Ваш советник по недвижимости
Новые объекты!
5 тенденций рынка коммерческой недвижимости в 2018 году

5 тенденций рынка коммерческой недвижимости в 2018 году

Как развивался рынок коммерческой недвижимости Самары в этом году? Вместе с экспертами мы выделили пять основных трендов, которые задавали ритм общему развитию всего сегмента. Все эти тенденции – долгоиграющие. Они вполне могут перекочевать в следующий год и получить там новое развитие. Будем наблюдать и делать выводы! 

Качественные офисы — нужны!

Важная тенденция уходящего года связана с сегментом офисной недвижимости. Очевидно, что качественные офисные площади демонстрируют положительную динамику спроса. Более того, городу нужны новые объекты в этом формате. Офисные центры классов А и В, расположенные в разных частях города, но в зоне хорошей транспортной доступности и с собственной развитой инфраструктурой, определенно будут востребованы рынком.


«Сегодня все достойные офисные центры Самары демонстрируют хороший процент заполняемости, - отмечает генеральный директор консалтинговой компании REC Никита Петухов. – А это порядка 80-90% занятых площадей. Если офис относится к классу А или В, но при этом имеет проблемы с арендаторами, то проблема кроется в самом объекте, в управлении или инфраструктуре. Все качественные офисные центры сегодня чувствуют себя хорошо. И когда к нам поступает запрос от потенциального арендатора на поиск 500 кв. м в хорошем офисном здании, его объективно сложно удовлетворить. Рынку нужны новые качественные проекты в офисной сфере».

 

Собственникам пора что-то менять

Много раз в этом году мы писали о помещениях в формате стрит-ритейл, зависших в экспозиции на несколько месяцев. Увы, среди них есть те, которые до сих пор ждут своих арендаторов. Именно ждут, потому что такую стратегию невмешательства выбрали их собственники. Однако время «ленивых» собственников прошло – уверены эксперты.


«Вечная классика стрит-ритейла — торговые помещения на первой линии в локациях с высоким трафиком — не теряла востребованности на протяжении всего текущего года, - говорит генеральный директор компании «Агентство Регионального Развития» Сергей Зенченко. - Ими активно интересовались федеральные продуктовые сети, магазины одежды и обуви». При этом проблема в том, что существенная масса актуальных рыночных предложений – это коммерческие площади, не отвечающие современным требованиям арендаторов и покупателей.


Новым игрокам рынка нужна новая универсальность. Но не все собственники, продавцы и арендодатели, готовы ее предложить. Ведь для этого во многих случаях нужно вложиться в ремонт, осуществить перепланировку, заменить обычные окна на витрины, оборудовать крепкую входную группу... Если владелец коммерческой площади к этому не готов, итог будет один: помещения «висят» в экспозиции по много месяцев.

 НС КН2+.jpg

Ресторанная сфера будет расширяться

Большинство ярких открытий года в сфере коммерческой недвижимости были ресторанными. Если раньше развитие этого бизнес-сегмента в Самаре было связано с уже сложившимися ресторанными коридорами (например, ресторанный сектор на Дачной), то в этом году заметные премьеры случались и в историческом центре, и на набережной, и в спальных районах.


По мнению экспертов рынка коммерческой недвижимости Самары, ресторанная ниша в городе еще не достигла своего пика и будет продолжать рост. «Ресторанная сфера вполне способна увеличиться еще процентов на 40, и спрос будет, - убежден Никита Петухов. – Безусловно, произойдет это за счет конкуренции с уже имеющимися игроками. В борьбе за посетителей победу одержат проекты с более вкусной едой, более интересными интерьерами, более яркими концепциями».


Сюда же можно отнести заметный рост пекарен, который в 2018 году не заметить было просто невозможно. «Именно рост числа пекарен я бы назвал одной из самых заметных тенденций в самарском стрит-ритейле в 2018 году, - продолжает Сергей Зенченко. - Достаточно посмотреть, как разрослись в Самаре инорегиональные сети и как неплохо чувствуют себя представители местного бизнеса в этой сфере».

 НС КН3+.jpg

Культуру – в массы!

Потихоньку выходят на авансцену мелкие предприниматели из арт-кластера. Дизайнеры одежды и аксессуаров, художники, фотографы, владельцы небольших производств и многие другие представители креативной среды становятся участниками рынка коммерческой недвижимости. Они арендуют площади для работы, экспозиции и продажи своих продуктов. И порой помещения эти располагаются в неожиданных местах. Любимые локации представителей арт-кластера – исторический центр, бывшие производственные площади, чердаки и подвалы. Многие идут в эту реальность из интернета и оттуда же приводят свою аудиторию, которая ценит нестандартность таких решений. Это новое воплощение клиентоориентированности, и этих игроков на рынке коммерческой недвижимости Самары становится все больше.


«Перед стартом работы с такими арендаторами очень важно сесть за стол переговоров и при этом заранее отнестись к ним спокойно, лояльно, - советует Никита Петухов. - Когда к ним перестанут относиться как к обычным арендаторам магазинов, все станет по-другому. У них специфичные запросы: для кого-то помещение можно недоделать, для кого-то не ремонтировать вовсе. С ними непросто: среди них есть ИП-шники и физлица. Но если погрузиться в процесс и найти с ними общий язык, то можно эффективно реализовать самые сложные и бесперспективные, казалось бы, площади. И они будут генерировать поток и приносить прибыль».

 

Коммерческая «начинка» для проектов благоустройства

Наконец, пятый тренд связан с бизнесом косвенно, но связь эта очевидна. В уходящем году в городе реализовались многие инфраструктурные и социальные проекты – как в формате внутриквартального или районного благоустройства, так и в масштабе всего города. Однако современное и качественное благоустройство сегодня едва ли возможно без коммерческой составляющей.


Очевидно, что городу нужно больше элементов, наполняющих пространства общественного пользования. Если появляются пешеходные и велосипедные дорожки, то должны быть и лавочки с зарядками для мобильных телефонов или бесплатным доступом в интернет. Если сформировано комфортабельное пространство для отдыха и прогулок, то на нем должны появиться современные и качественные фудтраки, точки для перекусов и напитков. Это и есть коммерческое наполнение социальных пространств. Этого объективно не хватает городу, и такая «начинка» способна вывести общественные территории на новый уровень функциональности и дружелюбия по отношению к горожанам.

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Реставрационные работы продолжаются: установлены строительные леса, проводится реставрация кирпичной...
14.06
Нынешний год в России — год театра. Редакция журнала «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» провел...
14.06