы спросили франчайзи, открывших самарские филиалы популярных проектов, о причинах их выбора именно такой модели ведения бизнеса, именно этой сферы, а также о том, что дает и чего не дает франшиза.

Евгений Ковалев

Евгений Ковалев, бар «Дорогая, я перезвоню» (собственник франшизы):

— Буквально до недавнего времени ресторанная отрасль в Самаре находилась в зачаточном состоянии, и одно из доказательств этого – скверное слово «общепит», которым многие до сих пор обозначают заведения подобного формата. Наши потребители пока не совсем видят разницу между разновидностями ресторанного бизнеса, и во многом по этой причине франчайзинг в этой сфере получил такое распространение. Прежде чем придумать свой уникальный продукт, нужно познакомить потребителей с лучшими образцами того, что уже в этой сфере есть, и в этом смысле франчайзинговые проекты подходят как нельзя лучше. Для самих франчайзи тоже проще и выгоднее выбрать уже готовый проект и попытаться реализовать его в новых условиях. Правда, здесь есть важная ремарка: любую франшизу нужно адаптировать, даже готовый проект нуждается в локальных уточнениях и особенностях. Скажем, просто привезти в Самару успешный московский проект – это само по себе не залог успеха, и то, что проект популярен в столице, совершенно не означает его автоматической востребованности здесь.

Бар «Дорогая, я перезвоню»  

Бар «Дорогая, я перезвоню»

5 городов присутствия (в Москве 4 бара)

Локация в Самаре: деловой центр города (ул. Ново-Садовая)

Старт всего проекта: 2010 г.

Интересная деталь: когда сеть только разрасталась в Москве, к персоналу предъявляли нестандартные требования: например, рост от 170 см, наличие татуировок, преданность команде и «склонность к работе в цирке». 


Максим Коломиец

Максим Коломиец, ресторан «Mama Roma» (собственник франшизы):

— Успех многих франчайзинговых проектов в Самаре, безусловно, связан с уже сложившейся репутацией брендов и торговых марок, которые с франшизой приходят на региональный рынок. Люди уже наслышаны о многих крупных проектах и успели сформировать собственные ожидания – и в этом случае очень важно как минимум эти ожидания оправдать, а в идеале их превзойти. Тогда и целевая аудитория будет довольна, и бизнес будет «жить». Роль сервиса в любом франчайзинговом заведении также высока: даже готовая бизнес-модель не будет работать сама по себе. Грамотная реализация – это еще один шаг к успеху. Даже известный успешный бренд и достойный сервис не могут компенсировать реализацию «на троечку»: значение имеют и внутренние процессы компании, и внешние атрибуты – материалы, применяемые в отделке помещения, инвентарь, торговое оборудование, мебель и дизайн. Как и в любом другом бизнесе, здесь нет мелочей, ведь потребитель становится все более требовательным и искушенным – нужно делать все на достойном уровне.

Рынок, как и интересы аудитории, постоянно меняется, поэтому бизнес по франшизе может быть интересен и перспективен практически в любом сегменте. Конечно, не все современные проекты одинаково успешны, все зависит от финальной реализации проекта и личной заинтересованности участников процесса в успехе. Если говорить о нише, где хотелось бы видеть больше франшиз, отмечу сегмент кофеен: интересных вариантов для воплощения существует масса, и в Самаре представлены лишь некоторые из них.
 
MAMA ROMA  

Итальянский ресторан «Mama Roma» 

6 городов присутствия (в Санкт-Петербурге 17 ресторанов)

Локация в Самаре: ТЦ «МЕГА»

Старт всего проекта: более 15 лет назад

Интересная деталь: меню ресторана разработано по рецептуре итальянских шеф-поваров, а домашнее вино для сети ресторанов специально производят в Тоскане.


Алина Антонова

Алина Антонова, кофейня Travelers Coffee (управляющий):

— Ни для кого не секрет что франчайзинг - это уже готовая модель бизнеса, что называется «под ключ».  Мы видим франчайзинговые предложения на каждом шагу и они все больше и больше набирают свои обороты. Франчайзинг дает возможность создать уже готовую копию успешного заведения, оказывает рекламную поддержку  и позволяет работать по уже отлаженному механизму.  Франчайзер  никогда не оставит в свободном плавании, будет помогать во всем начиная от подбора места для открытия ресторана и заканчивая обучением персонала. Но нельзя забывать о том, что далеко не все зависит от бренда. Чтобы заведение  действительно работало, нужно вкладывать очень много и своих сил. Согласитесь, если вам нахамили в ресторане или в магазине, то больше не захочется туда идти – даже если это известный бренд. Непрерывное обучение и контроль за персоналом - очень важный пункт в видении бизнеса нашей сферы. 

«Traveler’s Coffee»    

«Travelers Coffee» 

102 кофейни в 48 городах и 5 странах (помимо России, филиалы в Казахстане, Азербайджане, Украине, Китае)

Локация в Самаре: исторический центр (ул. Куйбышева, ул. Ульяновская)

Старт всего проекта: более 15 лет назад

Интересная деталь: у бизнеса собственное обжарочное и пищевое производства, расположенные в Новосибирске


Никита Руденко

Никита Руденко, Квеструм.рф (один из основателей проекта в Самаре):

— Франшиза прежде всего обеспечивает возможность быстрого запуска бизнеса, предоставляет готовые маркетинговые инструменты, консультации и что самое главное - опыт, который нам передает франчайзер.

В Самаре рынок поначалу долго раскачивался, а затем произошел скачок и открылось друг за другом много квест-комнат. Но, к сожалению, не все из открывшихся в этой сфере бизнесов, демонстрировали хорошее качество, а ведь это и отталкивает часть клиентов, которым не посчастливилось в первый свой поход попасть такой квеструм. Правильный квест должен представлять не просто шарады и кучу ключей с замками и сейфами, а должны присутствовать необычное взаимодействие с предметами, с которыми вы не всегда встретитесь в реальной жизни, техническое оснащение и WOW-эффект.

Глобально в бизнесе по франшизе есть свои плюсы и минусы. Если рассматривать наш сегмент, то сделать самим качественный квест, при условии, что до этого ты не занимался разработкой квест-комнат, тяжело и на это требуется очень много времени и средств. А сроки играют большую роль. Поэтому мы и прибегли к франшизе с говорящим доменом. Самым главным плюсом в качественной франшизе является разработка и предоставление полного пакета документации, а также консультация и помощь на всех этапах развития.

Квеструм.рф (Questrooms.com)  

Квеструм.рф (Questrooms.com) 

28 городов присутствия (помимо России, филиалы в Казахстане, Белоруссии, Швеции, Германии и на Кипре)

Локация в Самаре: исторический центр (ул. Самарская)

Открытие первой квест-комнаты: апрель 2014 г.

Интересная деталь: идею с открытием квеструма основатели всего проекта «подсмотрели» в блоге у известного дизайнера Артемия Лебедева


Без фото

Барбершоп Boy Cut (соучредители):

— Развитие рынка франшиз представляется межрегиональной тенденцией, потому что это, в первую очередь, удобно: в качественной франшизе уже есть готовые стандарты сервиса и деятельности, а будущий собственник франшизы получает целостную модель для ведения своего дела.

Популярность барбершопов в Самаре не является случайностью: вообще это исторически сложившаяся традиция, которая существовала в Европе и США еще в XIX-XX вв. С другой стороны, большинство обычных россиян долгое время довольствовались лишь салонами и парикмахерскими, заточенными под услуги для женщин, тогда как мужчинам выбирать не приходилось. На сегодняшний день в Москве количество работающих барбершопов вполне можно сравнить с числом хлебных магазинов – фактически на каждом углу. Так что очевидно, что услуга оказалась востребованной. Что касается Самары, то очевидно, что предел развития этого бизнес-сегмента еще не достигнут, поэтому предсказуемо появление новых игроков.

Решиться на франшизу барбершопа было легко: прямого опыта работы в этой сфере не было, и начать с готовой модели бизнеса было удобнее и целесообразнее, хотя бы для того чтобы избежать большого числа ошибок. 
Barber Shop «Boy Cut»  

Barber Shop «Boy Cut»

8 городов присутствия (в Москве три барбершопа)

Локация в Самаре: исторический центр (ул. Куйбышева)

Старт всего проекта: сентябрь 2013 г.

Интересная деталь: среди основателей проекта - шоумен Александр Гудков, а среди постоянных клиентов — Иван Ургант

Комментарии
Комментариев нет