Капремонт признали конституционным

Капремонт признали конституционным

Во вторник, 12 апреля, Конституционный суд РФ постановил, что взносы на капремонт не противоречат Конституции. Тем не менее в суде было отмечено, что действующая система взносов далека от совершенства и требует конкретизации порядка формирования программ.

На федеральном уровне программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах вступила в действие в июле 2015 года. Как пилотный проект, Самарская область вошла в программу капремонта на год раньше. Величина взноса в нашем регионе составляет 5,07 руб. за кв. м для домов до пяти этажей и 5,84 руб. - для домов от шести этажей и выше. В июле текущего года данные показатели должны вырасти до 5,45 руб. и 6,27 руб. соответственно. Система капремонта рассчитана на 30 лет. За это время в каждом доме должны выполнить капитальный ремонт крыши, фасада, фундамента, подвала, инженерных систем, заменить лифты.


Сбор средств осуществляется двумя способами: на счет, открытый ТСЖ или ЖСК, или же в «общий котел». В нашем регионе взносы аккумулировались на счету Самарского областного фонда капитального ремонта. Данный закон вызвал большой резонанс среди граждан, обнаруживших в своих коммунальных платежках новую внушительную графу, а также не оставил равнодушными политических и общественных деятелей. В начале 2016 года группа депутатов Госдумы обратилось с запросом в КС, считая взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство.


Конституционный суд постановил, что взносы на капремонт не противоречат Конституции, поскольку не являются налогом и должны расходоваться целевым образом. Не нашел КС и противоречий в системе «общего котла», поскольку этот механизм позволяет быстро собирать средства для неотложного ремонта. В суде было отмечено, что очередность проведения капремонта должна определяться на основе объективного состояния домов и может быть оспорена в суде. Суд также подчеркнул, что введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капремонта на момент приватизации. Эти здания должны включаться в соответствующие региональные программы в первую очередь, а для их капремонта бюджеты всех уровней могут оказывать дополнительную финансовую поддержку. «Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства государства», — говорится в документах суда.


Председатель Общественного совета при самарском Фонде капитального ремонта Виктор Часовских согласен, что программу необходимо регулировать и вводить механизмы контроля за качеством выполнения работ. В частности, он отметил несовершенство процедуры отбора подрядных организаций. Так, согласно региональному законодательству, представители органов местного самоуправления не обязаны входить конкурсную комиссию. В Самаре, например, представители МСУ присутствовали только на 2% торгов, хотя, отметил эксперт, «местное самоуправление как никто должно быть заинтересовано в качестве выполнения работ по программе». Общественный совет при фонде предложили внести в закон поправки, обязывающие МСУ входить в конкурсную комиссию. Также в комиссию должны входить представители общественного совета, чтобы давать профессиональную оценку заявившимся подрядчикам. И необходимо, чтобы конкурсная комиссия учитывала мнение жильцов о том, кого привлекать на эти работы. Также он предлагает изменить принцип формирования программы, чтобы жильцы каждого дома могли видеть, в какой период на их доме будет произведен каждый из видов работ.




Виктор Часовских
Виктор Часовских

Председатель Общественного совета при Фонде капитального ремонта 




«На сегодня нельзя сказать, что программа идеальная, конечно, ее нужно регулировать. Нужно вводить механизмы контроля за качеством выполнения работ, изменять сам принцип формирования региональной программы. Программа регулируется в процессе ее применения. Я думаю, потребуется еще около 2 лет, чтобы отрегулировать ее, опираясь на практику. Поэтому сейчас вносятся различные предложения, поправки в федеральное и региональное законодательство по программе. Возникает много вопросов к качеству выполнения работ со стороны подрядных организаций и к самой процедуре их отбора. Мы рассматриваем проблему проведения торгов по отбору подрядных организаций и выявили, что, согласно региональному законодательству, представители органов местного самоуправления не обязаны входить конкурсную комиссию. Они могут присутствовать, а могут и нет. Мы предложили внести поправки, обязывающие МСУ входить в конкурсную комиссию.
Также необходимо, чтобы конкурсная комиссия учитывала мнение жильцов о том, кого из подрядчиков привлекать на эти работы. В комиссию должны входить представители общественного совета при фонде, чтобы давать профессиональную оценку заявившимся подрядчикам. От работы конкурсной комиссии зависит очень многое, потому что качество работ по программе напрямую связано с профессионализмом подрядчиков. Также необходимо изменить принцип формирования программы. Сегодня определяется только один вид работ по дому, который будет проведен в ближайшее время. Я считаю, что по каждому дому нужно определить все виды работ, в какой период они должны быть проведены. Чтобы жители видели, когда у них будет отремонтирован фасад, когда — крыша, инженерия и так далее». 

Комментарии
Комментариев нет

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Можно ли вдохнуть новую жизнь и наполнить актуальным функционалом исторический квартал в центре города? ...
28.02
Проект SamaRanta участвует в региональной Премии RS-AwaRdS-2022 в номинации «Свой дом». Строительные...
04.10
Девелоперские проекты из Тольятти участвуют в региональной Премии в сфере строительства и недвижимости...
13.10