Дороги расширяют — земли изымают

Одну из востребованных загородных магистралей, Красноглинское шоссе планируют расширять, и этот процесс напрямую затронет тех, кто владеет земельными участками, прилегающими к магистрали. Более 180 участков попадет в полосу отвода новой дороги, а значит – будут полностью или частично изъяты.  РЕКОНСТРУКЦИЯ – ЗНАЧИТ РАСШИРЕНИЕТехнически предстоящий процесс расширения и реконструкции Красноглинского шоссе уже проработан: проведены проектные изыскания, составлен план работ, выбрано направление реконструкции, а главное – определен перечень земельных участков, попадающих в зону будущих строительных работ. Прежде всего, нужно уточнить, что под реконструкцией, которая предстоит Красноглинскому шоссе, понимается расширение существующего дорожного полотна. Как отмечают авторы разработанного проекта, эта дорога находится «в узловой точке связи между селами в рамках будущей возможной агломерации с центральными регионами России». Иными словами, реконструкция усилит региональное значение Красноглинского шоссе и пропускную способность в этой части области.
Двумя крайними точками реконструируемой магистрали станут мост через реку Сок и Волжское шоссе. Начало проектируемого участка реконструкции совпадет с транспортной развязкой на пересечении Волжского и Красноглинского шоссе с улицей Сергея Лазо. Конец проектируемого дорожного участка соответствует окончанию транспортной развязки у мостового перехода через реку Сок. Общая протяженность реконструкционных работ составит почти 11 тыс. кв. м. Авторы проекта рассчитывают, что ось новой транспортной магистрали будет максимально приближена к уже существующей дороге. Однако планируемое расширение дороги не может не затронуть прилегающие земельные участки – а их оказалось немало.КОГО КОСНЕТСЯ ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЛИ?
В ходе проектных изысканий было выявлено, что 170 земельных участков, поставленных на кадастровый учет, накладываются на границы полосы отвода будущей дороги. Общая площадь наложения впечатляет – 70,тыс. кв. м. Кроме этого в полосу отвода попадают неразграниченные участки, не состоящие на учете, их общая площадь еще больше – около 124 тыс. кв. м.
Сам проект полосы отвода состоит из двух земельных участков в категории земли населенных пунктов. Общая площадь земельного участка, отводимого под автодорогу, - почти 742 тыс. кв. м. Из-за изменения конфигурации полосы отвода дороги меняется положение и конфигурация красных линий, ограничивающих территории для транспортной и инженерной инфраструктуры. В результате в полосу отвода попадут участки, предназначенные для садоводства, ИЖС, для культурно-оздоровительных целей, для производственно-складских целей, для рекреационной деятельности.
В общей сложности, процесс изъятия коснется 185 земельных участков. Для ряда участков изъятие будет полным, для большинства – частичным. Так, на одном из участков под ИЖС, попавшим в полосу отвода, будет изъято 189 из 788 кв. м, то есть большая часть земли останется у нынешнего собственника. Впрочем, есть примеры и более масштабного изъятия: так, почти 6 тыс. кв. м земельного участка, находящегося в собственности Самарского лесничества, подлежит изъятию. Процесс коснется и маленьких участков (23-24 кв. м), и земель большей площади.
В качестве собственников этих земельных участков фигурируют как физические, так и юридические лица, промышленные предприятия (тот же завод «Электрощит») и муниципалитет. Существенная доля земли будет изъята из владений Самарского лесничества. Целая группа участков, подлежащих изъятию, ныне занята объектами жилой недвижимости, другие предназначены для садоводства и используются в качестве дач, на участках третьей группы расположены временные или постоянные объекты коммерческой недвижимости. Если изъятию подлежит весь участок, то изымается и объект, на нем расположенный – будь то загородный дом или функционирующий бизнес. Наконец, четвертую группу земельных участков, подлежащих изъятию, образуют инфраструктурные объекты – например, рекреационные объекты, ранее принадлежавшие санаторию «Юность» (спортивные площадки и прилегающая территория детского санатория).КАК БЫТЬ СОБСТВЕННИКАМ?Вопрос о правовой целесообразности предстоящего изъятия земельных участков близ Красноглинского шоссе фактически не встает. В подготовленном к реализации плане проекта авторы ссылаются на действующее Постановление № 717 от 2.09.2009 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», утвержденному Постановлением федерального Правительства. Как напоминает юрист по оформлению недвижимости ГК «Бизнес-Гарант» Нина Жидяева, несмотря на то, что в правовой практике процедура изъятия земли встречается крайне редко, государство все же имеет безоговорочное право на нее в целях размещения объектов регионального и муниципального значения. В частности – объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения. Именно к объектам этого типа и можно отнести проект нового Красноглинского шоссе.
Чего стоит ожидать собственникам земельных участков, попавших в полосу отвода новой магистрали? «При проведении процедуры изъятия земельного участка по желанию собственника ему могут предложить либо равноценный земельный участок, либо возмещение выкупной стоимости земельного участка, которая складывается из рыночной стоимости участка и рыночной стоимости расположенного на нем недвижимого имущества, а также убытков, причиненных процедурой изъятия, - объясняет Нина Жидяева. – При этом исполнительный орган власти, принявший решение об изъятии, должен уведомить о своем решении собственника этого земельного участка не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия. Неважно, будет ли участок выкупаться или заменяться равноценным участком».
Кроме того, всем собственникам, чьи земли попадут в полосу отвода и будут изъяты, следует помнить, что изъятие или выкуп земли допускаются только с их согласия. «Принудительное отчуждение участка для муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного замещения стоимости земельного участка на основании решения суда», - подтверждает Нина Жидяева. На момент подготовки этой публикации нам не удалось получить официальный комментарий от муниципалитета относительно того, как и на каких условиях начнется процесс изъятия земель близ Красноглинского шоссе. Можно предположить, что если собственники этих участков пока не получали уведомлений, то старт процессу будет дан не раньше чем через год.
Еще один очевидный вывод, который должны сделать все участники рынка недвижимости, связан с земельными участками и объектами недвижимости, выставленными на продажу в этой локации. Кратко эту рекомендацию можно обозначить так: «Лучше не рисковать». Перечень всех земельных участков, подлежащих изъятию в процессе реконструкции магистрали, едва ли появится в открытом доступе в ближайшее время, поэтому участники рынка, планирующие покупку в этом районе, не смогут наверняка проверить, попадет ли приобретаемый ими участок в полосу отвода или нет. Поэтому к покупке объектов и земель, расположенных в непосредственной близости от Красноглинского шоссе нужно отнестись со всей осторожностью, даже при условии очень выгодной цены.
Тем же, кто уже владеет землей и объектами недвижимости в будущей полосе отвода деваться «с подводной лодки» уже некуда: остается ждать официального уведомления об изъятии и заранее определиться, какой из вариантов возмещения в каждом отдельном случае будет максимально выгоден. Главное, помнить: собственник вправе выбирать формат компенсации (земля или деньги), а также должен сообщить о своем согласии на процедуру изъятия. 
Помимо собственно расширения и строительства новой автомагистрали проект реконструкции Красноглинского шоссе предусматривает организацию подземных и надземных пешеходных переходов, которые будут актуальны в связи с ростом нагрузки на дорожное полотно. Так, подземный пешеходный переход будет оборудован в районе домов ЭМО. Надземный переход появится возле завода «Электрощит», рядом с остановками общественного транспорта, а также через шоссе напротив завода.
ЕЩЕ ОДНО ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬБуквально на днях областное Министерство транспорта и автомобильных дорог объявило торги по поиску подрядчика, который зарегистрирует права региона на земли, подлежащие изъятию вдоль Московского шоссе. Эти участки находятся по линии от пр. Кирова до выезда из Самары и необходимы для реконструкции Московского шоссе к предстоящему Чемпионату Мира по футболу, в частности, для организации удобного подъезда к будущему стадиону в районе Радиоцентра.
На официальном сайте ведомства опубликовано сообщение, в котором говорится, что запланированные работы включают кадастровую оценку земельных участков, расчет сумм возмещения за изъятие, а также подготовку 173 соглашений об изъятии участков. Подрядчик также должен обеспечить подписание этих соглашений нынешними собственниками земель. За эту работу Минтранс готов заплатить 12 млн руб. Как несложно догадаться, число земельных участков, подлежащих изъятию на Московском шоссе, - 173. Сейчас эти территории частично заняты частными гаражами и стоянками. Известно, что процедура должна завершиться до марта 2016 года, это значит, что уведомления о предстоящем изъятии собственники должны получить в самое ближайшее время. 


Некоторые* земельные участки, подлежащие изъятию (на основании проектной документации)


Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

«Самая распространенная ошибка в самарском благоустройстве — это методическое сокращение площади ...

20.09
6 июля 2022 года в 15:00 приглашаем на панельную дискуссию в рамках летнего ландшафтного форума «Традиции...
01.07
С 6 по 8 июля 2022 года в рамках Московского международного фестиваля «Сады и люди» наш город примет...
29.06