Алина Георгиевская: «Рынок - это живая среда с перспективами для развития в Самаре»

Алина Георгиевская: «Рынок - это живая среда с перспективами для развития в Самаре»

О том, почему рынки - это не только прошлое, но и будущее Самары, а также о социокультурном феномене современного рынка и перспективных рыночных локациях в городе рассказала архитектор, урбанист компании «ОКТОГОН», автор научных и прикладных исследований городских рынков Алина Георгиевская. 

Люди хотят на рынок 

- В последнее время горожане в ответ на вопрос, каких объектов и сервисов им не хватает в городе, называют рынки. Как вы думаете, с чем связаны такие настроения потребителей? 

- Я думаю, здесь стоит искать причины как глобального, так и локального масштаба. С точки зрения глобальных процессов чувствуется всеобщая усталость от глобализации и стандартизации. На этом фоне все более ценным становится уникальный продукт. Мода на местное производство как элемент здорового образа жизни уже давно пришла в Америку, Британию, Испанию и другие западные страны. 

С другой стороны, локальные причины у роста востребованности рынков тоже есть. Свою роль здесь сыграла экономическая ситуация последних лет, введение санкций и параллельная ориентация на местное производство. 

Думаю, что вкупе обе эти причины и рождают тенденцию спроса на рыночный формат среди потребителей. 


- При этом мы долгое время уходили от рынков, боролись с этим форматом торговли. Ведь рынки и в нашем городе многие помнят как феномены постсоветского пространства. Существовали разновидности формата: мини-рынки, большие рынки, контейнерные, где продавалось вообще все, что угодно. После этого развитие сетевого ритейла было воспринято как всеобщее благо. Мы целенаправленно уходили от рынков к новой цивилизованной форме торговли с полным контролем качества продукции. Почему вдруг «ветер» изменился?

- Действительно, в сознании многих людей на восприятие рынка наложили свой отпечаток 90-е годы. Отсюда и негативные ассоциации. Однако современные потребители, которые часто бывают в Европе, понимают, что такое современный рынок на самом деле. Многие люди видят подобные примеры современной рыночной торговли в Москве на территории реконструированных рынков. Они и меняют вектор восприятия этого пространства. 


- Какие примеры московских рынков отвечают современной рыночной философии? 

- Даниловский, Центральный, Усачевский. Многие их посетители отдают предпочтение этому формату по ряду причин. Важное преимущество состоит в том, что на рынке есть социальная коммуникация, обмен, в том числе культурный. Люди приходят сюда не только за продуктом, но и за интересным досугом, чтобы открыть для себя что-то новое или пообщаться. Это довольно значимый момент для горожанина. Еще одно преимущество рынка заключается в качестве продукции и возможности выбора. Рынок не предлагает одинаковые яблоки от одного-двух крупных поставщиков. Напротив, это небольшие фермерские хозяйства и производства, которые обеспечивают разнообразие выбора. В этом и состоит ценность: прийти, выбрать, найти своего личного продавца и потом годами покупать у него, будучи уверенным в этом качестве.


Даниловский.jpg


- То есть возврат к рыночной культуре в противовес современному ритейлу можно расценивать как внутренний протест против унификации потребления? 

- Рынок по сути - это сотня продавцов. Конкуренция между ними естественным образом приводит к этим последствиям, к этим персонифицированным отношениям с покупателем. 

 

Самарская рыночная реальность 

- Рынки Москвы и Европы с красивыми прилавками, открытой кухней, дегустацией и общением - это здорово. А что происходит с самарской рыночной реальностью?

- К сожалению, ничего подобного пока не происходит. И это проблема. Единственный наметившийся тренд среди самарских рынков связан с тем, что они закрываются. Администрация методично каждый год выполняет план по ликвидации продовольственных рынков. По данным Самарастата, в 2013 году официальных рынков в Самаре было 24, сейчас их 9. Это катастрофическое число. Когда я готовила исследование по рынкам Самары за 2013-2015 годы, в городе насчитывалось около 40 законных рынков и еще 50 незаконных стихийных и небольших, на пересечениях улиц. Сейчас из этих объектов уцелели единицы. То есть первая проблема самарских рынков - их количество. 

А вторая проблема – качество. По сути, мы имеем три капитальных крытых рынка (не берём в расчёт оптовые рынки и базы): Губернский, Троицкий, Безымянский. Все они были построены после 50-х годов прошлого века. И с тех пор их формат, функциональное наполнение, сервисы и дизайн не менялись.


- А может, когда люди говорят, что им не хватает рынков, они имеют в виду формат оптового «Норда», только расположенный рядом с ними?

- Хорошо бы узнать мнение горожан на этот счёт. Но я уверена, что жить рядом с оптовым рынком не многие бы согласились. Все же такое соседство влечёт немалые логистические неудобства. К тому же современный красивый рынок обладает эстетикой  и удобством, а оптовая база - нет.


- Рынки из города уходят, но продолжают появляться небольшие фермерские лавочки - мясные, фруктово-овощные. Может ли этот формат стать локальной заменой современному рынку? 

- Во-первых, таких объектов все ещё мало и полностью удовлетворить спрос они не могут. Многие из них располагаются в торговых центрах, а это в большинстве случаев уже не шаговая доступность от жилья. Если говорить о формате хаотичных торговых палаток, то это засорение городской среды и пейзажа. Необходимо развивать систему постоянных и временных рынков в пешеходной доступности с единым дизайном и в специально отведенных местах. Появление мини-форматов рыночной торговли - закономерный процесс, но, повторюсь, полностью восполнить потребность горожан такие объекты не способны.

 

Рынки будущего в Самаре: перспективы реконцепции и строительства 

- Итак, в Самаре функционирует три крупных рынка. У какого из них, на ваш взгляд, лучшие перспективы к трансформации? 

- Думаю, у Троицкого. Во-первых, из всех он в наиболее критическом состоянии. А во-вторых, это мог бы быть очень интересный проект благодаря локации. Расположение в историческом центре как завершение пешеходной Ленинградской, обеспечит хорошую проходимость. Обновленный рынок, безусловно, стал бы драйвером этой территории. К тому же рядом с основным зданием расположены каменные павильоны XIX века, объекты культурного наследия. Их структура позволяет разместить там дополнительные функции, сформировать новое общественное пространство.


Троицкий_.jpg


- Что такое общественное пространство на рынке? Звучит довольно абстрактно. 

- Конкретно для Троицкого рынка уместными были бы два варианта концепции. Первый – ориентация на полностью гастрономический формат: рестораны, кафе, где можно было бы пробовать разную кухню с разным чеком под разные запросы. Общественное пространство, о котором я говорила, образуется между павильонами гостиного двора. Здесь могли бы проходить временные сезонные ярмарки, лекции и другие событийные мероприятия. Второй – совмещение гастрономической части с форматом, ориентированным на арт-индустрию, искусство.


- Какие еще фишки можно добавить в пространство Троицкого рынка для идеальной реконцепции?

- Особую ценность имеет сама история Троицкого рынка. Он был построен в 50-60-х гг. XX века. А рыночная площадь возникла гораздо раньше, в 1835 году. Позже были возведены каменные павильоны гостиного двора. Интересно было бы эту историческую память отразить в современном формате. Например, уникальным объектом Троицкого рынка в то время были так называемые «обжорные ряды». Деревянные столы стояли между павильонами гостиного двора. Там готовили пищу, очень простую – для обычных людей и за символические деньги. Почему бы не осовременить этот формат? 


- В отличие от Европы, у самарских рынков есть собственники. Как их замотивировать на качественные изменения рыночного пространства? Зачем им вообще эти изменения? Ведь у них есть «синица в руке» - источник ежемесячного дохода, который давно не требует никаких вложений. А инвестиция в реконструкцию рынка - история все же рискованная. Может, и не нужен такой рынок людям, а нужна рыба по 100 рублей? 

- Первые сигналы собственники получают уже сейчас. Судя по количеству торговых мест видно, что рынки в Самаре сейчас заполнены далеко не на 100%. Во-вторых, если сравнивать проходимость, например, Даниловского и Троицкого рынков, то второй явно не дотягивает. Даниловский рынок посещает около 60 тысяч человек в неделю, Троицкий – около 18 тысяч. Внушительная разница.

В конце концов, на новый рыночный формат перестроиться все же придётся, и опыт крупных городов это подтверждает. Лучше начать процесс реконструкции уже сейчас. Ведь такова конкурентная среда: кто первый успешно разовьёт тему, тот и получит максимальный результат. 


- Может, перспективнее строить новые рынки? В каких самарских локациях вполне может возникнуть объект в лучших традициях московских и европейских рынков? 

- Если абстрагироваться от вопросов с правообладанием земли, то идеальным местом для рынка могла бы стать Хлебная площадь на территории бывшего завода клапанов. ППТ в этой локации включает торговую функцию, что уже неплохо. Эта часть города действительно нуждается в торговом объекте, но формат торгового центра опасен, потому что перетянет на себя всю жизнь, весь мелкий ритейл. Для исторического центра это фактически будет означать гибель. Рынок мог бы стать идеальным решением. Он бы не перетягивал, а наоборот генерировал социальную активность в этой локации и аккумулировал вокруг себя дополнительный стрит ритейл. Практика показывает, что вокруг рынка всегда возникает какая-то жизнь, в процесс вовлекаются ближайшие улицы, площади. Кроме того, успешный проект повышает капитализацию окружающей территории.


завод клапанов_.jpg


- Какие городские территории ещё перспективны для появления рынков?

- Очевиден бурный рост микрорайона «Кошелев-проект». К тому же запрос от местного населения на подобную функцию там подкрепляется наличием свободного пространства, где мог бы разместиться рынок. 

Ещё один пример - рынок «Шапито», где всегда был рынок, а сейчас планируется торговый центр. Вместо строительства можно было бы заняться эффективной реконструкцией. Еще одна перспективная для рынка площадка - «Колизей». К тому же там некогда планировалась рыночная функция. А потом рядом с Колизеем возник стихийный рынок, что лишний раз подтверждает удачную локацию. Словом, реконструкция Колизея была бы логичной, конструктивные особенности это позволяют.

 

Торговые центры и интернет - конкуренты рынков? 

- Помимо социокультурного феномена есть ли у рыночного пространства коммерческие преимущества перед привычным форматом торговых центров? Или период окупаемости у рынка все же больше? 

- С коммерческой точки зрения рынок выгоднее, а преимущество его в том, что это не просто торговые ряды, это многофункциональное пространство. 

У современного рынка с грамотной концепцией больше гарантий для 100%-ного заполнения. Это связано с тем, что сама арендная единица на рынке меньше. 


- Каковы предполагаемые сроки окупаемости вложений в самарские рынки? 

- Около 6 лет. Для сравнения, вложения в московские рынки окупаются где-то за 1,5–3 года.


- Почему же в Самаре тема современных рынков так медленно развивается? 

- Видимо, это связано с нежеланием собственников что-то глобально менять. Пока старый рыночный формат не исчерпал себя полностью, ситуация не изменится. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что европейские рынки развиваются при мощной поддержке муниципалитетов. 


- Ещё одна особенность местной торговли - уход мелких фермерских хозяйств в интернет. Многие реализуют свой товар там, адресно находят покупателей, доставляют продукты на дом. Может, и не нужен им физический рынок? 

- Напротив, без физической конкуренции никакого развития в этой сфере не будет. Для потребителя всегда будет важно попробовать продукт перед покупкой, сравнить его с другими визуально и на вкус. Интернет не даёт такой возможности. Поэтому рынок как абсолютно живая среда имеет куда больше перспектив для развития и роста.
Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Галерея крупноформатных объектов торговой недвижимости, выставленных на продажу в Самаре в 2022 году,...
25.10
14 апреля 2022 в Казани на площадке коворкинга «Smart Space» состоялась дискуссия «COWORKING STYLE:...
19.04
С конца февраля — начала марта 2022 года мировые бренды друг за другом начали сообщать о приостановке...
14.03