Ваш советник по недвижимости
270x75.gif

Трезвый ритейл

Формат продуктовых магазинов, занимающих нижние этажи жилых домов, в ближайшее время может серьезно измениться. По регионам шествует законопроект, запрещающий торговлю алкоголем на первых этажах коммерческой «встройки». Какое влияние окажет эта инициатива на рынок коммерческой недвижимости и самих ритейлеров, если все же превратится из проекта на бумаге в реальную ограничительную меру?


Угроза для сетевых «продуктовиков»


Законопроект о запрете торговли алкоголем на первых этажах жилых домов уже активно обсуждается в нескольких регионах. И если в Ульяновской области текст нового закона готов и вступит в силу с 1 января 2015 года, то в Самаре эта законотворческая инициатива пока находится на стадии обсуждения – о законопроекте заговорили еще в прошлом году. Впрочем, волна опасений докатилась и до самарских ритейлеров, которые уже выказывают свою озабоченность перспективой принятия этого законопроекта. Одни реагируют критическими замечаниями о том, что удар по бизнесу с введением алкогольного запрета окажется очень существенным. 

нет фото

Александр Литвинский, координатор компании «Главпродукт»

кавычки.png

Прямой оборот алкогольной продукции в сетевых магазинах начинается от 12–18 %, в случае запрета на торговлю алкогольной продукцией этот процент составят прямые потери. При этом нужно понимать, что реальные потери окажутся больше, ведь многие покупатели приобретают алкоголь «попутно», приходя в магазин за продуктами, например. 

Есть среди сетевых продуктовых магазинов и такие, которые уже отреагировали на возможность введения запрета на продажу алкоголя в жилых домах конкретным действием. Известно, например, что продуктовая сеть «Пятерочка» отказалась от своих планов по аренде торгового помещения на первом этаже одной из новостроек именно из-за ожиданий, связанных с принятием закона.


Как отреагируют ритейлеры


Представители сетевых компаний и эксперты рынка коммерческой недвижимости по-разному прогнозируют возможные реакции продуктовых и алкогольных сетей на принятие антиалкогольного законопроекта. 

нет фото

Дмитрий Кулешов, директор по развитию сети магазинов «Горилка» 

кавычки.png 

Для того чтобы оценить возможный масштаб последствий принятия этого законопроекта, достаточно сравнить количество магазинов в отдельно стоящих зданиях и на первых этажах жилых домов. Что будет с рынком, если на весь город-миллионник останется 100 магазинов, где можно будет купить алкогольную продукцию? Очевидно, вырастет нелегальный оборот алкоголя.

нет фото

Александр Литвинский, координатор компании «Главпродукт»

кавычки.png 

Одно дело, если подобные ограничения касаются небольших магазинов, которые торгуют алкогольной продукцией на площади 30–50 кв. м и располагаются чуть ли не в подъезде. Но совсем другое – когда под ограничительные меры попадает большой продуктовый маркет площадью 650–1000 кв. м. Для сетевого магазина такая мера может оказаться губительной, потому что алкоголем такие магазины торгуют наряду с другими товарами и серьезное сокращение ассортимента для них – большое испытание.

Основная проблема, которая встанет перед ритейлерами как арендаторами коммерческих площадей, будет связана с их изменившейся платежеспособностью. Если общий объем товарооборота и прибыль сетевых продуктовых компаний из-за принятия законопроекта снизятся, то, очевидно, этот процесс найдет отражение в политике отбора коммерческих площадей для аренды. Торговые помещения на первых линиях и первых этажах, с удобными подъездными путями и местом для выгрузки товара, с небольшой парковкой перед самим зданием – это объекты недвижимости из разряда недешевых. Справятся ли ритейлеры с такой арендной нагрузкой, если их прибыль снизится на 20–30 %? Очевидных ответов на этот вопрос два: ритейлеры в основной своей массе останутся на своих площадях либо начнут искать другие варианты для аренды. В пользу первого варианта высказывается генеральный директор АН «Гербер» Владимир Мурзин. 

генеральный директор АН «Гербер» Владимир Мурзин..png

Владимир Мурзин, генеральный директор АН «Гербер» 

кавычки.png 

Сетевые «продуктовики» едва ли решатся на «побег» с насиженных площадей, даже если им запретят торговать алкоголем. Все же около 80 % их оборота составляют продукты и товары повседневного потребления (не алкоголь), поэтому терять еще и эти деньги они не будут.

Дмитрий Кулешов также считает, что переезд на другие торговые площади потенциально может потребовать от ритейлеров еще больших затрат и в конечном итоге оказаться неэффективным для дальнейшего развития торговли. 

нет фото

Дмитрий Кулешов, директор по развитию сети магазинов «Горилка» 

кавычки.png 

Для любого бизнеса наличие ступенек перед входом в магазин означает потерю денег, и чем больше ступенек, тем осязаемее потеря. Магазинам, торгующим продуктами и напитками, жизненно необходимо размещаться на первых этажах – это важно и при выгрузке товара, и когда посетители выходят из магазина с покупками, – убежден Дмитрий Кулешов. – Сложно представить, на какие помещения могут поменять продуктовые магазины свои привычные площади. Большинство магазинов расположены в коммерческих помещениях, которые изначально проектировались как торговые площади. В других помещениях им будет куда менее комфортно, поэтому переезд – это все же крайняя мера.

Таким образом, если ритейлеры все же в большей степени склонны остаться, чем уйти с первых этажей жилых домов, возникает второй вопрос – какие последствия ожидают рынок коммерческой недвижимости и как могут измениться отношения между собственниками и арендаторами торговых площадей?


Как отреагирует рынок


С одной стороны, собственники коммерческих площадей на первых этажах жилых домов могут пойти навстречу сетевым продуктовым магазинам и скорректировать ставки с учетом того, что с магазинных полок исчез алкоголь, а в самих магазинах из-за этого уменьшился трафик посетителей. Впрочем, Владимир Мурзин считает, что такого «милосердного» жеста ритейлерам едва ли стоит ждать: даже если они решатся мигрировать с первых этажей, помещения пустовать не будут. 

генеральный директор АН «Гербер» Владимир Мурзин..png

Владимир Мурзин, генеральный директор АН «Гербер» 

кавычки.png 

Если закон, ограничивающий торговлю алкоголем на первых этажах жилых домов, будет принят, то сетевым ритейлерам занимаемые ими площади могут стать менее интересными. В этом случае они могут «пересесть» в другие помещения (с меньшими арендными ставками, например), но освободившиеся после них площади пустовать точно не будут. Рынок моментально среагирует на новые предложения, и эти помещения займут другие представители бизнеса, ориентированные на пешеходный трафик. Это стабильно востребованные помещения, расположенные на первой линии с удобными подъездными путями, – туда однозначно пойдут арендаторы.

Генеральный директор консалтинговой компании REC Никита Петухов.jpg

Никита Петухов, генеральный директор консалтинговой компании REC

кавычки.png

Генеральный директор консалтинговой компании REC Никита Петухов, напротив, отмечает, что последствия принятия законопроекта для всего рынка коммерческой недвижимости могут быть колоссальными. «Возможно, влияние на рынок окажется столь масштабным, что изменится формат самих магазинов во «встройке». Это очень глобальная встряска, на которую рынок может отреагировать непредсказуемо.

Сейчас арендные ставки на торговые помещения большого метража (от 500 до 1000 кв. м), расположенные на первых этажах жилых домов, составляют в среднем 550–700 руб./кв. м для нецентральных районов и 1000–1500 руб./кв. м для городского центра или отдельных популярных локаций. Средняя стоимость покупки таких помещений в спальном районе – 50–55 тыс. руб./кв. м, хотя можно встретить и более доступные и меньшие по площади предложения.

А в целом экспозиция торговых помещений просторного метража на первых этажах домов оказалась весьма скудной, что еще раз подтверждает мысль о том, что качественные торговые помещения во «встройке» в местах с большим пешеходным трафиком почти никогда не пустуют. И едва ли эту ситуацию способно что-то изменить.


СПРАВКА


Горилка

Чтобы представить возможный масштаб последствий принятия законопроекта и его влияние на сегмент сетевого бизнеса, размещающийся на первых этажах домов, достаточно взглянуть на общее количество сетевых магазинов, которые сегодня функционируют в городе. Например, сеть «Покупочка» в Самаре состоит примерно из 30 магазинов, сеть «Любимый» – из 25 магазинов, количество магазинов в сети «Пятерочка» вдвое больше, а сеть алкогольных магазинов «Горилка» – абсолютный рекордсмен с 333 работающими магазинами. 

Впрочем, вполне вероятно, что более мелким сетевым компаниям придется еще сложнее. Например, в случае принятия законопроекта совершенно неясна судьба двух магазинов сети «Главпродукт», расположенных на первых этажах во «встройке».


генеральный директор АН «Гербер» Владимир Мурзин..png

Владимир Мурзин, генеральный директор АН «Гербер» 

кавычки.png 

Я поддерживаю эту законодательную инициативу как возможность, которая способна хоть как-то оградить от покупки алкоголя несовершеннолетних, гуляющих во дворах. Отсутствие точек продаж алкогольной продукции осложнит возможность покупки и, надеюсь, уменьшит число людей, распивающих эти напитки поблизости от домов.

Генеральный директор консалтинговой компании REC Никита Петухов.jpg

Никита Петухов, генеральный директор консалтинговой компании REC

кавычки.png

Надеюсь, что законопроект, связанный с запретом торговли алкоголем на первых этажах домов, не пройдет, что сами продуктовые сети не дадут его пролоббировать. С оборотом алкоголя связана внушительная часть выручки «сетевиков», и с принятием закона бизнес пострадает внушительно.

нет фото

Александр Литвинский, координатор компании «Главпродукт»

кавычки.png 

Если рассуждать о социальной составляющей законопроекта, то неужели запрет торговать алкоголем на первых этажах жилых домов убедит людей меньше покупать эту продукцию? Предположим, под запрет попадет магазин на первом этаже, а небольшой пивной павильон, стоящий между домами, этой меры избежит – жители дома все равно будут покупать алкоголь неподалеку от своего места жительства. Очевидно, что подобные законопроекты лоббируются представителями федеральных продуктовых сетей, которые занимают гигантские площади в торговых центрах и не заинтересованы в успешности конкурентов, располагающихся на первых этажах жилых домов. В связи с этим, конечно, не хотелось бы, чтобы эта инициатива перешла в разряд закона и ударила по бизнесу.


Актуальная экспозиция объектов коммерческой недвижимости на первых этажах (август, 2014 г.)

Актуальная экспозиция объектов коммерческой недвижимости на первых этажах (август, 2014 г.).png


Люди говорят

Вам важно, чтобы на первых этажах домов были продуктовые магазины? Как вы отнесетесь к тому, что из них пропадет алкогольная продукция?


Ксения Солодова, предприниматель.png

Ксения Солодова, предприниматель

кавычки.png 

Магазины, торгующие алкоголем, должны быть вынесены из жилых домов. Сама не выпиваю и к алкоголю отношусь негативно. Есть надежда, что этот закон сократит число алкоголиков, околачивающихся около магазинов, а подъезды и дворы домов станут чище. умрет такой мелкий бизнес – ну, туда ему и дорога, будет мотивация освоить другие ниши. Отсутствие продуктового магазина в доме мне нисколько не помешает, давно покупаю продукты в гипермаркетах.


Денис Бальцерович, менеджер партнерских продаж страховой компании «РОСГОССТРАХ».png
Денис Бальцерович, менеджер партнерских продаж страховой компании «РОСГОССТРАХ»

кавычки.png 

Я против размещения каких-либо организаций, парикмахерских, магазинов в жилых домах в целом. Для этого должны быть отведены специальные постройки с торговыми площадями. А алкогольная продукция пусть пропадает, меньше будет возможностей у тех же самых несовершеннолетних его приобрести. К тому же если учесть тот факт, что арендаторы делают перепланировки, не удовлетворяющие требования закона, то их расположение на первых этажах жилых домов становится очень опасным, так как здание попросту может обрушиться.

Павел Воробьев, директор студии звукозаписи.png

Павел Воробьев, директор студии звукозаписи «PLAY records», автор и солист музыкальной группы COMEDOZ

кавычки.png

Я закупаюсь продуктами в крупных торговых центрах: у них и время работы дольше, и выбор больше. А что касается алкоголя, то я считаю, что в нашей стране алкогольная продукция никогда не пропадет. Запретят продавать на первом этаже, будут продавать на втором.

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Официально этап выдвижения номинантов на Премию RS-AwaRdS-2019 стартовал 7 августа, на праздновании ...
15.08
ООО «Центр радиационной безопасности» проводит все необходимые исследования, по результатам которых ...
12.08
Розничные продажи часто идут за новостройками. Это хорошо заметно не только по продуктовому ритейлу,...
06.08